Китайские авто вытесняют традиционных игроков на казахстанском рынке

136108

Поднебесная является крупнейшим автомобильным рынком и удерживает лидерство в мировом автопроме

Фото: © Depositphotos.com/ChinaImages

История китайского автопрома берет начало в 1953 году, когда в Пекине была основана первая китайская автомобилестроительная компания China FAW Group. К 2000 году Китай производил более 2 млн авто в год. Китайских автопроизводителей часто упрекали в том, что они копировали модели ведущих европейских и японских брендов и выпускали их не в лучшем качестве. Но как бы то ни было, а уже в 2009 году Китай произвел более 13,7 млн машин и стал крупнейшим автопроизводителем в мире, опередив Японию.

Поднебесная является крупнейшим автомобильным рынком и удерживает лидерство в мировом автопроме. Перебои с поставками полупроводников для автомобильной промышленности, возникшие в период пандемии из-за жестких локдаунов, обошли стороной китайские автомобильные заводы, поскольку на местном рынке производится большой ассортимент дефицитных в других странах запчастей. Таким образом, Китай получил шанс усилить позиции, а заодно доказать, что местным автомобильным концернам, как правило. работающим в техническом партнерстве с гигантами мирового автопрома, под силу конкурировать не только числом.

В 2022 году в условиях жестких санитарно-эпидемиологических требований и торговых войн с США Китай сохранил лидерство на мировом авторынке как по объемам продаж, так и по производству. По данным LCM Automotive, на рынке Поднебесной было реализовано 26,61 млн авто и доля Китая в мировых продажах выросла до 32,8% с 31,5% в 2021 году. Только за первое полугодие 2023-го в Китае реализовано 9,5 млн автомобилей, причем первое место занял крупнейший производитель электромобилей на местном рынке BYD, реализовавший 1,1 млн авто. В пятерку также вошел Changan – 467,2 тыс. единиц. Что касается производства, то в 2022 году с конвейеров китайских автомобильных заводов сошло почти 27 млн автомобилей. Это больше, чем произвели вместе взятые США (10,1 млн единиц) и Япония (7,8 млн), показавшие второй и третий результат соответственно.

Ожидаемая экспансия

На казахстанском рынке продукция китайского автопрома также всё более активно заявляет о себе на протяжении последних лет, и сегодня Jac, Haval, Geely и Exeed всё чаще можно встретить на наших дорогах. Заметный количественный скачок произошел в 2022-м, когда, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), официальные дилеры реализовали 11 767 авто, произведенных в Китае, и представительство этой страны в общих продажах новых автомобилей выросло до 9,5%. При этом в топ-10 самых продаваемых брендов сразу четыре из Китая: Chery (6-е место), Jac (7-е), Exeed и Haval (9-е и 10-е соответственно).

Итоги первого полугодия подтверждают: автопроизводители из Китая уверенно завоевывают позиции на казахстанском рынке и на их долю приходится уже половина брендов в первой десятке самых продаваемых. При этом Chery (4264 авто), например, поднялся на четвертое место, оттеснив на пятую строчку Toyota. Бренды Haval (2719), Changan (2366, представлен с сентября прошлого года), Jac (2321) и Exeed (2021) заняли места с шестого по девятое соответственно. По данным Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР), сегодня на казахстанском рынке представлено более 40 автомобильных брендов, из которых 12 – китайские.

В АМААР тренд на увеличение присутствия производителей из Поднебесной отчасти связывают с прекращением поставок авто европейских и японских марок, до начала войны в Украине производившихся на российских предприятиях – Toyota, Volkswagen, Renault, Nissan. На замену ушедшим брендам и моделям дилеры стали формировать портфель брендов, в котором всё более заметная доля отводится автомобилям из Китая.

«Рост присутствия китайских брендов на нашем рынке действительно совпал с обострением международной политической ситуации, после того как прекратились поставки техники и машинокомплектов европейских и японских брендов из России. Однако стоит понимать, что экспансия китайских брендов была ожидаемой даже безотносительно политической ситуации: китайское правительство очень последовательно занимается поддержкой своих автопроизводителей на протяжении последних 25 лет. Это касается как освоения новых технологий и стимулирования сбыта, так и выхода на внешние рынки. Китайские бренды активно укрепляют свои позиции на всем мировом рынке, за исключением, пожалуй, США. Война и приостановка работы европейских и японских автозаводов в России лишь ускорили процесс усиления китайских автопроизводителей на большинстве мировых рынков, одним из которых стал Казахстан», – отмечает генеральный директор АМААР Артур Мискарян.

«Популярность китайских брендов растет за счет технологичности автомобилей, привлекательного соотношения цены и качества, представленности у дилеров. Китайские марки выходят на казахстанский рынок, видя огромный потенциал спроса на их продукцию. Сейчас со стороны их брендов идет процесс изучения автомобильного рынка, предпочтений и привычек потребителей, необходима адаптация к дорожным и климатическим условиям, подготовка и оформление всех необходимых разрешительных документов. В портфеле компании за первое полугодие 2023 года доля брендов из Китая выросла с 13 до 25%», – отмечают в компании «Астана Моторс». Она представляет в Казахстане Haval, Changan и Chery. В конце прошлого года концерн Great Wall Motor и «дочка» «Астана Моторс» – Haval Motor Kazakhstan подписали соглашение, согласно которому казахстанская компания стала дистрибьютором элитных внедорожников TANK, представители которого, рамные внедорожники TANK 300 и TANK 500, не так давно появились в Казахстане.

Среди представителей китайского автопрома, дебютировавших на казахстанском рынке в этом году, также представитель класса больших кроссоверов Geely Monjaro. Как отмечают в компании G Motors Kazakhstan, представляющей бренд в нашей стране и входящей в структуру крупного авторетейлера Orbis Auto, местные покупатели уже оценили технологичность и других моделей Geely – это спортивный кроссовер Coolray, универсальный кроссовер Azkarra, купе-кроссовер Tugella. Согласно планам дистрибьютора, в 2023 году продажи всех автомобилей бренда могут составить 4000 единиц.

Компания Aster Auto представила в Казахстане Omoda – один из суббрендов Chery Holding, а также одного из представителей бренда, кроссовер Omoda C5, который дебютировал на мировом рынке в начале года. Казахстанцам C5, выполненный в соответствии с концепцией Art in Motion и привлекающий авангардным дизайном, будет доступен в четырех комплектациях по цене от 11 890 000 тенге.
До конца года «Астана Моторс» планирует вывести на рынок лидера китайского автопрома BYD с электрическими и гибридными моделями – в прошлом году компания уже стала официальным дилером бренда в Узбекистане. Как отмечают в пресс-службе, первая волна экспансии китайских бензиновых авто не прошла, но за ней видна вторая, которая принесет на рынок автомобили с новым источником энергии. Согласно прогнозам, более активный выход на рынок электрических моделей существующих и новых марок можно ждать в начале 2024 года. Соответственно, возникнет необходимость развивать сети электрозаправочных станций, что ляжет нагрузкой на энергоинфраструктуру крупных городов.

Если говорить о соотношении цены и качества, то в этом плане китайские бренды предлагают современный дизайн авто, большой набор опций в плане комфорта и активной безопасности, передовые технологические решения по довольно доступным ценам (по данным АМААР, цены на авто из Китая находятся в диапазоне от 8,5 млн до 29,9 млн тенге), а также разветвленную сеть авторизованных дилерских центров и наличие оригинальных запчастей.

В плюс можно занести и привлекательные условия гарантии: гарантия на автомобили Geely, например, составляет шесть лет или 180 тыс. км пробега, на Exeed – семь лет или 200 тыс. км пробега, на упомянутый выше TANK – пять лет или 150 тыс. км. Устанавливая такой гарантийный срок, производитель берет на себя ответственность и отдает отчет в своих действиях, ведь чем с большим количеством гарантийных случаев ему придется иметь дело, тем чаще придется выполнять ремонт за свой счет. Кроме того, дистрибьюторы зачастую предлагают покупателям привлекательные финансовые инструменты – например, кешбэк, в том числе при покупке в кредит, выгодные программы рассрочки, покупку по системе Trade-In.

Ретейл и не только

Усиление позиций китайского автопрома в Казахстане, по мнению экспертов, произойдет не только благодаря росту продаж, но и за счет производственной составляющей. По данным АМААР, пока в Казахстане локализовано производство автомобилей JAC – на заводе в Костанае. В 2015 году стартовала крупноузловая сборка, которая со временем трансформировалась в CKD-производство со сваркой и окраской кузова. В начале нынешнего года был анонсирован запуск в Костанае производства автомобилей Jetour – еще одного суббренда компании Chery, специализирующегося на выпуске кроссоверов. В ходе автосалона в Шанхае компания Allur и китайский концерн FAW подписали соглашение о производстве на костанайском заводе автомобилей Hongqi – люксового бренда FAW Group. В Казахстане, который, как сообщалось, должен стать первой зарубежной производственной площадкой Hongqi, появятся сразу четыре модели бренда – седаны H5 и H9, SUV HS5 и электрический кроссовер E-HS9.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в июле глава ведомства Марат Карабаев встретился в Пекине с руководителями компании Zeekr, специализирующейся на производстве электромобилей премиум-класса, обсуждались возможности запуска совместного проекта по производству электромобилей в Казахстане.

Крупным производственным проектом обещает стать мультибрендовый завод по производству автомобилей Chery, Haval и Changan, строительство которого в Индустриальной зоне Алматы ведет «Астана Моторс». В сентябре 2022 года компания подписала меморандумы с китайскими автомобильными концернами, что позволило приступить к реализации проекта, а в ноябре был дан старт строительству завода. В мае 2023-го были подписаны технико-лицензионные соглашения с компаниями Chery, Great Wall Motor (с брендом Haval) и Changan. Тогда же было подписано соглашение с Automotive Engineering Corporation (AEC) на поставку для предприятия высокотехнологичного оборудования. С участием AEC проектируется 80% автомобильных заводов в мире, клиентами компании являются BMW, Hyundai, Toyota, Jaguar, Land Rover, BYD, Mercedes-Benz, Volkswagen.

Завод будет располагаться на площади 300 000 кв. м, производственная площадь составит 150 000 кв. м, общая стоимость проекта – 115 млрд тенге. В данный момент ведутся работы по основному зданию завода (сборочному, сварочному, окрасочному цехам), складу готовой продукции и тестовой трассе. Производство будет вестись мелкоузловым методом со сваркой и окраской, роботизированное оборудование установят в цехах сварки, окраски и сборки интерьера, на предприятии будет действовать подвесной автоматизированный конвейер. На заводе будут три частично автоматизированных цеха сварки и три линии сборки – отдельно для каждого бренда, что позволит создать больше рабочих мест, полностью автоматизированный цех окраски будет единым для всех брендов. Каждые две с половиной минуты с конвейера предприятия будет сходить новый автомобиль.

Наряду с AEC в числе поставщиков оборудования для нового завода будут компании Siemens, ABB, Schneider, Omron и Fanuc, при этом оборудование для будущего предприятия проектировалось совместно с Chery, Haval и Changan и соответствует стандартам данных брендов. Строительство планируется завершить в IV квартале 2024 года, а в I квартале 2025-го должно начаться пилотное производство автомобилей. При заводе коммерческой техники Hyundai Trans Almaty, где с прошлого года ведется мелкоузловое производство автобусов Golden Dragon, планируется открыть казахстанско-китайский учебный центр по подготовке инженерных кадров.

Как отмечают в АМААР, на казахстанском рынке и рынках стран ЕАЭС со стороны китайских автопроизводителей пока отсутствуют предложения по моделям начального ценового сегмента и расширение присутствия игроков происходит в основном за счет замещения выбывших моделей от европейских и японских производителей в среднем ценовом сегменте. По оценкам Мискаряна, продажи китайских автомобилей с начала года держатся в коридоре 14–19% от совокупных продаж и к концу года доля китайских брендов с высокой вероятностью закрепится на уровне выше 15% рынка новых авто. По мнению участников рынка, экспансия китайского автопрома, возможно, стимулирует активность других производителей, заставит их искать новые решения, повышать конкурентоспособность, чтобы в конечном итоге в выигрыше оказался потребитель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить