Юристы будущего: пять перспективных идей для специализации

72488

О том, какие направления в юриспруденции будут наиболее востребованы, рассказал Ержан Есимханов, партнер международной юридической фирмы «GRATA International»

Согласно данным Министерства образования, в конце 2015 в Казахстане было больше 180 тыс. людей с юридическим образованием. Учитывая, что высшие учебные заведения по всей стране продолжают выдавать дипломы юристов, по состоянию на сегодняшний день количество людей с высшим юридическим образованием в стране превышает 200 тыс. человек.

Это огромная цифра. Даже с учетом того, что большая часть выпускников юридических факультетов никогда не будет работать по специальности, эта цифра означает огромную конкуренцию на рынке вакансий юристов, особенно тех, для которых не требуется опыта, или требуется небольшой опыт. Такая конкуренция, в свою очередь, означает девальвацию размера вознаграждения, которое готовы предложить потенциальные работодатели. Поэтому даже те юристы, у которых работа есть, зачастую недовольны своим доходом, который едва позволяет покрыть основные потребности, такие как еда, транспорт, крыша над головой. Меньше 1% юристов на казахстанском юридическом рынке можно отнести к высокооплачиваемым.

Добавляют неопределенности и апокалиптические предсказания, согласно которым целый ряд юридических функций со временем будет выполнять искусственный интеллект. Эти предсказания не лишены основы. Для выполнения некоторых технических задач, которые на нашем юридическом рынке традиционно выполняют младшие юристы или помощники юристов, действительно можно создать цифровые алгоритмы – к примеру, для анализа большого массива стандартных документов в рамках процедуры due diligence.

Вместе с тем, по целому ряду специализаций очень сложно найти опытного юриста, и работодатели готовы предложить опытным кандидатам достойное вознаграждение. Проблема только в том, что опытных кандидатов на рынке нет.

Ключ к высоким доходам на юридическом рынке – узкая специализация. Большая часть юристов не осознает эту истину в полной мере. Рынок перенасыщен юристами «общего профиля», которые сегодня могут сделать несложный договор, завтра подготовить доверенность, а послезавтра – корпоративные решения. Вместе с тем, есть целый ряд очень перспективных отраслей, в которых ощущается существенный недостаток квалифицированных юристов. Получив специализацию и опыт работы в любой из этих отраслей, юрист может гарантировать себе востребованность и высокий доход в очень продолжительной временной перспективе.

В этой статье описаны пять интересных и перспективных направлений юридической деятельности, которые наверняка будут востребованы на рынке в ближайшее время, и по которым уже ощущается недостаток квалифицированных юристов. Эти направления либо показывают активный рост, либо ощущают серьезный недостаток регулирования, который нужно будет компенсировать с учетом международного опыта. Молодым юристам, которые только определяются с направлением своей деятельности, эта статья может помочь выбрать для себя специализацию.

Коммерческие споры

Конечно, коммерческие (гражданские) споры не являются сами по себе каким-то новым направлением деятельности. Эти споры существуют столько же, сколько существуют коммерческие отношения – на нашем юридическом рынке есть уважаемые юристы, которые вели коммерческие споры еще в советский период. Но есть ряд обстоятельств, которые позволяют включить коммерческие споры в перечень наиболее перспективных направлений юридической работы.

Первое – количество коммерческих споров в стране неуклонно растет. По данным Верховного суда Республики Казахстан, в 2014 в районные и приравненные к ним суды поступило 761 533 гражданских дел и заявлений, а в 2016 – уже 809 689 гражданских дел и заявлений. Количество рассматриваемых в Казахстане в судебном порядке дел – как гражданских, так и уголовных – ежегодно возрастает примерно на 10%.

У этого явления две причины. Первая – продолжающаяся стагнация в экономике. Многие юристы, представляющие клиентов в коммерческих спорах на протяжении десяти и более лет, отмечают, что активный рост числа крупных коммерческих споров начался в 2009-2010, то есть к моменту, когда кризисные явления в отдельных отраслях (к примеру, строительной и финансовой) подошли к своему пику. При растущей экономике бизнес неохотно вкладывает финансовые ресурсы в судебные споры с контрагентами, потому что есть более интересные сферы применения этих ресурсов. Когда экономика находится в состоянии стагнации, количество проектов падает, а конкуренция между компаниями обостряется, всегда наблюдается рост числа судебных процессов, поскольку бизнес пытается компенсировать падение доходов за счет судебных требований по уже завершенным (или находящимся на стадии завершения) проектам.

Вторая причина в том, что казахстанцы стали в целом чаще использовать суд как инструмент разрешения споров, в первую очередь в предпринимательской деятельности. Бизнес становится более цивилизованным, «понятийные», внедоговорные, внеюридические договоренности уходят в прошлое. Поэтому сейчас самый очевидный инструмент разрешения коммерческого спора, возмещения убытков по коммерческому контракту – гражданский иск. У этого инструмента множество недостатков, но почти нет альтернатив.

Поэтому юристы, которые специализируются на представлении интересов клиентов в коммерческих спорах, востребованы всегда. Более того, увеличение количества коммерческих споров привело к тому, что само направление «коммерческие споры» уже перестало быть специализацией. В рамках этого направления сложились свои специализации – к примеру, строительные споры; или реабилитация и банкротство юридических лиц; или налоговые споры. Есть юридические компании, которые активно специализируются только в одном из этих направлений, и являются в нем лидерами рынка. Опытные юристы со специализацией в одной из указанных выше отраслей вряд ли останутся без работы.

Государственно-частное партнерство

На сегодняшний день можно констатировать, что государство в общих чертах завершает программу форсированного индустриально-инновационного развития, которую оно реализовывало на протяжении последнего десятилетия. Это не означает, что не будет новых крупных инфраструктурных проектов в этой сфере (например, активно развивается проект будущего расширения Тенгиза), но строительство новых крупных инфраструктурных объектов как главный драйвер экономики страны – это тенденция, которая близится к завершению. Причина этого явления проста – государство исчерпало источники финансирования таких проектов, в том числе путем заимствования.

Юридическое сопровождение крупных инфраструктурных проектов было и остается привлекательной сферой деятельности для юристов, но основные команды, которые таким сопровождением занимаются, к данному моменту на рынке уже сформировались. Вместе с тем, есть сфера юридической работы, которая, на мой взгляд, недооценена – это сопровождение строительства объектов инфраструктуры средней и небольшой величины с привлечением частных инвестиций, но в партнерстве с государством. Иначе говоря, государственно-частное партнерство (ГЧП).

В развитых странах, к примеру, в Великобритании, с использованием механизмов ГЧП строится и работает огромное количество объектов социальной инфраструктуры, от детских садов и до тюрем. В нашей стране, по данным Казахстанского центра государственно-частного партнерства, с использованием схем ГЧП в основном возводятся и реконструируются объекты в сфере образования (школы, детские сады) и предоставления коммунальных услуг (котельные, тепловые пункты, электроподстанции и так далее).

Это сфера юридической работы на стыке финансового, строительного, экологического и некоторых других областей права. Она требует досконального знания разрешительных процедур, связанных с процессом строительства; а также опыта работы с международными банками развития, которые обычно финансируют такие проекты. Это сложная и перспективная сфера работы, и специалисты с опытом работы в сфере ГЧП явно будут активно востребованы в ближайшие годы.

Экология, «чистая энергия», «зеленое строительство»

По данным Всемирного банка, одной из наиболее привлекательных сфер для инвестиций все последние годы остаются виды бизнеса, объединенные аббревиатурой ESG (Environmental, Social and Governance), то есть те виды деятельности, в рамках которых уделяется повышенное внимание экологическим и социальным аспектам. Эта тенденция приходит и в Казахстан. Исследования показывают, что казахстанцев, в особенности жителей крупных городов, с каждым годом все сильнее волнуют экологические проблемы.

Это означает неизбежный рост направлений бизнеса, связанных с улучшением экологической ситуации – возобновляемые источники энергии, системы очистки воды и воздуха. А такой рост, в свою очередь, означает потребность в юридическом сопровождении такого бизнеса. Такая потребность возникнет еще и потому, что сферы, которые упомянуты выше, казахстанским законодательством в настоящее время урегулированы очень поверхностно. На юридическом рынке, к примеру, ощущается недостаток специалистов, которые понимают специфику определения цен на электричество (тарификации), с учетом того, что для производителей электрической энергии от возобновляемых источников предусмотрены специальные тарифы.

Экологические требования к деятельности бизнеса, которые вводит государство, вообще могут время от времени создавать целые направления юридической деятельности. К примеру, несколько лет назад очень популярными среди клиентов были обращения за консультациями в связи с требованиями по выбросам парниковых газов, введенными в рамках Киотского протокола. Специалистов в области экологического права на рынке очень немного, и эта деятельность тесно связана для юристов с опытом работы в области разрешений и согласований.

Перспективы для юристов в этой сфере есть еще и потому, что, как подчеркнуто выше, отсутствует детальное законодательное урегулирование целого ряда вопросов. Перед юристами стоит задача не только учиться самим, но и обучать клиентов и, в какой-то мере, самим создавать для себя рынок, на котором им предстоит работать.

Защита авторских и смежных прав

Как и в ситуации с коммерческими спорами, деятельность по защите авторских и смежных прав существует на юридическом рынке очень давно, и в этой области есть свои корифеи и признанные эксперты. Однако до недавнего времени вопрос защиты авторских прав не носил какой-то масштабный характер.

Все изменилось после того, как был детально определен механизм аккредитации компаний по защите авторских прав на коллективной основе. Такие компании, в числе прочего, представляют в Казахстане международных мейджоров («Уорнер», «Сони»), и, таким образом, могут защищать авторские права как казахстанских, так и зарубежных исполнителей. За последние два года имело место несколько довольно резонансных судебных дел, в рамках которых такие компании обращались с исками к операторам кабельного телевидения и иным организациям, и в рамках этих исков требовали компенсацию за проигрывание произведений известных исполнителей.

Это новое, интересное, активно развивающееся направление деятельности. Для работы в рамках этого направления необходимо сочетать опыт представления интересов в суде со знанием законодательства в области интеллектуальной собственности. Пример России, на рынке которой компании по защите авторских прав работают очень агрессивно, говорит о том, что это направление юридической работы будет развиваться и у нас.

Налоговое консультирование физических лиц

С 1 января 2020 ожидается введение всеобщего декларирования доходов и имущества. Это нововведение вызывает целый ряд вопросов даже у юристов-налоговиков, не говоря уже о людях, далеких от юридической профессии.

Традиционно казахстанские юристы, работающие в сфере налогового права, консультируют главным образом компании. С 2020 эта ситуация может измениться. Появится огромное количество людей, которые будут нуждаться в техническом сопровождении декларирования имущества и доходов (ведь большая часть экономически активного населения в стране даже не будет знать, каким образом заполнять эти декларации). Появится необходимость в консультациях по нестандартным ситуациям (крупное личное имущество, вопросы налогообложения при передаче имущества, налоговое структурирование и оптимизация, имущество за рубежом). И, закономерно, появится необходимость в представлении интересов клиентов в судах против налоговых органов.

Готовиться к этой работе нужно уже сейчас. Юристы, заинтересованные в работе в этой сфере, могут, например, уже сейчас активно начинать взаимодействовать с регулятором при разработке механизмов декларирования. Это поможет как регулятору в выработке более эффективных предложений, так и самим юристам в получении необходимого опыта и знаний.

В статье не упомянуты некоторые сферы деятельности, которые тоже могут быть очень перспективными, но в оценке которых автор затрудняется из-за отсутствия соответствующей практики. Например, представление интересов клиентов по уголовным делам, или в семейных спорах. Интересно было бы услышать мнения коллег о перспективах развития этих направлений.

В заключение отмечу, что вопрос востребованности, профессионального роста и высокого личного дохода юриста – это всегда вопрос личной активности. Активной работы, активного поиска клиентов, активного обучения, активного взаимодействия с государственными органами.

Некоторые сферы юридической деятельности с течением времени неизбежно исчезнут. Регистрация новых юридических лиц, которая десятки лет кормила многие небольшие юридические компании, сейчас осуществляется в электронном виде за считанные часы – целое направление юридического бизнеса, технически несложное, но востребованное, за последние несколько лет просто исчезло. Так будет происходить и дальше. От юристов зависит, будут ли они развиваться вместе с рынком и вместе с бизнесом, или будут стагнировать, цепляясь за привычные формы работы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить