ИИ ищет работу: топ-10 профессий, которые исчезнут или изменятся из-за нейросетей

15878

В перечень попали врачи-диагносты, иллюстраторы, фитнес-тренеры, программисты, журналисты, писатели, менеджеры

Фото: Depositphotos/ktsdesign

В мире все чаще звучат тревожные прогнозы относительно будущего сотен тысяч различных специалистов. Александр Максименюк, основатель и CVO Ringostat исследовал факты и мнения экспертов и поделился прогнозами, какие специалисты рискуют потерять работу в ближайшие 5-10 лет и можно ли этому помочь.

«В моей смерти прошу винить искусственный интеллект» — примерно такой посыл имеет страница Death by AI. Это что-то вроде «свалки профессий», компаний и даже целых индустрий, которые по мнению создателей ресурса уже «умерли» или вот-вот исчезнут из-за искусственного интеллекта. В перечень попали врачи-диагносты, иллюстраторы, фитнес-тренеры, программисты.

Программист

Технические должности, такие как разработчики программного обеспечения, кодировщики, программисты и специалисты по обработке данных, рискуют, поскольку технологии ИИ уже сейчас вполне прилично выполняют большую часть их работы.

Такие решения, как ChatGPT, действительно могут писать синтаксически правильный код быстрее, чем люди. Поэтому программисты, которые только переводят алгоритмы в программный код, могут начать беспокоиться. Зато нет оснований волноваться программистам, которые самостоятельно прорабатывают алгоритмы, создают архитектурные решения, делают качественный продукт, понимают, как его написать оптимально.

Они, наоборот, могут использовать искусственный интеллект для совершенствования собственного рабочего процесса, сохранения времени. Соответственно быть еще более эффективными и высокооплачиваемыми.

Забавный случай приводит статья Unmudl. Оператор данных со временем заметил, что его задачи скучны и однообразны. Поскольку специалист работал дома, он сумел незаметно для руководства автоматизировать все свои обязанности. Поэтому тратил всего час-два еженедельно, получая заработную плату за полную нагрузку. А чтобы результаты имели правдоподобный вид, работник умышленно добавлял несколько ошибок.

Эксперты считают, что в ближайшее время искусственный интеллект не заменит разработчиков программного обеспечения полностью. Например, из-за рисков ошибок и технических ограничений. Но ИИ поможет решить проблему нехватки IT-специалистов.

Специалист службы поддержки клиентов

Наверняка вам уже приходилось звонить или переписываться со службой обслуживания клиентов, где собеседником был робот. ChatGPT и похожие технологии могут продолжить эту тенденцию. Исследование компании Gartner предсказало, что к 2027 году чат-боты станут основным каналом обслуживания клиентов для примерно 25% компаний.

Рассмотрим, какие обязанности менеджеров техподдержки может взять на себя искусственный интеллект. Ведь эта сфера имеет много возможностей для автоматизации.

- Быстрые персонализированные ответы на распространенные вопросы клиентов. Сроки доставки, задолженность, статус заказа — что угодно, полученное из внутренних систем. Вместо этого команда может работать только с запросами, требующими человеческого интеллекта и эмпатии.

- Сокращение времени ответа на запрос клиента. Помощь менеджеру при первом контакте с покупателем. ИИ в связке с аналитическими инструментами может мгновенно получать данные о конкретном клиенте. Например, местонахождение, поисковый запрос. Это поможет специалисту решать проблемы при первом взаимодействии.

- Анализ настроения. Инструменты ИИ уже могут распознавать, когда клиент разгневан или расстроен во время диалога. Руководитель видит сообщения о таких случаях и может дать совет менеджеру, как улучшить общение с клиентом. Также ИИ может заметить признаки недовольства клиента быстрее человека и помочь погасить конфликт еще до его начала.

Похожая функция, например, стала впервые доступна в платформе Ringostat. ИИ считывает общее настроение разговора и каждого собеседника. И добавляет в отчет вместе с данными о телефонном звонке. Так можно вовремя заметить, если коммуникация требует внимания руководителя.

По моему мнению, со временем появится тренд на платное обслуживание клиента «живым» менеджером. Это будет услуга «премиум-связь с человеком вместо бота». Такая практика, кстати, уже есть, например у Amazon.

Если тенденция будет развиваться и ИИ сможет полностью закрыть потребность в первичном обслуживании клиентов, нынешние менеджеры службы поддержки могут перейти на другие должности. Например, стать менеджерами из отдела заботы о клиентах (Customer Success), специалистами по работе с партнерами и т. д. Или стать теми лучшими из лучших, которые будут предоставлять услуги техподдержки VIP-клиентам.

Менеджер по продажам

Генеративный ИИ также может изменить подход к продажам как в B2B-, так и в B2C-бизнесе. Пока речь не идет о полной замене человеческого ресурса искусственным интеллектом. Скорее всего, в ближайшем будущем ИИ будет работать в партнерстве с менеджерами, дополняя, ускоряя процессы и увеличивая производительность.

Какие задачи может выполнять ИИ в сфере продаж?

- Первичный контакт с покупателем. Помощники, созданные на основе ИИ, могут отвечать на запросы и взаимодействовать с клиентами. Со временем они все лучше смогут имитировать человеческие качества: вежливость, доброжелательность, чувство юмора. И вести персонализированное общение, вызывая доверие и лояльность пользователей.

- Улучшение показателей закрытия сделок. ИИ может анализировать данные, идентифицировать потребности, настроения, интересы пользователей, определять приоритетность потенциальных клиентов. ИИ также будет предлагать работникам лучшие следующие шаги — для улучшения взаимодействия с клиентами в каждой точке контакта.

- Автоматизация бизнес-процессов, которая сэкономит время. ИИ будет помогать менеджерам вести лидов по воронке продаж, пока они не будут готовы к взаимодействию с живым менеджером. Сможет заполнять анкету на основе диалога. Автоматизировать внесение информации в CRM и дальнейшие действия после продажи, а также развивать постоянные отношения с клиентами.

Вскоре будут широко применяться помощники сейлзов с искусственным интеллектом. Например, прямо во время разговора с покупателем эти боты будут давать менеджеру подсказки и советы: какой вопрос задать, что предложить, как ответить на сомнения или возражения собеседника.

Они будут в реальном времени «вести» по скрипту продаж, подсказывая, какой вопрос нужно задать, и вычеркивая уже заданные. Или те, которые стали лишними, потому что клиент, например, предоставил больше информации. Либо, например, под конец телефонного разговора менеджер увидит подсказку: клиент почти готов совершить покупку и скидка в 10% окончательно склонит его к принятию решения.

При этом, как прогнозируется, вовлечение человека будет оставаться решающим в ближайшей перспективе.

Делегировав часть работы ИИ, опытные специалисты могут развивать взаимоотношения с клиентами, разрабатывать стратегии продаж и персонализированного обслуживания. А время, сэкономленное благодаря возможностям ИИ, может быть инвестировано в собственное профессиональное развитие и достижение успеха в продажах.

Журналист, автор контента

ChatGPT и подобные формы искусственного интеллекта, которые уже способны читать, писать и понимать текстовые данные, могут существенно повлиять на работу СМИ. Медиаиндустрия уже начинает экспериментировать с контентом, созданным искусственным интеллектом.

Например, новостной ресурс CNET использовал ChatGPT для написания десятков статей, хотя редактору и приходилось вносить исправления в материалы. Австралийский филиал издания News Corp создает почти 3000 статей в неделю с помощью ИИ: местные новости, прогнозы погоды и анализ цен на топливо. Статьи выходят под псевдонимами.

Таким образом, журналисты, авторы технического и рекламного контента также рискуют потерять работу из-за широкого внедрения технологий ИИ. Описания товаров, рекламные объявления, статьи для поисковой оптимизации сайтов, инструкции и гайды, развлекательный контент легко генерирует ChatGPT и подобные инструменты.

Например, издание BuzzFeed создает контент, такой как викторины и путеводители, с помощью ChatGPT:

Очевидно, что уже в ближайшем будущем создание простых текстов человеком станет нецелесообразным, ведь нейросети будут выполнять эту работу быстро и достаточно хорошо. Но авторы могут переквалифицироваться в редакторов, которые будут исправлять ошибки, делать фактчекинг, совершенствовать тексты.

Рискуют ли потерять работу журналисты и авторы контента? Да. Собственно, в сфере медиа уже начались такие тревожные процессы.

Например, немецкий таблоид Bild объявил о программе сокращения расходов на 100 млн евро, что приведет к увольнению почти 200 сотрудников. Издатель Bild написал письмо, что увольняет сотрудников, чьи задачи в цифровом мире выполняет искусственный интеллект и/или автоматизируются.

По крайней мере один случай свидетельствует, что этот риск реален. Автора из технологического стартапа уволили без объяснения причин. Позже она получила сообщение от руководителей, что ChatGPT дешевле, чем использование ее услуг.

Матиас Депфнер, гендиректор Axel Springer, куда входят Bild, Insider, Politico и Welt, прогнозирует, что ИИ вскоре сможет работать с информацией значительно лучше, чем люди. Однако по его словам, журналисты все равно будут нужны, чтобы понять «истинные мотивы» людей. Он призвал редакции уделять больше внимания эксклюзивным новостям, расследованиям, комментариям экспертов, которые пока не способны делать машины. Успех издателей будет зависеть от способности создавать такой оригинальный контент.

Журналисты уже сейчас могут писать авторские колонки, репортажи и исследования, используя инструменты искусственного интеллекта для сбора и анализа данных. А также могут выбрать узкую специализацию и сосредоточиться на развернутой, глубокой журналистике, требующей критического мышления и человеческой мысли.

Писатель

На сайте Amazon появились книги, подписанные именем американского автора Джейн Фридман. Однако писательница заявила, что они написаны искусственным интеллектом. «Я веду блог с 2009 года. Много моего контента является общедоступным для обучения моделей ИИ», — написала автор на собственном сайте. Ранее писательница создала несколько книг об издательской индустрии, и фальшивые книги довольно удачно имитировали ее произведения.

Союз писателей и сценаристов Америки уже объявил забастовку. Авторы требуют правового регулирования искусственного интеллекта в дополнение к повышению зарплат.

«Это только начало. Если они заберут работу писателей, они заберут и работу всех остальных. Как вы знаете по фильмам, в конце работы обычно убивают всех», —  говорит Миранда Берман.

Дошло уже и до суда: 17 знаменитых писателей, среди которых и Джордж Р. Р. Мартин, подали групповой иск в суд Нью-Йорка. Авторы заявили, что OpenAI без разрешения копировала работы истцов и использовала защищенные авторским правом материалы для обучения языковых моделей. А это, по мнению писателей, ставит под угрозу прибыль и нарушает право на контроль над собственными произведениями.

Графический дизайнер

Генеративный искусственный интеллект может значительно повлиять на профессию графического дизайнера. Все мы видели, как инструменты генеративного ИИ — например, Dall-E и Midjourney — создают художественные или фотореалистичные изображения из текстовой подсказки.

И здесь возникает множество вызовов и споров. Начиная от потери заказов, которые в будущем будет выполнять ИИ, и заканчивая защитой прав интеллектуальной собственности на настоящие произведения.

Что можно посоветовать дизайнерам, чтобы не потерять работу из-за ИИ? Первый шаг — оставаться впереди, быть в курсе последних разработок в сфере искусственного интеллекта, работать над сохранением навыков и опыта. Графические дизайнеры также должны сосредоточиться на развитии собственного уникального стиля и голоса, чтобы их работа выделялась и не могла быть легко воспроизведена машинами. И, как ни странно, использовать в собственной работе возможности ИИ, чтобы работать продуктивнее.

Обложка журнала Cosmopolitan, сгенерированная технологией DALL-E 2, стала первым случаем такого применения нейросетей известными брендами
Обложка журнала Cosmopolitan, сгенерированная технологией DALL-E 2, стала первым случаем такого применения нейросетей известными брендами
Фото: cosmopolitan.com

Менеджер по логистике

Многонациональные компании уже используют искусственный интеллект для управления поставками. Примером является один из лидеров международных перевозок DHL. Платформа использует аналитическое и прогнозное решение на основе AI. Оно постоянно отслеживает более 8 млн сообщений в интернете и социальных сетях, чтобы выявить потенциальные проблемы в цепи поставок.

ИИ предоставляет все больше возможностей для полной автоматизации процесса:

  • поиска новых поставщиков;
  • планирования и администрирования поставок;
  • оценки рисков;
  • оптимизации маршрутов в режиме реального времени;
  • улучшенного обслуживания клиентов, сокращения лишних расходов.

Ожидается, что к 2026 году влияние ИИ в логистике возрастет с 12% до 60%. А это означает, что работники, которые сейчас выполняют соответствующие обязанности, могут потерять работу. В таких отраслях, как транспортировка, хранение, розничная торговля и администрирование, ИИ может заменить или автоматизировать 56% рабочих мест.

Предприятия должны уже сейчас принимать меры к обучению работников эффективному управлению системами искусственного интеллекта.

Бухгалтер

Финансы, банковское дело годами инвестировали в передовой ИИ. Есть основания прогнозировать, что инструменты на основе искусственного интеллекта автоматизируют традиционные роли бухгалтера, экономиста, банковского кассира.

Статья в The Economist содержит неутешительные прогнозы: вероятность потери рабочих мест в бухгалтерской профессии вследствие развития ИИ в течение следующих двух десятилетий — 94%. В финансовом секторе 230 000 должностей может быть заменено искусственным интеллектом к 2025 году.

Впрочем, ИИ скорее изменит, чем отменит профессию бухгалтера. Важно уже сейчас понимать потенциальные риски и принимать меры. В частности, обеспечить подготовку бухгалтеров для работы вместе с системами искусственного интеллекта. Ведь, даже автоматизировав большинство задач, ИИ все равно потребует человеческого контроля, чтобы убедиться, что он функционирует правильно и принимает правильные решения.

Хотя ИИ может быстро обрабатывать огромные объемы данных, он не способен к критическому мышлению и принятию решений, которыми обладают бухгалтеры. Без надлежащего надзора системы искусственного интеллекта могут совершать ошибки, которые могут иметь серьезные последствия для бухгалтерских операций.

Бухгалтеры также могут сосредоточиться на финансовом анализе и стратегическом консалтинге. Или специализироваться на управлении системами учета, которые ведет ИИ.

Переводчик

ИИ стал серьезным прорывом в области перевода. Одним из релизов стала модель, представленная Meta — SeamlessM4T, которая может переводить и транскрибировать текст почти на 100 языков. Но подобных инструментов на основе ИИ уже существует множество, и они уже помогают переводчикам повысить эффективность и точность работы. Да и не только переводчикам. Работать и общаться на нескольких языках —  обыденность для специалистов международных компаний, и такие инструменты очень кстати.

Типичные, относительно простые массивы текстов уже сегодня можно и нужно переводить средствами нейронного машинного перевода. Например, технические и юридические документы, которые являются лидерами по стандартизированности и количеству перевода уже выполненного человеком — отличный материал для обучения нейросетей.

Переводчики же могут специализироваться на исследовании малораспространенных языков, культурной адаптации произведений. Также можно сосредоточиться на задачах, где опыт, контекст и интерпретация являются решающими, например художественный, репортажный перевод.

Помощник юриста

По прогнозам, к 2030 году ИИ заменит 29% юристов. Уже в ближайшее время ИИ может автоматизировать рутинные юридические задачи:

  • обзор и оценку документов;
  • составление контрактов;
  • правовой анализ;
  • поиск судебной практики.

Тенденция не повлияет одинаково на все вакансии в юриспруденции. Как показало исследование, искусственный интеллект возьмет на себя 44% задач, которые обычно выполняют именно помощники и младшие юристы.

Поэтому можно посоветовать таким специалистам развиваться в выбранной области, набираться опыта самостоятельного ведения дел, общения с клиентами и представителями учреждений. А также выбрать узкую нишу применения собственного правового опыта.

Украдут ли нейросети наши рабочие места?

Тем не менее многие работники, даже те, чья профессия по прогнозам подвергнется влиянию ИИ, с оптимизмом смотрят на развитие нейросетей. 32% специалистов IT-отрасли убеждены, что технология поможет им больше, чем навредит. В то же время 11% уверены в обратном. Чтобы понимать, почему так, важно понимать недостатки нейросетей.

Во-первых, нейросети не могут рассуждать так, как человек —  нестандартно и творчески. Они запрограммированы на сбор и обработку данных. Но они не способны учитывать дополнительные факторы: опыт, исторические, культурные и этические контексты, чувства и тому подобное.

Поэтому если речь идет о продажах или поддержке клиентов, то сейчас даже лучшие алгоритмы искусственного интеллекта не сумеют понять и должным образом отреагировать на все запросы клиента. В других сферах — таких, как строительство или медицина — где важны опыт и разносторонняя интерпретация мельчайших деталей, искусственный интеллект также не превзойдет человека.

Во-вторых, нейросети все еще склонны к ошибкам и не могут осознавать последствия собственных действий. Без контроля человека невозможно применение ИИ в отраслях, где ошибка может привести к вредным или трагическим последствиям — в промышленности, науке и инженерии, медицине.

Нейросети — это отличный инструмент в руках хорошего специалиста. Но не полная замена человека. Прогресс не грозит обесцениванием человеческого труда. Наоборот, является стимулом для развития и новой возможностью.

По данным исследования, работники были на 37% эффективнее, используя ChatGPT. Издание также цитирует Эйдана Гомеса, генерального директора генеративного стартапа Cohere: «Результаты удивительные... То, что паровая машина сделала для механической работы, эта технология сделает для интеллектуального труда».

Ускорение процессов, повышение эффективности работы, концентрация на цели, требующей человеческого профессионализма — все это станет толчком для развития и создания новых профессий и рабочих мест. В том числе в новой отрасли, непосредственно связанной с разработкой и использованием нейросетей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить