Цирк из океана

10163

Всемирно известный Cirque du Soleil, за короткое время выросший из уличной труппы в мировой бренд, и стал основным примером стратегии голубого океана

Архивы пресс-службы
Даниель Ламар, CEO Cirque du soleil

Oснователь Cirque du Soleil (Цирк солнца) Ги Лалиберте, по оценкам Forbes, 464-й миллиардер в мире с сос­тоянием в $2,6 млрд и 11-й в Канаде (март 2012-го), удивительно скромен за пределами цирка, всячески избегает интервью и чрезвычайно редко общается с прессой. В 2010 году он получил звезду на аллее в Голливуде, но в канадских медиа мелькнуло лишь фото Ги с красным клоунским носом и штампованная информация из пресс-релиза. В багаже его заслуг множество званий и наград локального и мирового значения. Так, в 2004 году Ги вошел в рейтинг самых влиятельных людей, по мнению Time, в 2006-м, по оценке Ernst & Young, назван предпринимателем года в трех номинациях.

Очевидно, никто из тех, кто бросал монеты в шляпу за уличные представления, не мог предвидеть такое будущее с 800-миллионным годовым оборотом. Ги Лалиберте начал свою карьеру на улице: ходил по канату, «пожирал» огонь, веселил публику.

По собственному признанию Лалиберте, его жизнь кажется ему самому сказкой, нереальным представлением. Он и не рассчитывал на мировой успех.

Вхождение в большой цирк началось с участия в 1984 году (когда Ги было 24 года) в грандиозном шоу, посвященном 450-летию Канады. Это был разовый проект. Но успех труппы превзошел ожидания, и Cirque du Soleil перешагнул из юбилейного праздничного спектакля в локальный шоу-бизнес. Но климатические условия не позволяли работать более шести месяцев в году (на тот момент у цирка было только шапито).

Карьера цирка мирового значения началась с выступления в Лос-Анджелесе – Reinvented Cirque. Публика «дала добро», и, воодушевленный успехом, Ги начал экспансию за пределы Канады. Не прекращая активного участия в разработке креативной части, он с таким же успехом реализовал себя как предприниматель. «Пожалуй, секрет в том, что у меня одинаково работают оба полушария», – позже скажет Ги.

И сегодня ни один сценарий не воплощается на сцене без непосредственного участия Лалиберте. Но управление таким разросшимся бизнесом требовало правой руки. И в 2001 году на позицию СЕО Cirque du Soleil был приглашен Даниель Ламар, который дал эксклюзивное интервью Forbes Kazakhstan.

Об экспансии

– Как вы оцениваете свой вклад в развитие Cirque du Soleil? Какие стратегически важные изменения были внесены за период вашего участия в управлении компанией?

– Мне чрезвычайно повезло. Я пришел в цирк на том этапе, когда бренд уже сформировался и рынок был зрелым. Тем не менее перед цирком стояли колоссальные задачи по дальнейшему расширению бизнеса в части географической экспансии. В течение 11 лет наиболее важной задачей для меня является именно открытие новых рынков для цирка и, соответственно, цирка для новых стран, новых зрителей. Сегодня представления Cirque du Soleil проходят на всех континентах, за исключением Антарктиды (с 1984 года цирк посетил 40 стран мира. – Прим. ред.). К примеру, до моего прихода в Азии цирк был представлен только в одной стране – в Японии. Мы добавили в список Корею, Китай, Филиппины…

Также за это время нас узнали в странах Южной Америки и Восточной Европы. Одной из важных вех в истории географического расширения, безусловно, является Россия. Русские и китайские артисты давно занимают немалую долю в общем составе артистов цирка, и с недавнего времени у них есть возможность выступать перед своими соотечественниками. Говоря об индивидуальности подхода к странам, подчеркну, что в России, к примеру, мы открыли офис и наняли сотрудников.

В течение 11 лет важной задачей является открытие новых рынков для цирка и, соответственно, цирка для новых стран, новых зрителей

– Потребовало ли географическое расширение нового взгляда на стратегию цирка?

– Однозначно. Ярким примером служит появление нового для нашего цирка формата представления – арены. В течение долгого времени цирк выступал исключительно в двух форматах: под классическим шапито и в резидентском формате, как, например, шоу в Лас-Вегасе и в Диснейленде Орландо (в настоящее время Cirque du Soleil представляет шесть шоу в Лас-Вегасе и одно в Орландо).

Стандартный гастрольный формат шапито требует значительных инвестиций, оправдать которые и получить прибыль можно, лишь будучи уверенными в продажах билетов на шесть-восемь недель, это минимум 5 тыс. билетов. Соответственно, желание включить тот или иной город в список зачастую могло обернуться серьезными рисками. Формат выступления на арене позволил снизить риски за счет сокращения расходов на одно представление. На гастрольной карте цирка появились 200 новых городов именно благодаря этому формату. Так, географическое расширение бизнеса приобрело усиленную динамику в последние годы.

– Выходя на новые рынки, каким образом вы их прощупываете? На какие показатели вы опираетесь, перед тем как принять решение о том, быть или не быть желто-голубому шапито в определенной стране?

– Два самых важных показателя – это плотность населения и уровень развития туризма. Остальное – детали. Разумеется, деталям мы уделяем не меньшее значение. К каждой стране мы подходим индивидуально. Как правило, мы находим локальные кадры (конкретных людей или агентства), которые помогают нам понять рынок, построить индивидуальный бизнес-план по вхождению на него и при принятии положительного решения – промоутировать цирк, подготовить почву.

– Были ли случаи в вашей практике, когда решение было ошибочным и определенный рынок не оправдал надежд, инвестиций?

– Не могу сказать, что какие-то решения были ошибочными, ведь, к счастью, в нашей истории нет случаев, когда мы были вынуждены покинуть страну. Но, признаться, в списке стран есть те, где нам приш­лось проделать большую работу, приложить максимум усилий, чтобы завоевать зрителя. Да, цирк имеет мировое признание и мировую известность.

Тем не менее есть публика, которая воспринимает цирк ассоциативно с традиционным пониманием этого вида искусств. К примеру, Китай, Франция, Италия – в этих странах сильно развит классический цирк, поэтому было чрезвычайно важно подготовить зрителя, чтобы не обмануть его ожиданий. Для этой цели мы используем ролики на телевидении и в Интернете.

О Казахстане

– Планируете ли вы рассмотреть Казахстан в качестве новой территории? Когда у казахстанского зрителя появится возможность увидеть Cirque du Soleil?

– Да, Казахстан есть в списке стран нашей дальнейшей экспансии. К сожалению, сегодня я не готов удовлетворить ваше любопытство, так как пока еще нет утвержденного плана. Не в текущем году, но скоро.

– Есть ли в труппе цирка
артисты из Казахстана?

– Да, Гаухар Ахметова выступает в одном из резидентских шоу в Лас-Вегасе, Денис Полянский сейчас на гастролях в Японии, скоро – в США, Анвар Нуркожаев – на гастролях в Бразилии, Дмитрий Манукян – в Европе. Итого на сегодня – около 20 человек.

– Г-н Лалиберте уже был однажды в Казахстане, когда в 2010 году он в качестве первого канадского туриста отправился в космос.

– Я сопровождал его в поездке на космодром Байконур. К большому сожалению, у нас не было возможности увидеть страну, мы не посетили другие города. Целью поездки был именно космический визит, мечта Ги, которую он смог осуществить и одновременно привлечь внимание мировой общественности к проблеме воды и собственному фонду One Drop («Одна капля»). Его миссию поддержали певцы мировой величины.

Акробатическое представление Alegria Cirque du Soleil

О кризисе

– Как цирку удалось устоять на ногах в период кризиса, который в первую очередь подкосил рынок развлечений?

– Однозначно, что главной составляющей успешности проекта в рамках кризиса стала устойчивая сеть – представленность в разных странах как дифференциация рисков. В то же время портфель спектаклей позволил нам относительно быстро менять их в случае неуспеха в какой-то стране. Разумеется, мы подстроились под новые условия, сделав нашу маркетинговую политику более агрессивной.

– Очевидно, новые правила игры потребовали дополнительных инвестиций. Снизилась ли рентабельность проекта?

– Да, вы правы, доходность снизилась, но не упала. Одновременно с вливанием в маркетинг мы предприняли меры по снижению расходов соответственно себестоимости представлений.

Мы остались прибыльными, и, самое главное, мы остались интересными для зрителя.

– Смогли ли дополнительные проекты Ги Лалиберте (представления на заказ, бутик, галерея и т.д.) стать некоей подушкой безопасности в период кризиса?

– Пожалуй, нет. Все дополнительные проекты в целом не превышают 15 % в сумме общего дохода. 85 % – это продажи билетов на шоу, где на сегодняшний день доходы от шапито и от арены достигли соотношения 50 на 50.

– В 2008 году, буквально за два месяца до начала кризиса, г-н Лалиберте продал 20 % бизнеса дубайской девелоперской компании.

– Верно. Это было стратегическое решение в рамках экспансии бизнеса. Но, к сожалению, кризис не дал нашему партнеру Dubai World возможность реализовать грандиозные планы по строительству площадок для выступлений цирка. На сегодняшний день ситуация не изменилась – акционер остается «спящим».

О стратегии голубого океана

– В книге «Стратегия голубого океана» авторы Чан Ким и Рене Моборн приводят в пример бизнес-модель Цирка солнца: цирк не стал вмешиваться в конкуренцию игроков рынка, а создал свой новый рынок, представив зрителю новый вид шоу. Тем более что цирк к тому времени утратил свою привлекательность, уступив место PlayStation. Согласно книге верно выбранная стратегия стала причиной мощного роста компании, даже целевая аудитория была нетрадиционной – новый цирк был направлен не только и не столько на детей, сколько на взрослых.

– Да, Ги мыслил и действовал стратегически верно. Но… интуитивно. Разрабатывая концепт цирка в целом и спектаклей в частности, он всегда был больше артистом, нежели предпринимателем. Он шел, ведомый своей идеей, которая, будучи восхитительной с точки зрения артистической, не перестает быть гениальной и в качестве бизнес-модели.

Cirque du Soleil – глубинная метаморфоза образа клоуна, который из посмешища превратился в таинственного участника шоу

В то время, в эпоху старта Cirque du Soleil, цирк в представлении людей непременно предполагал ряд таких составных, как клоуны, жонглеры, дрессированные звери. Но, к примеру, подчеркну, что в первые годы зверей в цирке не было – надо было экономить.

– То есть это простое стремление к экономии средств впоследствии сыграло на руку, став одной из самых привлекательных особенностей Cirque du Soleil?

– «Одной из» – абсолютно верно, но, как вы понимаете, далеко не единственной. Cirque du Soleil – это глубинная метаморфоза образа клоуна, который из посмешища превратился в таинственного участника магического шоу. Представление из набора отдельных номеров превратилось в спектакль с четким сценарием.

Костюмы и макияж артистов также перешли на другой уровень. Каждый год Цирк солнца предстает в неожиданном свете, но всегда в своем узнаваемом стиле.

– Как вы оцениваете ситуацию на сегодняшний день? Используя термины книги, стал ли голубой океан красным? Другими словами, появились ли в сегменте цирка конкуренты?

– Голубой океан нашего цирка не поменял цвет – наши шоу, несмотря на время, остаются уникальными в своем роде. Океан изменился лишь в географическом аспекте – становится шире и шире с каждым годом, так как мы уверенно продолжаем его расширять.

О разном

– Вы пришли в цирк из телевидения. Предыдущий опыт пригодился?

– Очевидно, что новая позиция стала большим вызовом для меня, так как я работал на локальном телевидении провинции Квебек. А тут мне пришлось заниматься международным брендом. Нужны были новые знания, новые навыки, которые приобретались в ходе работы с Ги. Что мне помогло из ТВ-опыта, так это умение общаться с актерами.

– Ги не раз получал заманчивые предложения, в том числе от Disney и Columbia Pictures, которые хотели купить цирк, причем еще на заре бизнеса. Что было причиной отказа?

– Не забывайте, Ги – артист. Артист должен быть свободным. Даже фамилия Лалиберте означает «свобода». Долгое время он не впускал в свой бизнес партнеров. 80 % компании по сей день остались за ним.

– На 84-й церемонии вручения кинопремии «Оскар» Cirque du Soleil уже в третий раз выступил с перформансом. Извините за нескромный вопрос: а вам за это платят или это неоплачиваемая возможность промоушна цирка?

– Наша работа оплачивается ровно на сумму, позволяющую покрыть расходы. Профит в данном случае – это промоушн.

– А в самом кино когда появитесь?

– 21 декабря 2012 года. На эту дату запланирован выход 3D-фильма Джеймса Кэмерона Cirque du Soleil Worlds Away по сценарию Эндрю Адамсона («Хроники Нарнии», «Шрек»»). Съемки завершены совсем недавно, фильм в процессе монтажа. Дистрибьютором фильма выступит Paramount pictures. Так, в текущем году казахстанский зритель оценит наших артистов на большом экране, а в скором будущем – и на арене.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить