Госпожа Карзай - незаметная первая леди Афганистана

1541

Ее называют "незаметной" первой леди Афганистана. 43-летняя Зинат Карзай редко появляется на публике, вызывая критику тех, кто считает, что для защиты прав женщин можно делать гораздо больше. На этой неделе она дала интервью корреспондентам Би-би-си Мариам Гамгусар и Фребе Захер.

"Спасибо и добро пожаловать, - улыбается Зинат Карзай, приветствуя журналистов Би-би-си в ее скромной, полупустой гостиной. - Мне очень приятно, что вы сюда пришли".

 

Первая леди Афганистана живет в президентском дворце в центре Кабула, который охраняется силами безопасности как неприступная крепость.

Чтобы попасть в апартаменты на первом этаже, нам пришлось пройти пять проверок, одна другой тщательней.

Здесь живет президентская семья: Хамид Карзай, его жена и их двое маленьких детей.

В Афганистане - никуда

Безопасность становится настоящей проблемой для повседневной жизни семьи. "Это действительно очень тяжело, постоянно жить под охраной, - признается Зинат. - Я бы предпочла жить за пределами дворца".

Принцесса Индия

В интервью Би-би-си принцесса Индия, дочь свергнутого в 1929 г. афганского короля Амануллы, рассказала о своем отношении к тому, как женщины воспринимаются в публичной жизни в консервативных странах.

Принцесса росла в Риме. Ее мать королева Сорая стала первой афганской женщиной, которая не носила платок.

Тонкое чувство стиля и модные туалеты королевы шокировали консервативных афганцев, да и сегодня привели бы в негодование многих.

"Мне кажется, должна произойти очень важная вещь. Афганские мужчины должны стать более образованными. Я с сожалением об этом говорю, но у афганских мужчин отсутствуют хорошие манеры", - считает принцесса.

Соблюдение мер безопасности - одна из причин, по которой эта умная и вежливая женщина редко появляется на публике.

"Я никуда в Афганистане не ездила", - говорит она. Вместо этого люди приходят к ней.

"Я часто общаюсь с простыми афганскими женщинами, которые занимаются политикой, социальными вопросами, образованием и здравоохранением. Они часто приходят ко мне и делятся переживаниями".

Некоторые в Афганистане, особенно представители молодого поколения, критикуют Зинат Карзай за то, что ее практически не видно, что она недостаточно делает для защиты прав женщин и не подает положительного примера.

Критики особо подчеркивают тот факт, что Зинат – дипломированный врач и до замужества работала несколько лет в Пакистане.

"Я знаю - то, что я делаю, незаметно и не попадает в СМИ. Но я сделала, что могла и что возможно сделать, учитывая обстоятельства в Афганистане", - убежденно говорит она.

После 30 лет войны

Говоря о ситуации в стране, Зинат имеет виду не только обстановку с безопасностью. Совершенно очевидно, что ее роль ограничена культурными традициями страны.

Она считает, что страна просто не готова к звездной первой леди, которая появлялась бы везде вместе с мужем.

"Мне кажется, нужно больше времени, - говорит жена президента Карзая. - Эта страна пережила 30-летнюю войну. Нам надо все восстанавливать постепенно и делать это в соответствии с культурой и традициями".

Хамид Карзай и Дэвид Кэмерон

Президент Карзай обычно отправляется в зарубежные поездки без жены

Традиционно многие мужья в Афганистане считают позором, если на их жен смотрят другие мужчины.

Мужа Зинат Карзай упрекали в том, что он и сам так считает. Но она утверждает, что решение не появляться на публике - ее, а не его.

"И он, и я знаем традиции и культуру нашей страны и понимаем сегодняшнее положение, - тактично говорит она. - Нам приходится с этим считаться и поступать соответствующим образом".

Несмотря на то что на публике ее не видно, Зинат встречалась со многими первыми леди, которые приезжали в Афганистан.

Среди тех, кем она восхищается, - Шери Блэр, Лора Буш и Гуршаран Каур, жена премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Она близко общается с женой иранского президента Ахмадинежада Азам аль-Садат Фарани, с которой часто разговаривает по телефону.

Зинат и Хамид Карзай женаты 14 лет, и с тех пор как она стала первой леди, у них родилось двое детей.

Сыну Мирваису - шесть лет, а дочери Малалаи нет и года.

По словам Зинат, президент души не чает в детях, но ему очень сложно выкроить для них время.

"Иногда, по пятницам, у него может оказаться пара свободных часов. И он пойдет гулять со мной и детьми. Иногда мы все вместе куда-то выходим".

Во многих афганских семьях дочерей ценят меньше, чем сыновей. Но Зинат и Хамид полны надежд и планов на будущее их дочери.

"Для нас нет разницы между мальчиком и девочкой. Дочь - это лучший подарок от Бога", - говорит Зинат.

Афганская мода

Афганская мода

Все больше дизайнеров начинают развивать афганский стиль в одежде

Как и ее муж, Зинат Карзай внимательно следит за модой и развивает то, что называет "одеждой в афганском стиле".

Для интервью она надела светло-зеленое длинное платье и подходящую по цвету шаль.

Многие считают паранджу символом подавления свободы афганских женщин. Но Зинат Карзай утверждает, что ношение паранджи не имеет ничего общего с афганскими традициями.

"Паранджу нам привезли из-за границы. В сельской местности большинство женщин носят просто большие головные платки. И это – афганская одежда".

Вспоминая детство, Зинат с любовью говорит об отце, который работал в министерстве образования и заставлял дочерей учиться.

"Мои родители сделали все, чтобы дать мне и моим сестрам высшее образование", - говорит Зинат. "Мы все закончили университет. В нашей семье это было очень важно".

И хотя первая леди считает, что сама она не может играть более активной общественной роли, ей очень важно, чтобы оба ребенка получили образование в Афганистане и, возможно, если им будет интересно, пошли в политику.

"Их отец сделал так много для этой страны. Было бы хорошо, если бы они смогли служить ей тоже", - говорит Зинат Карзай.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить