В 2024 году вклад Китая в темпы роста мирового ВВП будет намного выше, чем у США

14055

Мировая экономика продемонстрировала поразительную устойчивость в 2023 году, а Соединённые Штаты, вопреки ожиданиям, сумели избежать рецессии

Фото: © Depositphotos.com/Zoooom

Индия, Вьетнам и Япония также достигли впечатляющих экономических результатов, особенно если учесть все обстоятельства. Но хотя у этих стран есть все основания оптимистично оценивать свои перспективы на 2024 год, мало сомнений в том, что главный вклад в рост мирового ВВП в этом году внесет Китай.

Наверное, многих удивит такое заявление на фоне поднявшейся волны мрачных прогнозов относительно китайской экономики. Да, в 2024 году Китай может не реализовать свой потенциал в полной мере. Лишь проведя значимые реформы и подтвердив открытость экономики (это две фундаментальные основы невероятного успеха модели экономического рост Китая в течение последних 40 лет), страна сможет вернуть себе утраченную динамику.

Тем не менее сравнительный вклад страны в рост мирового ВВП зависит от ее доли в мировой экономике и от ее темпов экономического роста. В пересчете по паритету покупательной способности доля Китая в мировой экономике в 2023 году составила 18,8%, в то время как доля Америки равнялась 15,4%. Поскольку Международный валютный фонд прогнозирует рост китайской экономики в 2024 году на 4,6% (это в два с лишним раза больше, чем прогнозируемые темпы роста экономики США), вклад Китая в темпы роста мирового ВВП, несмотря на продолжающееся экономическое замедление в этой стране, скорее всего, будет намного больше, чем вклад США.

После 25 лет стагнации Япония явно переживает экономическое возрождение. Экономика этой страны, наконец-то вырвавшаяся из дефляционной ловушки, в которой она томилась более 30 лет, вырастет в 2024 году, согласно прогнозам, на 1%. Однако вклад Японии в мировой рост будет даже более сдержанным, чем вклад Китая и США, потому что ее доля в мировой экономике меньше, а темпы экономического роста ниже.

Перспективы Великобритании и Евросоюза выглядят довольно печально. Если не случится неожиданного и маловероятного урегулирования войны в Украине, тогда в наилучшем сценарии экономика Европы не будет тормозить мировой экономический рост.

Экономика Индии, согласно прогнозам, вырастет в этом году на 6,3%. Ожидается, что это будет единственная в мире страна с крупной экономикой, где темпы роста будут выше, чем у Китая. Развитие геополитических событий пошло на пользу Индии: она смогла закупиться дешевой российской нефтью, избежать наказания за меры, которые бы не простили Китаю (если бы он их предпринял), и утвердиться на мировой арене. Все эти позитивные события наряду с внутренними реформами, проводимыми правительством премьер-министра Нарендры Моди, привели к бурному росту прямых иностранных инвестиций. Однако доля Индии в мировой экономике не достигает и половины доли Китая, поэтому индийский вклад в мировой экономический рост также окажется меньше китайского.

В 2024 году, согласно прогнозам, будет быстро расти экономика некоторых развивающихся стран, в их числе Вьетнам, Танзания, Гайана, Гамбия, Эфиопия, Джибути, Кот-д’Ивуар и Буркина-Фасо. Однако у всех у них очень маленькая доля в мировой экономике.

Тем самым ожидается, что Китай будет и дальше вносить самый главный вклад в рост мирового ВВП, однако в 2024 году темпы роста экономики страны могут оказаться ниже потенциальных (я оцениваю потенциальные темпы роста примерно в 5,1%). Кроме того, позитивное косвенное влияние роста китайской экономики на экономику других стран окажется более сдержанным, если темпы роста импорта в Китае не вернутся к допандемическому уровню.

Главной среднесрочной экономической проблемой Китая является сокращение рабочей силы. Даже если темпы роста производительности останутся неизменными, этот демографический сдвиг будет создавать понижающее давление на темпы роста ВВП. Учитывая нынешний спад в секторе недвижимости, а также меньший, чем ожидалось, рост расходов домохозяйств и инвестиций частного сектора, вероятность, что начнется новый экономический бум с опорой на сектор недвижимости, выглядит не очень высокой.

Впрочем, главный риск для китайской экономики сегодня таков: вероятность оказаться в ловушке долга и дефляции. Поскольку дефляция увеличивает реальную стоимость имеющегося долга, банки могут потерять желание выдавать кредиты бизнесу и местным органам власти. Задолжавшие домохозяйства и предприятия будут сокращать расходы, и поэтому токсичное сочетание долга и дефляции может запустить порочный круг снижения инвестиций и сокращения спроса.

Нежелание китайских монетарных властей проводить более экспансионистскую монетарную политику никак не помогает решить проблему. Чтобы стимулировать кредитование, Народный банк Китая и банковский регулятор страны установили целевые кредитные показатели, но государственные коммерческие банки часто обеспечивают эти целевые уровни, выдавая кредиты малопроизводительным госпредприятиям, которым не требуется срочное финансирование так сильно, как негосударственным предприятиям.

Более того, госпредприятия обычно получают кредиты под более низкие процентные ставки, чем ставки по банковским продуктам для вкладчиков. И поэтому вместо вложения этих средств в производительные проекты госпредприятия зачастую отдают их банкам обратно, размещая деньги на депозитах с более высокими процентными ставками. Это позволяет банкам снова прокредитовать те же самые госпредприятия. Весь этот процесс позволяет раздувать банковскую отчетность о кредитах и депозитах, создавая видимость эффективной монетарной политики, но подобная практика не помогает росту производительности, занятости и налоговых доходов.

Чтобы не попасть в дефляционно-долговую ловушку, китайские власти обязаны срочно влить больше ликвидности в экономику. Но для эффективности работы кредитных каналов Китай обязан реформировать госбанки, с тем, чтобы финансовые учреждения сосредоточились на прибыльности и кредитовании наиболее производительных фирм, а не на создании искусственных денежных потоков. К сожалению, маловероятно, что Китай проведет столь важные реформы в обозримом будущем.

В краткосрочной перспективе есть альтернативный пакет мер. Китайские власти могли бы совместить агрессивную бюджетную политику с монетизацией госдолга. Это план состоит из трех пунктов. Во-первых, бюджетную политику следует сосредоточить на строительстве недорогого жилья, обновлении государственной инфраструктуры, урегулировании задолженности местных и общенациональных государственных ведомств перед фирмами частного сектора. Во-вторых, эти расходы можно профинансировать за счет эмиссии новых долгосрочных гособлигаций. И, наконец, Народный банк Китая должен будет купить эти облигации и удерживать их до срока погашения или, по крайней мере, до тех пор, пока экономика не вернется к потенциальным темпам роста.

Благодаря экспансионистской монетарной политике в краткосрочной перспективе и структурным политическим реформами в среднесрочной перспективе темпы роста китайской экономики смогут приблизиться к своему полному потенциалу, а это поможет повысить темпы роста и мировой экономики.

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить