От блокбастеров до острой курицы: как голливудский продюсер развивает сферу общепита

15770

68-летний Джон Дэвис, приложивший руку к созданию таких фильмов, как «Хищник», «Доктор Дулиттл» и «Я, робот», развивает рестораны формата fast casual — и старается не слишком переедать

Джон Дэвис
Джон Дэвис
ФОТО: © Davis Entertainment

От Голливуда до fast casual

Джон Дэвис не скрывает, что любит популярную среди подростков еду. Он сын миллиардера, поэтому этап с икрой и шампанским уже пройден и сейчас в моде Blaze Pizza, Wetzel's Pretzels, Popup Bagels и Dave's Hot Chicken. Все четыре сети входят в число самых быстрорастущих франшиз fast casual (рестораны с полезной едой и высокой скоростью обслуживания — F) за последние 20 лет, и Дэвис вложился в бизнес и помог с развитием каждой из них, пишет Forbes Russia. 

«Я ем у них постоянно, но, если теряешь бдительность, набираешь кучу лишнего веса, ― предупреждает он. ― Мне близки вкусы массового потребителя».

Ориентация бизнесмена на самую широкую аудиторию во многом помогла ему стать одним из самых плодовитых продюсеров Голливуда: Дэвис участвовал в 115 проектах, которые в общей сложности принесли создателям около $8 млрд кассовых сборов, включая такие кинохиты, как «Я, робот» ($353 млн в мировом прокате) и «Доктор Дулиттл» ($470 млн за первые две части), а также 13 сериалов (среди них ― «Частный детектив Магнум» и «Черный список»). Хотя сам Дэвис из богатой семьи: в начале 1980-х его отцу, нефтяному магнату Марвину Дэвису, принадлежала киностудия 20th Century Fox, другие его родственники на протяжении десятилетий мелькали на страницах светской хроники. А еще на пути к успеху Джону Дэвису пришлось пережить трагедию.

И он добился успеха ― в Голливуде и в ресторанном бизнесе, где Дэвис, возможно, является самым недооцененным инвестором. Миллионы долларов на четырех франшизах он заработал благодаря сценарию с четырьмя ключевыми пунктами: формирование собственного руководящего состава, поиск готовых вложиться в дело состоятельных инвесторов, закрепление крупнейшей доли бизнеса за собой и привлечение знаменитостей в качестве лица бренда. Леброн Джеймс продвигает Blaze Pizza, Пол Радд занимается Popup Bagels, а Дрейк рекламирует Dave's Hot Chicken.

Последняя торговая марка, по мнению Дэвиса, может оказаться самым прибыльным направлением деятельности. Бизнес открыли трое друзей прямо на парковке в Восточном Голливуде, и сегодня сеть насчитывает свыше 100 локаций, причем в 2022 году предприятие даже попало в число самых быстрорастущих компаний Америки. В этом году Dave's Hot Chicken планирует открыть еще 75 заведений. В 2021-м в дело включился Дрейк, а началось все с того, что сеть обслуживала его вечеринку в честь получения награды Billboard в номинации «Артист десятилетия».

Важной обязанностью Дэвиса является взаимодействие более чем с десятком обычных инвесторов: «Мы рассматриваем сделку за сделкой. Если я хочу привлечь средства на новую концепцию ресторана, то могу провернуть это за один рабочий день. Нужно лишь сделать звонок — и все уже готовы. А готовы они потому, что всегда зарабатывают деньги».

С золотой ложкой во рту

Дэвис не знал, что такое бедность. Его отец, миллиардер Марвин Дэвис, заработал состояние на бурении скважин в неосвоенных районах Скалистых гор. Позднее Дэвис-старший диверсифицировал бизнес и занялся Голливудом и другими интересными активами, включая гостиницу Beverly Hills Hotel, горнолыжный курорт Aspen Snowmass и гольф-клуб в Пеббл-Бич. На момент смерти 79-летнего Марвина в 2004 году Forbes оценивал его состояние в $5,8 млрд и в рейтинге богатейших американцев ставил магната на 30-е место.

Дэвиса-младшего нефть не интересовала вообще. «Для меня это полная скука», ― признается он. Но когда отец приобрел местный кинотеатр, молодого Джона будто поразила молния. Он продавал попкорн и работал билетером, а еще смотрел примерно 300 фильмов в год. По мере взросления он очень увлекся зарождающейся отраслью кабельного телевидения, где можно получать двойной доход — с рекламодателей и с подписчиков. Еда тоже вызывала у него интерес. Дэвис получил степень магистра делового администрирования в Гарвардском университете, а его дипломная работа была посвящена магазинам деликатесов и тенденциям в ресторанной индустрии.

Когда в 1981-м отец купил 20th Century Fox за $725 млн, Дэвис-младший, вчерашний выпускник Гарвардской школы бизнеса, занялся продюсерской деятельностью. Марвин предложил ему работать под руководством возглавлявшего киностудию (и ставшего к сегодняшнему дню миллиардером) Барри Диллера, и Джон принял предложение. «Я сказал, что к тому моменту, когда отец продаст Fox, ― а я знал, что он его продаст, ― я освою как можно больше за три года, научусь снимать фильмы и вести переговоры», ― вспоминает Дэвис.

В 1984 году Марвин все-таки продал свою долю Руперту Мердоку. Джону тогда было 30 лет, и сначала он решил остаться в компании, но со временем ушел и основал собственную студию Davis Entertainment.

За четыре десятилетия в шоу-бизнесе предприниматель собрал внушительную базу профессиональных контактов. Первым его фильмом был «Хищник» 1987 года с Арнольдом Шварценеггером. Сейчас Дэвис занят съемками уже седьмой киноленты с Эдди Мерфи. Продюсер успел поработать с Биллом Мюрреем, Уиллом Смитом, Ривером Фениксом, Дженнифер Лоуренс и Кевином Костнером. У него готовятся к выходу четыре полнометражных фильма и пять телесериалов выходят в эфир. В 20th Century Fox у Дэвиса было преимущественное право по заключению сделок на протяжении двадцати с лишним лет. В телевизионных проектах он долгие годы сотрудничал с Sony, а четыре года назад переключился на NBCUniversal.

«Кино и еда ― это все сфера развлечений, ― рассуждает бизнесмен. ― Мне нравится быть рядом с людьми в их лучшие моменты».

Семья Дэвиса стала прототипом для Кэррингтонов — персонажей мыльной оперы «Династия». Как и герои легендарной семейной телесаги, Джон Дэвис годами занимался сделками, пока его братья и сестры дрались за состояние отца.

Еда от Дэвиса, как и его фильмы, предназначена для самой широкой аудитории. К этому он пришел спустя два десятилетия инвестиций в рестораны, в особенности после того, как некоторые концепции, в которые предприниматель вкладывался через специальный фонд, вроде сети итальянских ресторанов Pasta Pomodoro и бренда замороженного йогурта Red Mango, не взлетели. Но инвестиции Дэвиса могут дать фору куда более опытным и крупным фондам типа Roark Capital. Самые последние капиталовложения продюсера отличаются тем, что он уделяет большое внимание маркетингу с участием знаменитостей и привлекает к управлению ресторанами опытных менеджеров.

Как говорит Бен Рихтер, сооснователь и генеральный директор небольшой сети кафе с буррито Wake & Late, за последние 25 лет Дэвис «нашел бренды, которые хорошо справляются с главной задачей и откликаются в сердцах людей». «У них один успех идет за другим. Они создают вирусные продукты. Таким могут похвастаться очень немногие, но Дэвис точно понимает, что такое настоящее качество, и когда он говорит об этом, я ему доверяю», — поясняет Рихтер.

По словам Дэвиса, без дополнительных инвестиций могут расти лишь немногие направления бизнеса: «В Wetzel's Pretzels мы вложили миллион долларов. На развитие сети до 350 точек тратить не пришлось ни цента дополнительных средств, и эти деньги у компании к моменту продажи были. Мы не тратились сверх плана на Blaze Pizza и не тратили лишнего на Dave's Hot Chicken».

«Инкубатор ресторанного бизнеса»

Даже Дэвис не предполагал, что франшиза Dave's Hot Chicken станет такой популярной. Эта сеть ресторанов быстрого питания известна острым куриным филе с картофелем фри и фирменным рецептом бургеров с жареной курятиной — как те, что делают в Нэшвилле. Птицу готовят с семью степенями остроты по шкале от отметки «без специй» до «пара из ушей» — для заказа последнего варианта посетитель должен подписать специальную форму, что отказывается от претензий.

В 2018 году основатели Dave's Hot Chicken, годовая выручка единственной точки у которых достигла $5 млн, продали права на франшизу и 50% компании Дэвису, его давнему партнеру Биллу Фелпсу и группе инвесторов, куда входят Дрейк, бывшая первая леди Калифорнии Мария Шрайвер, телеведущий и участник Аллеи славы Национальной футбольной лиги Майкл Стрейхэн и актер Сэмюэл Л. Джексон. Сегодня Фелпс руководит франчайзинговой стратегией бренда на должности генерального директора. В планах у компании — свыше 700 локаций в таких штатах, как Калифорния, Техас, Невада, Нью-Йорк, Вашингтон, Мэриленд и Иллинойс, а еще на Ближнем Востоке и в Канаде.

С Дэвисом Фелпс работает с тех пор, как в 1997 году тот купил долю в Wetzel's Pretzels. Фелпс основал сеть тремя годами ранее вместе с Риком Ветцелом в калифорнийской Пасадене и говорит, что когда Дэвис впервые предложил свои инвестиции, Фелпса это не заинтересовало. Однако Ветцел сказал соучредителю: «Это же сын Марвина Дэвиса, перезвони ему!» Потом они составили новый план по расширению бизнеса, причем сумма накладных расходов существенно не выросла.

«В Wetzel's Pretzels вплоть до продажи бизнеса мои инвесторы каждый год получали прибыль, эквивалентную изначальной сумме вложений, ― делится Джон Дэвис с Forbes. ― То же самое будет и с курицей. Это просто замечательная бизнес-модель».

В 2008 году Дэвис вместе со своей группой инвесторов продал все акции Wetzel's Pretzels по цене в 13 раз выше изначальных вложений, и стоимость франшизы тогда оценивалась приблизительно в $36 млн.

Фелпс остался в кресле гендиректора и сохранял за собой долю до увольнения в 2019 году. Тогда ему позвонил Дэвис и сказал: «У меня на подходе кое-что новое». Уход на пенсию Фелпс решил отложить и стал генеральным директором в Dave's Hot Chicken.

«У него отличное деловое чутье, ― рассказывает он о Дэвисе. ― Он очень располагает к себе и грамотно подходит к заключению сделок».

После приобретения Wetzel's Pretzels и перед покупкой Dave's Hot Chicken у Дэвиса и его команды был еще один крупный проект — Blaze Pizza. Сеть заведений ресторанной группы из Лос-Анджелеса активно расширялась, и таким образом бренд обрел статус самой популярной пицца-франшизы в категории fast casual. К настоящему моменту Blaze Pizza имеет более 380 ресторанов в 38 штатах и шести странах.

В Blaze Pizza Дэвис по-прежнему держит 25% уставного капитала и является членом совета правления. В 2022 году сеть открыла 13 ресторанов и подписала семь контрактов с франчайзи на запуск еще 27 заведений. В 2017-м миноритарный пакет акций у предпринимателя и его партнеров перекупила частная инвестиционная фирма Brentwood Associates, предположительно заплатив за это $250 млн. Продюсер заявляет, что после этого его инвесторы получили 80% и по сравнению с первичными инвестициями заработали примерно в 40 раз больше.

«Модель франшизы мне нравится, потому что так можно расти очень быстро без значительных расходов из собственного кармана, ведь по сути компанию финансируют заведения-франчайзи», ― поясняет Дэвис.

Шрайвер, бывшая супруга Шварценеггера, ― из числа тех, кто готов вкладываться в проекты Дэвиса всегда. Вдобавок к финансированию Dave's Hot Chicken она также была первоначальным инвестором в Blaze Pizza. В сеть пиццерий также вложился совладелец бейсбольной команды «Бостон Ред Сокс» Том Вернер.

Кроме того, есть еще и Popup Bagels. Этот бизнес начинался с окошка выдачи заказов на заднем дворе во время пандемии, а сегодня работает на трех локациях. Дэвис вложился в бренд в 2022 году. В число звездных инвесторов проекта входят актеры Пол Радд и Патрик Шварценеггер, игроки НФЛ и родные братья Джей Джей и Ти Джей Уотты, олимпийский пловец Майкл Фелпс и Стрейхэн.

Известные бренды постоянно предлагают Дэвису сотрудничество в сфере инвестиций, и его следующая концепция уже находится в разработке. Подробностей он не раскрывает, но намекает, что недавно попробовал интересный десерт и новую разновидность тако.

«Если я не крупнейший инвестор, то как моему примеру последуют остальные? ― задается вопросом предприниматель. ― Я считаю себя инкубатором ресторанного бизнеса».

Перевод Антона Бундина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить