Дьявол в мире самолетных запчастей: как TransDigm наживается на Пентагоне и авиации

35837

Дела у Николаса Хоули сейчас идут просто отлично. Основанная им компания TransDigm, которая выпускает самолетные запчасти, успешно уклоняется от обвинений в получении сверхприбыли в размере 4436%, котировки бьют все новые рекорды

Николай Хоули
Николас Хоули
Фото: © The Howley Foundation

На слушании Конгресса в январе 2022 года по поводу предполагаемого завышения цен в военных закупках при участии поставщика запчастей TransDigm Group из Кливленда у законодателей была уйма вопросов. У Николаса Хоули, соучредителя фирмы, председателя совета правления и бывшего генерального директора, ответов было немного, пишет Forbes Russia cо ссылкой на Forbes USA. 

Один вопрос звучал так: «Отказывалась ли ваша компания предоставлять данные по расценкам для военных?». «Я не знаю», ― отвечал Хоули. В курсе ли бизнесмен о том, что его вознаграждение на должности гендиректора было больше, чем у руководителей Raytheon, Boeing и Lockheed Martin, вместе взятых? «Я не знаю», — отвечал он.

В итоге подобный ответ звучал семнадцать раз. Кейти Портер, члена Палаты представителей от калифорнийских демократов, это весьма разозлило. «За $68 млн в год, ― сказала она Хоули, имея в виду его заработок в 2020 году, ― знать о том, что происходит в вашей компании, вы просто обязаны».

Но ни Портер, ни кто-либо еще не знали: Хоули заработал гораздо больше.

По расчетам Forbes USA, с тех пор как в 2006 году TransDigm вышла на биржу, предприниматель накопил состояние порядка $1,1 млрд. Оценка основана на данных официальных документов по продаже акций TransDigm и общедоступной информации по вознаграждению генерального директора (в 2018 году Хоули ушел с должности и стал председателем совета правления).

Для критиков компания ― живое воплощение алчности корпораций. Ее бизнес-модель сводится к тому, чтобы выкупать предприятия, являющиеся единственными изготовителями определенных запчастей самолетов, и взвинчивать цены, ведь иных альтернатив у клиентов нет. В ходе проверок со стороны генерального инспектора Министерства обороны США в 2019 и 2021 годах выяснилось, что сразу после приобретения очередной компании руководство TransDigm подняло цены на 44 наименования из 46 и извлекло прибыль в размере 4436%. Все было в рамках закона. Тем не менее один бывший сотрудник называет TransDigm не иначе как «раковой опухолью». Другой рассказал Forbes USA, что фирма ― настоящий «дьявол в мире самолетных запчастей».

Что же касается инвесторов, подход компании к делу оказался гениальным. Согласно данным маркетингового агентства FactSet, с момента выхода на фондовый рынок предприятие достигло ежегодной совокупной доходности (удорожания акций вместе с дивидендами) на уровне 29%, причем в течение 2022-го доходы увеличились в десять с лишним раз — до $5,6 млрд. По величине доходов среди американских аэрокосмических и оборонных компаний за данный период TransDigm занимает первое место, почти на треть опережая ближайшего конкурента в лице изготовителя запчастей HEICO.

Для налогоплательщиков компания ― та самая черная дыра, где пропадают их деньги. С учетом того, что на 2023 год Пентагон получил финансирование в размере $816 млрд, в бюджете США на сумму $5,8 трлн Министерство обороны занимает пятую строчку. Судя по аудитам ведомства в целой плеяде предприятий, в том числе TransDigm, на протяжении прошедших двух десятилетий завышение расценок могло привести к увеличению оборонных расходов на миллиарды долларов. В ходе проверки контракта с подразделением TransDigm от 2018 года выяснилось, что за 10 лет военные выплатили за 100 видов запчастей $119,3 млн, хотя все это должно было стоить $28,3 млн, то есть в среднем получается $9 млн ежегодно — на ветер. Более высокую цену платят и пассажиры авиакомпаний, а надзорный комитет при Палате представителей калифорнийских демократов назвал причину: «злоупотребление при ценообразовании» со стороны TransDigm. Авиаперевозчики являются крупнейшими заказчиками компании.

В официальном заявлении предприятие сообщило: «В результате аудитов Министерства обороны по отдельным контрактам было установлено, что никаких законов и правил деятельность TransDigm не нарушает». Кроме того, было отмечено, что «обычно в сравнении с рыночными ценами Минобороны по возможности получает существенную скидку».

Общения с прессой Хоули обычно избегает. На просьбы поговорить с Forbes USA он не ответил.

Бизнесмен отнюдь не единственный разбогатевший управленец компании. Руководителям высшего звена, в том числе дочерних предприятий, организация при условии достижения амбициозных финансовых показателей выдает внушительные пакеты с опционами на покупку акций.

«Так многие стали весьма состоятельными людьми», ― говорит Боб Хендерсон, покинувший пост вице-президента компании в конце 2021 года.

Рвение фирмы к завышению цен хорошо задокументировано. Министерство обороны США осуществило по меньшей мере четыре расследования, самое ранее из которых было проведено в 2006 году. В результате всех четырех проверок было заключено, что TransDigm получает чрезмерную прибыль. В майском выпуске телепередачи «60 минут» на CBS вышел сюжет о завышении цен, где наряду с крупнейшими подрядчиками Пентагона раскритиковали и компанию Хоули.

Куда меньше известно о непрерывном давлении с целью улучшить показатели доходности и обеспечить высшему руководству вознаграждение в виде ценных бумаг. По словам четверых бывших сотрудников, это привело к тому, что управленцы увеличивают цифры посредством хитроумных манипуляций с бухгалтерией, которые равносильны мошенничеству. А Forbes USA впервые рассказывает о миллиардном состоянии человека, стоящего за этим обширным бизнесом.

Рождение TransDigm

Хоули вырос в пригороде Филадельфии под названием Хейвертаун. Отец предпринимателя ― президент фирмы Lansdowne Steel & Iron, которая изготавливала боеприпасы для американских военных. Яблоко от яблони: в отчете Счетной палаты США от 1971-го эту компанию обвиняли в завышении расходов. В прошлом году в выпуске подкаста своего делового партнера и частного инвестора Уилла Торндайка Хоули говорил, что работал на отцовском предприятии, когда учился в старшей школе и получал степень инженера-механика в Университете Дрекселя. «Наверное, это был лучший полевой опыт ведения бизнеса в моей жизни», ― делился тогда предприниматель, вспоминая, как работал в Lansdowne Steel & Iron с механическими станками и пробовал себя в управленческой деятельности и финансовом учете.

В 1979 году будущий миллиардер отучился на магистра делового администрирования в Гарвардском университете и устроился на работу в промышленный конгломерат IMO Industries, где ему со временем доверили подготовку к продаже четырех неэффективных подразделений по производству самолетных запчастей. В выпуске подкаста бизнесмен порой ликующим тоном рассказывал, как он вместе со своим начальником Дагом Пикоком совершал закулисные маневры, чтобы выкупить те предприятия собственными силами, и обсуждал совместное предложение с частной инвестиционной фирмой Kelso. Когда о планах Пикока узнало руководство, его тут же уволили, однако Хоули, с учетом его ключевой роли в процессе продажи, прогонять было нельзя, хотя сам он отметил, что тоже находился под подозрением. На покупку претендовали и другие участники, но «я им особо никак не помогал», смеялся мужчина.

Так в 1993 году на свет появилась компания TransDigm. Хоули и Пикок быстро отыскали формулу для развития промышленных предприятий. «Цену можно повысить, расходы снизить и построить на этом новый бизнес, ― заявлял Хоули в эпизоде подкаста. ― Почти все остальное ― уже дело десятое».

Водопроводные краны

В 2022-м TransDigm сообщили, что около 90% выручки пришлось на фирменные изделия. Многие из них не представляют из себя ничего особенного: это приспособления типа клапанов, дверных задвижек и водопроводных кранов. Тем не менее компания пользуется тем, насколько сильно все в авиационной отрасли регламентировано. Каждый компонент коммерческого авиалайнера и методы их производства должны пройти сертификацию на безопасность и надежность в Федеральном управлении гражданской авиации США. На этот процесс уходит много времени и денег, и даже с учетом взвинченных цен большая часть продукции TransDigm по-прежнему остается малой частью от всей стоимости воздушного судна. Это, в свою очередь, перебивает у заказчиков всякое желание искать более дешевые альтернативы.

На стадии проектирования самолета изготовители запчастей соревнуются друг с другом за место в проекте. Так цены стремятся вниз. На продаже компонентов для Boeing и Airbus во время первичного этапа эксплуатации компании могут получать крошечную прибыль либо вовсе работать в убыток. Зато шире возможности становятся при сбыте запасных частей авиалиниям и другим операторам ― это так называемое послепродажное обслуживание. И таким образом, даже если модель самолета больше не выпускается, воздушные лайнеры могут летать еще десятки лет.

В полном соответствии данной формуле в 2022 году на послепродажное обслуживание у TransDigm пришлось 55% выручки и лишь приблизительно три четверти от EBITDA.

В качестве примера можно привести быстроразъемную полумуфту ― небольшое приспособление, позволяющее без дополнительных инструментов быстро соединять и разъединять контур подачи жидкости. В 2017 году предприятие продало компонент Пентагону по цене, которая в пересчете с 1991-го повышалась на 219% каждый год. В рамках последующей закупки в 2018-м по той же самой цене генеральный инспектор определил, что изготовитель получил чрезмерную прибыль в 1698%.

В публичных отчетах министерства обороны расценки и стоимость производства засекречиваются, но, судя по словам демократов из Палаты представителей на заседании Конгресса в 2019 году, генеральный инспектор выяснил, что изготовление быстроразъемной муфты, которую TransDigm продавала Пентагону по $6986 за штуку, обходится в $173.

И хотя в нарушении закона Пентагон фирму не обвиняет, все же что-то действительно пошло не так, и прежде всего — правила, которыми регламентируются закупки в оборонном секторе. То, что ведомство не вело переговоров по более выгодным сделкам, в значительной степени было обусловлено правом TransDigm отказаться предоставлять информацию по расценкам, с которой можно было бы судить о добросовестности предложения. Согласно закону, военные подрядчики не обязаны разглашать данные по стоимости, если сумма транзакции составляет меньше $2 млн. Нижнюю границу Конгресс поднял в 2018 году с $750 000, сославшись на желание сократить объемы волокиты.

Добровольная компенсация

Бывшие сотрудники TransDigm сообщили членам надзорного комитета Палаты представителей калифорнийских демократов, что компания оформляла контракты таким образом, чтобы не достигать пороговых величин, из-за которых пришлось бы делать отчетность по стоимости продукции. В период с 2017 года по июнь 2019-го в эти пределы укладывалось 95% всех договоров фирмы.

После провала на заседании по результатам работы генерального инспектора в 2019 году компания согласилась удовлетворить запрос о возмещении избыточных $16,1 млн. На данный момент TransDigm упорно отказывает министерству обороны в другом требовании ― вернуть $20,8 млн чрезмерной прибыли, обнаруженной в ходе очередной проверки 2021 года. Предприятие утверждает, что рассчитанный генеральным инспектором предел доходности на уровне 15% установлен произвольно, а методология проверки некорректна, поскольку игнорирует фактические затраты.

Кое-какие правила организация все-таки могла нарушить. По словам генерального инспектора Пентагона в 2019 году, Министерство обороны обратилось в собственную Службу криминальных расследований с просьбой проверить информацию вашингтонского делового издания The Capitol Forum о том, что в федеральной контрактной системе компания не заявила о статусе владельца 12 дочерних предприятий, участвовавших в конкурсе закупки для ведомства. Так военным сложнее зафиксировать то, что TransDigm завышает цены.

Пресс-секретарь управления генерального инспектора сообщила Forbes USA, что информацию о каком бы то ни было расследовании ни подтвердить, ни опровергнуть не может. В TransDigm на просьбу Forbes USA дать комментарий для материала не ответили.

И пусть к взаимоотношениям компании с Пентагоном приковано всеобщее внимание, судя по показаниям самого Хоули перед Конгрессом, на непосредственные продажи военным приходится менее 10% от всей выручки бизнеса. А еще за кадром остается и то, как безудержное повышение цен выводит из себя авиакомпании.

«Они всем сердцем ненавидят [TransDigm], но другого выбора у них нет, ― объясняет бывший сотрудник дочерней фирмы AvtechTyee. ― Если не нравится, самолет просто не полетит».

В самую гущу скандала рискуют угодить изготовители воздушных судов. «Авиалинии-клиенты жалуются корпорации Boeing, что цены у TransDigm слишком высокие, и потому сложно контролировать расходы, ― подчеркивает Абдол Моабери, генеральный директор компании GA Telesis, специализирующейся на ремонте самолетов и продаже запчастей. ― При этом Boeing заключал контракты на производство этих компонентов не с TransDigm. Boeing подписывал договоры с фирмой, которую TransDigm затем выкупили». В Boeing давать комментарий отказались.

Контраргумент предприятия Хоули заключается в том, что высокие цены оправданы всеми затратами и усилиями, которые прикладываются ради быстрой поставки надежных запчастей во избежание долгого простоя самолетов. «Клиентам не нужно беспокоиться о том, доставят ли товар в оговоренные сроки, ― парирует Хендерсон, бывший управленец TransDigm. ― Такое бесплатно не делается».

Поставки запчастей раньше времени

Как говорит Филлис Сантистеван-Салливан, отвечавшая в AvtechTyee за финансовый учет с 2018 года, пока ее не уволили в мае 2021-го, в ее фирме, выпускающей структурные компоненты, а также аудиосистемы и приборные панели для самолетов, давление из-за показателей привело к тому, что управленцы стали прибегать к мошенническим схемам.

В феврале бывшая сотрудница подала иск, где утверждает, что компания ненадлежащим образом вела бухгалтерию. Женщина заявляет, что ее уволили в отместку за неприятие подобной практики. Forbes USA она рассказывает, что подобное вполне может происходить и в других подразделениях TransDigm: «С президентами, которые не достигали целевых показателей, обычно прощались. Если не можешь осилить свой бюджет, то надолго там не задержишься».

В выпуске подкаста Хоули признал, что его компания быстро заменяет неэффективных управленцев.

В заявлении для суда адвокаты TransDigm отвергли обвинения по иску Сантистеван-Салливан, уточнив, что ее уволили за низкую эффективность. Просьбу Forbes USA дать дополнительный комментарий в головной фирме отклонили. Судебное разбирательство назначено на декабрь 2024 года.

Женщина рассказывает о том, как выяснила, что доходы на сумму $400 000 были неверно записаны на новый проект для Boeing, хотя никакого товара поставлено не было и счет заказчику не выставлялся.

Кроме того, она заявляет, что в 2019-м компания направила прототип одной запчасти в Lockheed Martin. Это произошло почти за год до того, как компонент был готов, чтобы полученные сотни тысяч долларов можно было зафиксировать в отчетности уже тогда. Lockheed Martin отправил деталь обратно.

Говоривший на условиях анонимности бывший сотрудник AvtechTyee подтвердил слова Сантистеван-Салливан о том случае с Lockheed Martin, но указал на то, что кое в чем она не права: компонент был отправлен корпорации раньше времени дважды, чтобы зафиксировать платежи. «На второй раз они уже не особо радовались сотрудничеству с нами», ― делится собеседник.

В Lockheed Martin давать комментарий отказались.

И Сантистеван-Салливан, и пожелавший остаться неизвестным бывший сотрудник говорят, что запчасть была поставлена заказчику, несмотря на все возражения инженеров по поручению Кевина Хэнсона, вице-президента AvtechTyee по продажам и маркетингу. Судя по информации бывших работников, своеобразие TransDigm заключается в том, что руководители отдела продаж и маркетинга в дочерних компаниях являются вторыми по важности управленцами после президентов.

Бывший сотрудник отмечает, что доход, полученный с поставки незаконченной детали, оказался крайне важен при достижении квартальных показателей, благодаря которым перед руководителями открываются перспективы карьерного роста. Недостижение целевой выручки «поставило бы продвижение [Хэнсона] под большой вопрос», считает он.

В октябре 2021 года Хэнсона повысили до президента дочернего предприятия TransDigm под названием Korry Electronics. На просьбу дать комментарий Кевин не ответил.

Согласно данным исследования, проведенного общественной организацией Anti-Fraud Collaboration, некорректное отражение доходов ― один из самых распространенных видов финансовых махинаций, на который приходится 40% всех мер принудительного характера со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США в 2014–2019 годах. Вопросы Forbes USA о бизнесе TransDigm в Комиссии оставили без ответов.

Аудиты на «отлично»

Двое бывших сотрудников финансового отдела другой дочерней организации рассказали Forbes USA, что при покупке новой компании TransDigm открывает так называемый первичный баланс — основу, с которой сравниваются будущая выручка и прибыль. Затем компания выделяет нетипично большие резервы под материальные потери и низкорентабельные соглашения на поставку запчастей ― все это можно использовать в качестве «фонда» для увеличения выручки в течение первых нескольких лет после поглощения.

Создание крупного резервного фонда снижает балансовую стоимость приобретенного бизнеса, и поэтому, чтобы обосновать расхождение между стоимостью компании и ценой ее покупки, TransDigm необходимо фиксировать большие суммы под то, что в бухгалтерии называется репутационным капиталом. С его помощью покупатель, по сути, берет на себя обязательство наверстать разницу в стоимости, развивая приобретенную фирму.

В 2022 году TransDigm отчиталась о том, что репутационный капитал составляет 48% всех активов. По мнению Франсин МакКенна, финансового эксперта, бывшего лектора Уортонской школы бизнеса и автора деловой рассылки The Dig, это чрезвычайно большая доля. Показателей репутационного капитала компания достигла лишь единожды, в 2017 году. По словам специалиста, и первое, и второе ― огромные предупреждающие знаки: TransDigm, вероятно, переплачивает за свои приобретения и отказывается признавать, что не всегда добивается ожидаемой прибыли.

На вопросы о ведении бухгалтерии в компании Хоули не ответили, но в официальном заявлении подчеркнули, что она «проходит тщательные внутренние и внешние аудиты».

Летная погода

После многолетних правительственных проверок, в ходе которых задокументирована агрессивная стратегия TransDigm в плане ценообразования, кое-что может, наконец, измениться.

В прошлом году Конгресс ввел специальное правило, и сейчас формулируются его положения, которые позволят Управлению материально-технического обеспечения Министерства обороны США (оно отвечает за закупки для Пентагона) обязывать компании предоставлять больше сведений в доказательство того, что товар для военных идентичен реализуемому среди гражданских клиентов. Производители пользуются расплывчатостью формулировок того, что считается коммерческой продукцией, так как, исходя из расчета на рыночную природу ценообразования и нацеленности на сокращение бумажной волокиты, правила снимают с них всякую ответственность за предоставление данных о стоимости ради определения обоснованности расценок.

В рамках программы по обратному инжинирингу запчастей от TransDigm, с помощью которой, по крайней мере теоретически, можно было бы снизить цены, Управление материально-технического обеспечения особых успехов не добилось. Представители структуры заявляют, что процедура проведена с 13 компонентами и по неназванному числу деталей получены конкурсные заявки. При этом изначальными кандидатами на инженерный анализ Управление выбрало 986 изделий производства TransDigm.

Аналитик Кен Херберт из агентства RBC Capital Markets сомневается, что участники отрасли сильно заинтересуются теми малыми объемами, в которых Пентагон заказывает многие компоненты: «Вряд ли Управлению материально-технического обеспечения удастся сподвигнуть достаточное число компаний на то, чтобы рискнуть и вложиться в это дело».

Между тем в коммерческом секторе у TransDigm складывается очень летная погода. Сфера воздушных перевозок оправилась от пандемии, а авиалиниям настолько нужно больше самолетов, что Boeing и Airbus едва поспевают за спросом. В результате авиакомпании дольше эксплуатируют старые лайнеры и по-прежнему поднимают в воздух те, что простаивали в ангарах с 2020-го. Это, в свою очередь, означает, что перевозчики больше тратятся на обслуживание и запчасти. Для TransDigm ― то что надо. Из-за проблем в цепи поставок перевозчики также собирают более обширный инвентарь компонентов. Даже после того, как на прошлой неделе котировки TransDigm достигли рекордных значений, фирма остается главным выбором для ряда биржевых аналитиков.

По словам Херберта, самое серьезное повышение цен в своей истории TransDigm осуществляет очень грамотно. Вместо того чтобы оказывать сопротивление, авиакомпании просто закладывают излишние расходы в стоимость пассажирских билетов. «Для компании вроде TransDigm это какой-то идеальный шторм в хорошем смысле слова», ― заключает эксперт.

Перевод Антона Бундина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции Смотреть на Youtube