Казахстанские вузы сильно просели в международных рейтингах

28942

Даже топовые университеты РК получили по новым индикаторам очень низкие оценки

Фото: © Андрей Лунин

Планомерное восхождение ведущих казахстанских университетов по строчкам QS World University Rankings и Times Higher Education Ranking в 2023 году сменилось спуском. Например, многолетний лидер академического высшего образования – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ) – опустился в первом рейтинге с 150-го на 230-е место, а во втором перешел из кластера 1001–1200 в более низкий. Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (ЕНУ), в свою очередь, снизил позиции с 277-го до 355-го места в QS и также просел на кластер ниже в рейтинге Times. Схожая картина и с Южно-Казахстанским университетом имени М. О. Ауэзова (с 443-го места на 620-е) и с другими вузами. Что же случилось?

И у самих вузов, и у Министерства науки и высшего образования объяснение одно: изменения в методологии ранжирования.

Процентиль подвел

В 2023 году оба британских международных рейтинга – составляемый аналитической компанией Quacquarelli Symonds (QS, ранжирует 1500 организаций образования) и рассчитываемый журналом Times Higher Education (THE, ранжирует 1904 университета плюс 769 только называет, это вузы-«репортеры») – решили «утяжелить» индикаторы, относящиеся к научно-исследовательской деятельности вузов. Так, в QS добавили индикатор International Research Network – «международные коллаборации» в вольном переводе. Это доля публикаций на одного ученого и количество публикаций в сотрудничестве с зарубежными коллегами (с определенными условиями цитирования). Times Higher Education добавил сразу три новых показателя: «сила исследований» (рассчитывает 75-й процентиль взвешенного по областям влияния цитирования), «превосходство исследований» (оценивает количество научных публикаций, входящих в 10% лучших по цитируемости во всем мире) и «влияние исследований». Последний в описании методики объясняется так: «Мы используем итерационный метод для измерения важности статьи, не только подсчитывая количество цитирований, но и принимая во внимание важность цитируемых статей. Мы также учитываем предмет исследования, так как разные дисциплины имеют разную структуру цитирования».

Даже топовые университеты РК получили по новым «научным» индикаторам очень низкие оценки. Так, у Южно-Казахстанского университета имени Ауэзова по индексу международных коллабораций – 1 балл из 100 (тогда как, например, соотношение количества студентов на факультете оценивается в 92 балла). Такая же оценка у Satbayev University и почти столько же у ЕНУ – 1,1. Единственный двузначный показатель международных коллабораций – у КазНУ: 12 из 100.

«Доля преподавателей и ученых, имеющих публикации в высокорейтинговых научных журналах, до сих остается низкой. В частности, Казахстан, согласно данным Clarivate Analitics, находится на 83-м месте в мире. Также такой наукометрический показатель, как количество цитирований на одну публикацию казахстанских авторов, остается низким», – признают в Министерстве науки и высшего образования РК.

Что еще хуже для положения казахстанских вузов, в QS радикально, в 2 раза (с 20 до 10%), снизили вес индикатора «Соотношение количества преподавателей и студентов». А это показатель, за счет которого наши университеты и набирали очки. КазНУ и ЕНУ по этому критерию входили в десятку лучших в Азии, даже в региональных вузах соотношение студентов и ППС (профессорско-преподавательского состава) было приближено к международным стандартам.

Не уменьем, а числом

Есть и хорошие новости: в целом казахстанских вузов в рейтингах стало больше.

В QS их количество выросло с 16 до 26, в том числе список-2024 пополнили пять новичков (остальные вернулись): Восточно-Казахстанский университет имени Даулета Серикбаева (занял позицию в кластере 901–950), Университет Нархоз (1201–1400), Университет имени Сулеймана Демиреля (1201–1400), Кызылординский университет имени Коркыт Ата (1201–1400), Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати (1201–1400).

На вопрос, не низковата ли позиция Нархоза, престижного экономического вуза с 60-летней историей, его президент Мирас Дауленов ответил Forbes Kazakhstan так: «При оценке того или иного университета необходимо смотреть не на его общую позицию в рейтинге, а на отдельные показатели, по которым вуз может отличаться от других. В этом отношении важно не сравнивать яблоки с апельсинами, так как вузы могут быть разными в профиле образования и по системе управления. Вузы должны участвовать в рейтингах, но при оценке качества образования нужно опираться не только на рейтинги, но и, например, на международные аккредитации, которые внимательно вникают в детали образовательных программ и дают им оценку, а также на мнение академического сообщества и мнение работодателей, которые в конечном счете являются «клиентами» университетов, то есть заказчиками конечного продукта».

THE-2024 оказался еще гостеприимнее к Казахстану. Еще в 2023 году там отметили только шесть наших вузов: КазНУ, ЕНУ, Satbayev University, Казахский национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ), Карагандинский университет Казпотребсоюза и Кокшетауский госуниверситет. В рейтинге-2024 приняли участие уже 29 казахстанских университетов. Из них четыре вуза были расставлены по местам, при этом выше всех, в сегменте 501–600, оказался новичок списка – Назарбаев Университет. Лучшие результаты у него по гендерному равенству (женщин-студенток – 52%), доле научных публикаций (38%), числу иностранных студентов (3%), количеству студентов на одного преподавателя (13,9) и числу «full time»-студентов (5847). Другие три вуза – это привычные уже КазНУ (1201–1500 место), ЕНУ (1501+ место), Satbayev University (1501+ место).

25 представителей Казахстана в THE-2024 стали «репортерами» (вузы, которые прошли анализ, но не заняли позиции): Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмета Яссауи, Алматинский технологический университет, Казахский национальный медицинский университет им. Асфендиярова, Атырауский университет им. Досмухамедова, Академия гражданской авиации, Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева, Таразский региональный университет им. Дулати, Международный университет информационных технологий, Международный инженерно-технологический университет, Букетов Университет, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Торайгыров Университет, Университет «Туран-Астана»; Казахстанско-Британский технический университет, КазНПУ им. Абая, Казахский национальный женский педагогический университет, Казахстанский медицинский университет, Уалиханов Университет, Актюбинский региональный университет им. Жубанова, Маргулан Университет, Ауэзов Университет, Университет Нархоз, Восточно-Казахстанский университет им. Аманжолова, Университет им. Сулеймана Демиреля, Жансугуров Университет.

Восток – дело тонкое

В рамках QS World University Rankings рассчитывается множество более мелких рейтингов, в том числе отдельно по вузам Азии и отдельно – по Центральной Азии. И там у наших все гораздо лучше. Например, в азиатском секторе КазНУ – на 29-м месте, ЕНУ – на 71-м, Satbayev University – на 105-м, а университеты с именами Ауэзова и Абая расположились на 144-м и 146-м местах соответственно. Всего в регио­нальном рейтинге 34 казахстанских вуза, в том числе три павлодарских, два карагандинских, шымкентский ЮКГУ и туркестанский МКТУ, два усть-каменогорских и два астанинских (правда, один из них, Аграрно-технический университет им. Сакена Сейфуллина, почему-то по-прежнему числится в Нур-Султане).

«Методология, используемая для создания рейтинга QS Asia University Rankings, аналогична той, которая используется для QS World University Rankings, но с некоторыми дополнительными показателями и адаптированными весами, – объясняют свои региональные успехи в ЕНУ. – Этот набор критериев, разработанный в консультации с региональными экспертами и заинтересованными сторонами, ориентирован на специфику региона и призван отразить ключевые приоритеты университетов Азии».

И, конечно, душа отдыхает на рейтинге «QS – Центральная Азия». За вузами Казахстана в нем – восемь первых мест. Топ-10 замыкают бишкекский Американский университет в Центральной Азии и Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

По учебе и зарплата

Одним из индикаторов, которые впервые в 2023 году применила Quacquarelli Symonds, является показатель Employments outcomes (достижения выпускников), отражающий уровень трудоустройства выпускников вуза и количество выдающихся выпускников. Бывшие студенты КазНУ принесли своей альма-матер в этой категории 11,5 балла из 100 возможных; выпускники ЕНУ – 10,9; Satbayev University – 10,5; ЮКГУ имени Яссауи – 11,2. Стоящий ниже «топов» Казахский национальный аграрный исследовательский университет получил 11,8, Национальный педагогический университет им. Абая – 12,1, Кызылординский университет имени Коркыт Ата – 12,4 (это столько же, сколько у алматинского Университета Нархоз). Последний вуз вообще получил очень низкие оценки, за достижения выпускников у него – самый высокий балл, остальные индикаторы – от 1 до 8,4. Объяснить это можно, наверное, только тем, что университет – дебютант списка. Ниже всего составители рейтинга оценили достижения выпускников Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати – 9,9 балла. А выше всего – воспитанников Университета КИМЭП – 14,8.

Судить учебные заведения по быстрому трудоустройству на доходные рабочие места любят и в Казахстане. Единственный крупный республиканский рейтинг, рассчитываемый экспертами палаты предпринимателей «Атамекен», оценивает учебные программы вузов, опираясь по большей части на карьерные перспективы. Важнее других, по методике «Атамекена», такие критерии, как уровень трудоустройства, продолжительность поиска работы, соответствие содержания образовательных программ требованиям рынка труда и медианная заработная плата выпускников. Логика в этом есть: образование получают, чтобы применять знания для заработка.

Согласно исследованию Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, проведенному в 2023 году, среднемесячная номинальная заработная плата работников со средним образованием составляет в стране 230 841 тенге, с высшим – 398 214 тенге, то есть на 60% больше (расчет был проведен на основе анализа данных о 1,5 млн человек со средним и 1,7 млн – с высшим образованием).

Однако с бурным ростом IT-стартапов все больше молодых людей начинают работать, окончив лишь кратко­срочные курсы или взяв частные уроки. А то и вовсе – став самоучками, как, например, создатель компьютерной игры Stickman Party шымкентец Максим Кривоконев. Его набор мини-игр уже скачали более 350 млн раз, а за плечами у него – только средняя школа.

Есть и противоположные примеры. Мадияр Кумурбеков, стартапер, разрабатывающий проект по поиску мобильных механиков в Техасе, говорит, что главными для него стали магистратура в МIT и изучение искусственного интеллекта. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology), кстати, 12 лет подряд возглавляет рейтинг QS, опережая Кембридж, Стэнфорд, Оксфорд и Гарвард. А все потому, что MIT, с его девизом «Разум и руки», нацелен как на науку, так и на технологии, инновации и изобретения. Именно здесь придумали радар и память на магнитных сердечниках, а также разработали концепцию расширяющейся Вселенной. В МIT учились, преподавали или проводили исследования 97 (!) нобелевских лауреатов.

Рисечить, рисечить и еще раз рисечить!

В одном из самых значимых мировых рейтингов вузов – Академическом рейтинге университетов мира (ARWU) от Шанхайского университета – учитывается только статистика: количество выпускников – нобелевских лауреатов и награжденных медалью Филдса; число высокоцитируемых исследователей; цитируемость статей, публикации в топовых научных журналах Nature и Science; количество статей, проиндексированных Science. В ARWU тоже недавно прибавили два показателя: индексы цитирования и воздействие университета в расчете на душу населения. Но увеличение числа индикаторов не помогло казахстанским образовательным институциям пробиться в этот значимый рейтинг – их там как не было, так и нет.

Но опять же – есть и хорошие новости. «В целях повышения результативности научно-исследовательской деятельности вузов Министерство науки и высшего образования дало старт формированию исследовательских университетов, – заявили в ведомстве. – Утверждены программы развития двух ведущих вузов: КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л. Гумилева. Основная цель – трансформация в исследовательские университеты мирового уровня».

Исследовательский университет (Research University) – это вуз, где научные исследования составляют одну из главных сфер деятельности. Разные эксперты называют разные отличительные признаки таких университетов, сходясь на том, что должны быть теоретические и прикладные исследования, научно ориентированное обучение и высокий уровень финансирования (чтобы были деньги на оборудование для лабораторий и привлечение высококвалифицированных сотрудников). Также называют значимую долю программ последипломного обучения, академическую свободу и «просвещенное и смелое руководство».

«Присвоение статуса исследовательского вуза и развитие научно-исследовательской деятельности положительно влияет на общую репутацию университета в академической среде», – констатируют в Евразийском национальном университете.

Очевидно, что отечественные учреждения высшего образования не имеют ресурсов, чтобы самостоятельно поднять уровень научных исследований в стране в целом. И помощь со стороны государства для развития высшего образования необходима. Как заверяет министерство, оно предпринимает сразу несколько мер. Во-первых, разрабатывается закон «О науке и технологической политике». С сентября его текст доступен на сайте «Открытые НПА». Там, к слову, дается определение исследовательскому университету и его отличиям, а также есть отдельная глава «Экономические меры стимулирования развития науки». В ней предусматриваются механизмы, призванные мотивировать частный бизнес вкладываться в научные разработки: налоговые льготы и вычеты, а также помощь в охране интеллектуальных прав и льготы молодым ученым. В целом закон должен устранить правовые пробелы, мешающие межотраслевой координации научной, научно-технической и инновационной деятельности, создать условия для подготовки научных кадров и помочь внедрению корпоративного управления в науку.

Ну и самое главное – увеличивается бюджет на науку. По данным министерства, общий бюджет науки на 2023–2025 годы в сравнении с предыдущим трехлетним периодом на 2020–2022 годы вырос в 3,3 раза и составил 643 млрд тенге. Как заявил глава Министерства науки и высшего образования Саясат Нурбек, «такого финансирования еще не было за 30 лет, почти $1,5 млрд сейчас мы напрямую направляем на науку».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить