Китай выходит на особое место в мировой политике

11925

В чем это проявляется и для чего Поднебесной нужна Россия, размышляет известный экономист Алмас Чукин

ФОТО: pexels.com/Фотограф: Lara Jameson

Судя по последним событиям, Китай выходит на особое место в мировой политике. И в этой связи не может не радовать тот факт, что первый визит после Ковидного карантина председатель Си совершил в Казахстан.

Китай уже давно вышел на второе место в мире по объёму экономики. Средний класс Китая, по европейским меркам, превысил 300 млн человек, что отражается в объёме продаж предметов роскоши от Gucci, Prada и Rolls Royce. Показателен факт, что из 6.3 млн автомобилей, проданных группой Фольксваген в мире – 4.3 млн было продано в Китае. Не случайно первый визит в Китай после 2-х летнего перерыва совершил канцлер Шольц.

Теперь Китай начинает практически подтягивать своё политическое место в мире к своей экономической мощи. Путин, своей авантюрной военной агрессией в Украине, фактически похоронил политический авторитет России в мире и теперь останется в лучшем случае сателлитом Китая.

Недавно у меня была интересная беседа с «простым» китайцем. Я его спросил про отношение Китая к войне в Украине. Он мне сказал следующее: США первая страна, мы – вторая, Европа – третья сила в мире и Россия – четвёртая. Но будущее в борьбе (экономической) между нами и США. Америка ослабляет сейчас ЕС и РФ, нам надо поддержать пока РФ, они нам понадобятся против США.

Это взгляд человека не из политики, но очень любопытный.

Параллельно, резко возросла роль Аравийского полуострова, и особенно Саудовской Аравии как его лидера. В этом году прошёл очень важный визит президента Байдена в Эр-Рияд, и в его рамках саммит США-Ближний Восток, на который приехали практически все страны этого региона. Для Байдена это был очень сложный визит, но необходимый для решения проблем энергетики.

На днях прошёл аналогичный визит председателя Си, но с гораздо более лучшей атмосферой и заключением нового стратегического партнёрства. Две страны договорились каждые два года встречаться и развивать сотрудничество. В отличие от США, где президент реально мало что может сделать, поскольку экономикой занимается бизнес, в Китае всё, что говорит руководитель исполняется, поскольку основу их экономики составляют по-прежнему госкомпании.

Взаимная торговля Саудовской Аравии и Китая приближается к $100 млрд долларов, что не так далеко от $150 млрд в торговле с РФ. При этом, Саудовская Аравия  может стать основным поставщиком нефти и газа в Китай, и основным реципиентом инвестиций Китая в этот регион. Китай в 2 с лишним раза больший партнёр Саудии в торговле, чем США. Не случайно, в ходе визита престарелый король Саудовской Аравии, который фактически передал власть своему сыну крон-принцу, вышел на встречу, подписал лично бумаги с гостем. В июле он только на 30 минут появился на общей встрече президента Байдена и крон-принца МБС.

Инвестиционный фонд Саудовской Аравии и семьи в несколько раз превышает Нацфонд и резервы РФ, и уже несколько лет СА фактически правит ОПЕК и ОПЕК+, в который вошла Россия. А если сюда ещё добавить деньги ОАЭ, то роль этого региона трудно переоценить даже без включения Египта и других стран.

Не случайно, несмотря на то, что США являются основным гарантом безопасности Саудовской Аравии, руководство СА приняло целый ряд непопулярных в Вашингтоне решений о закупке телекоммуникационного оборудования от Хуавей, развития инициативы «Инициативы пояса и пути». (Вначале этот амбициозный проект развития глобальной инфраструктуры с точкой выхода из Китая был назван «Один пояс, один путь»). Ближний Восток показывает своё желание иметь сбалансированные отношения между двумя державами и получать наибольшую выгоду от сотрудничества с обеими сторонами.

И в этом плане помогает то, что Китай традиционно придерживается строго своих 5 принципов внешней политики, среди которых особо актуальны сегодня два – уважение территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Исходя из принципа нерушимости границ, Китай никак не может принять аннексию территории Украины. Исходя из принципа невмешательства – Китай никогда не комментирует внутреннюю политику любых государств, будь они большими или малыми, и требует от других соблюдать того же подхода. Как известно, США порой грешит лекциями другим странам на тему «правильной» организации общества, что не всегда положительно воспринимается.

Источник: личная страница автора в Facebook

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить