Как биотехнологии могут возродить альянс демократий

10497

Подобно электричеству и искусственному интеллекту, биотехнологии неизбежно приведут к скачку в человеческой истории, затронув все сферы жизни

ФОТО: Depositphotos/JanPietruszka

Биотехнологии открывают возможность манипулирования самими основами жизни, какой мы её знаем, и представляют собой сектор стоимостью в триллионы долларов, который охватывает такие разные отрасли, как сельское хозяйство, здравоохранение, производство материалов и энергетику.

Грядущая эпоха, с её рисками, связанными с патогенами и безопасностью биоданных, и с её биоинженерными решениями наших самых трудноразрешимых проблем, одновременно создаёт серьёзные опасности и открывает колоссальные возможности для преобразования нашего мира на молекулярном и глобальном уровнях. Эта новая эра начинается в период усилившегося соперничества между демократическими и авторитарными странами, которые подходят к биотехнологиям с разными нормами и ценностями.

К счастью, у США и их союзников и партнёров имеется определённая фора. По данным Pitchbook, США сохраняют мировое лидерство в качестве источника и потребителя инвестиций в биотехнологии: в 2022 году американские фирмы привлекли $466 млрд, что примерно в десять раз больше капиталов китайского происхождения. Почти 90% этих американских капиталов направляются на внутренние инвестиции, что подчёркивает роль Америки в качестве глобального инновационного хаба и рынка для передовых биотехнологий.

Благодаря этому, по данным 2022 года, в США базируется самое большое в мире количество биотехнологических компаний; их почти в три раза больше, чем в Китае. Кроме того, правительство США приступило к определению стратегического курса на длительное биотехнологическое лидерство: был издан президентский указ о биоэкономике, а также созданы Комиссия по национальной безопасности в сфере новых биотехнологий и Агентство перспективных исследовательских проектов в здравоохранении (ARPA-H).

Тем временем Европа является мировым лидером по количеству биотехнологических патентов. За последние пять лет этот континент зарегистрировал более 40 тысяч биотехнологических патентов в сфере медицины, и он опережает США по количеству биотехнологических патентов, связанных с продовольствием, макромолекулярной химией, а также экологическими технологиями. Французская компания DNAScript и британская Nuclera стали лидерами в производстве «настольных» синтезаторов ДНК. И ещё в 2017 году Великобритания и Канада утвердили весьма содержательные национальные биотехнологические стратегии.

Однако Китай, с его усиливающимся авторитаризмом, решительно настроен стать мировым лидером в сфере биотехнологий к 2035 году. Эта Народная Республика активно вкладывается в решение назревающих внутренних проблем с демографией и здравоохранением и даже военизирует биотехнологические инновации, чтобы получить военное преимущество. Хотя общий объём китайский биотехнологических инвестиций намного ниже американского уровня, сегодня Китай занимает второе место в мире по количеству биотехнологических компаний, входящих в список Forbes Global 2000. Кроме того, Китай, судя по всему, уже занял ведущие позиции по числу исследований, посвящённых синтетической биологии и биологической промышленности.

Последствия для интересов национальной безопасности США весьма серьёзны, потому что сотрудничество между этими странами и связи их экосистем наук о жизни означают, что прогресс, достигнутый в США, может ускорить развитие биотехнологий в Китае. Например, подъём компании BGI Group (ранее Пекинский институт геномики, ставший сейчас крупнейшей в мире организацией генетических исследований) стал возможен отчасти благодаря её доступу к американской интеллектуальной собственности и рынкам.

В контексте международной конкуренции задачу долгосрочного лидерства в технологиях общего назначения нельзя оставлять на волю случая. Она требует постоянного внимания правительства, расширения частно-государственного сотрудничества, а также готовности делать стратегическую ставку на наше биотехнологическое будущее.

С этой целью Специальный проект конкурентных исследований (SCSP) опубликовал «Национальный план действий для американского руководства в сфере биотехнологий». Это политическая дорожная карта с основными рекомендациям и рядом дополнительных деталей, направленная на координацию научных, частных и государственных усилий с целью установить лидерство США, а также их союзников и партнёров, в этом секторе до 2030 года.

Учитывая уникальную природу биотехнологического сектора, стоит сфокусировать внимание на том, где именно США и их союзники и партнёры могли бы координировать свои усилия. Поскольку составные элементы биотехнологий уже по самой своей природе являются локальными и распределёнными, эти технологии являются более рассеянными, доступными и взаимосвязанными, чем любые другие технологии. В контексте глобальной технологической конкуренции это создаёт особые выгоды и особые риски. США и их союзники и партнёры должны воспользоваться этими особыми выгодами, чтобы теснее работать вместе в противостоянии со столь решительно настроенным конкурентом, как Китай.

Во-первых, поскольку биология не знает границ, потенциал биологического реагирования должен быть одновременно локальным и глобальным. Создав глобально доступный портал обмена информацией (Bionet) для обеспечения работы систем раннего предупреждения, США и их союзники и партнёры сделают возможным быстрое локальное реагирование на инциденты, связанные с биотехнологиями. Потоки данных из Bionet могли бы поддерживать государственные системы быстрого реагирования в сфере биобезопасности («Медщит(ы)»), делая возможным использование таких инструментов, как «радары» биоугроз, а также быструю переброску и применение вакцин и лекарств.

Во-вторых, критически важно устанавливать стандарты, чтобы получить и сохранить лидерство в любом технологическом секторе. США и их союзники и партнёры должны работать над формированием отраслевых и этических стандартов, которые будут соответствовать демократическим принципам, уважать индивидуальные права, создавать справедливое экономическое игровое поле. Одновременно нужно лишить стратегических противников возможности определять биотехнологические стандарты в своих интересах. Для этого потребуется скоординированное и постоянное взаимодействие с Международной организацией по стандартизации, ОЭСР и другими многосторонними организациями для выработки и продвижения общих позиций.

В-третьих, США и их союзники и партнёры должны превратить разрозненные экосистемы геномных данных в стратегический ресурс, который будет больше суммы своих частей. Им следует консолидировать открытые и закрытые базы данных о геномах людей, животных и растений в центральный биобанк. Такой биобанк должен качественно управляться, быть совместимым, легко доступным для использования учёными, а также наделённым сильной защитой конфиденциальности человеческих генетических данных. Он позволил бы демократизировать биотехнологические инновации, упростить анализ с помощью искусственного интеллекта, сократить зависимость от структур, подобных BGI Group.

В-четвёртых, США и их союзники и партнёры должны совершенствовать свои способности по привлечению и удержанию глобальных талантливых кадров, работающих в сфере биотехнологий, в том числе из Китая. Для этого необходимо обновить программы рабочих, научных и инвесторских виз, отдавая приоритет заявителям с опытом и знаниями в сфере биотехнологий, и нужно поддерживать взаимное участие специалистов в научных биотехнологических программах.

В-пятых, США и их союзники и партнёры должны создать демократический биопромышленный альянс, чтобы добиться сетевого эффекта по принципу «разработки в любом месте, рост везде», а также чтобы защитить производственно-сбытовые цепочки демократических стран и увеличить геополитическую мягкую силу. На этом направлении США должны договориться о соглашениях об обмене данными в рамках структур уже существующих и будущих альянсов, что позволит получать общий доступ к единой системе («интерфейсу») локальных биопромышленных мощностей.

И последнее, но не по своему значению: нужно установить минимальный уровень глобального биотехнологического сотрудничества. Прогресс в биотехнологиях требует сотрудничества и командной работы, причём иногда даже между конкурентами. Правительство США должно определить (и открыто проинформировать об этом американский частный сектор, а также своих союзников и партнёров), в каких случаях имеются возможности для сотрудничества с целью создания глобальных общественных благ, причём эта работа будет стоить сопутствующих рисков для демократических ценностей.

Чтобы в полной мере воспользоваться силой биотехнологий, США и их союзники и партнёры должны работать вместе над формированием общего видения, в центре которого будут демократические ценности. Это особенно важно в эпоху международного соперничества с авторитарными странами. Представленный SCSP биотехнологический план – это стартовая точка, которая позволяет начать это делать.

Джейфер Ахмад, директор по будущим технологическим платформам в Специальном проекте конкурентных исследований (SCSP)

Эбигейл Кукура, заместитель директора по будущим технологическим платформам в Специальном проекте конкурентных исследований (SCSP)

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить