Казахстан должен стать страной, в которой хотят жить соседи

9474

Казахстан никогда не станет частью Европы. Мы находимся между Россией и Китаем, а с юга подпираемся Афганистаном, Пакистаном и Ираном

Мы должны это четко понимать и позиционироваться здесь. Но в таком положении есть и преимущество. Казахстан может из экспортера природных ресурсов превратиться в регионального «законодателя мод». Как говорится, не надо быть лучшим – надо быть лучше своих конкурентов. И задача, которую мы можем поставить перед собой, – Казахстан должен стать лучше своих соседей. То есть Казахстан должен стать страной, в которой люди хотят жить. Для этого у нас должны быть более продвинутое образование, более высокие жизненные стандарты, а для этого, в свою очередь, нужно решить вопросы, во-первых, утечки капитала, во-вторых, утечки мозгов. Сила Казахстана в его космополитичной культуре, это наше, надеюсь, долгосрочное преимущество.

Наше краткосрочное преимущество – у нас есть природные ресурсы. Насколько мы сможем конвертировать нефтедоллары в хорошее образование, в более высокие стандарты жизни для наших будущих поколений, настолько мы станем конкурентными на региональном уровне. 

Мы живем в постиндустриальную эпоху. Концепция массового производства сменилась концепцией массового потребления – Apple с новым iPhone 5 в течение дня продает 2 млн смартфонов. 

Основной призыв глобальной экономики – быстрее, дешевле, лучше. Я считаю, что Казахстан сейчас не может полноценно ответить на эти вызовы – наша экономика недостаточно эффективна. Мы можем себе позволить только два аспекта из трех. Нам надо сейчас решить, на чем сфокусироваться. Предыдущие концепции, когда бизнес не был сконцентрирован на конкуренции с основными игроками, строились в основном на рыночной доле – считалось, что это основное преимущество. От системы становлений продаж мы должны перейти к вопросам потребительской лояльности. Казахстан больше не может себе позволить делать дешевле – мы должны сконцентрировать внимание на качественных вещах. Но это, наверное, будет недешево.

И здесь вопросы образования, вопросы сильной валюты и высокой интеграции, наверное, самые важные. 

Подготовка персонала внутри должна осуществляться самими компаниями. Мы видим, как падает уровень образования в стране, так что помощи ждать со стороны не приходится. У нас много трудовых ресурсов, но, к сожалению, они неквалифицированные, и компании должны инвестировать в обучение. Здесь краткосрочной проблемой является гипермобильность персонала. В среднем персонал в казахстанских компаниях держится 9–12 месяцев, и это мешает подготовке профессионалов. 

На самом деле, если оставить в стороне качество местного образования, никакие университеты не выпускают профессионалов. Профессионалами становятся на рабочем месте, и так было всегда. Пока же кризис, который начался в 2007 году, продолжается, бизнес во многом не восстановился. Признаком восстановления экономики станет то, что компании начнут инвестировать в персонал. 

Другой важный аспект – это социальный контракт. Каждый из нас ощущает, что социальная дифференциация приводит к тому, что мы не можем найти новый квалифицированный персонал. Многие люди не видят смысла жизни в таком обществе. И это приводит к тому, что в целом происходит радикализация общества. Радикализация – это то, что мы упустили 10–15 лет назад. 

Третья проблема – это демпинг. Ценовой фактор лежит в основе движущей модели любого большинства. Мы ценой пытаемся занять ведущую позицию, и это привело к вымыванию компетенции из среды. Нам стоит задуматься о госполитике по антидемпинговым процессам. 

Четвертая проблема – это большая неопределенность в отношении государства к бизнесу. И это очень мешает нам строить бизнес, смотреть на бизнес как на основную движущую силу общества. Связанным вопросом здесь остается правовая система и вопросы справедливости судов. Наша бизнес-практика загнана в угол и не успевает развиваться. 

Я думаю, бизнес должен консолидировать свои интересы и идти на диалог с правительством, для того чтобы новая бизнес-практика начала формироваться. Нам нужно увеличить профессионализацию не только в государстве, но и в бизнесе. Для нас очень важно, чтобы правительство научилось подбирать профессионалов, мотивировать, развивать кадры, потому что в развитии мы очень отстаем. Самая хорошая черта бизнеса – это его эффективность. И эту особенность бизнеса правительству надо привлекать и использовать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить