Георгий Сатаров: Пришло время создавать школу аналитики в Казахстане

11385

Георгий Сатаров – известный российский социолог, политолог и математик, видный общественный деятель, в прошлом — помощник президента Ельцина, отвечавший за внутреннюю политику и подготовку аналитических документов. Георгий Александрович, сооснователь и президент фонда ИНДЕМ ("информатика для демократии"), автор более 200 научных работ в сфере прикладной математики, политологии, социологии

- Георгий Александрович, аналитика и прогнозирование – темы актуальные и востребованные. В Казахстане есть множество бюджетных структур, занимающихся анализом всего. Но экономические перспективы до сих пор не самые радужные. Почему?

- Сначала нужно определиться с понятийным аппаратом. Есть у нас общество, есть государство и есть аналитика. В чём разница: нет ни одной задачи, которое общество не могло бы решить без государства. Однако государство не может сказать, что может решить хоть какую-то задачу без помощи общества. Начиная с создаваемого обществом богатства, часть которого мы отдаём государству в виде налогов. Это самое главное. Второе: государство – монолитно и стремится к единообразию. Общество сильно потому, что оно не монолитно, а разнообразно и представлено совершенно различными группами с разными интересами и жизненными ценностями.

Почему важно это разнообразие – потому что оно рождает продуктивность, инновации и адаптивность. Но в этом состоянии обществу трудно понять себя. И здесь очень важно наличие аналитики, являющейся частью самого общества, показывающей: вот, смотрите как это устроено и как это можно использовать. Такая аналитика позволяет социуму осознавать себя со своими проблемами и перспективами. Поэтому самая главная функция аналитики – это работать во благо общества. При этом крайне важно, чтобы эта аналитика проводилась общественными организациями. Потому что как только аналитика появляется внутри государственной системы, она перестает быть объективной.

Хочу особо подчеркнуть, что успешными будут только те общества и государства, которые будут учиться понимать и анализировать себя, принимать решения на основании объективной аналитики. Мы перешли в информационную цивилизацию – где выигрывают те, кто может решать интеллектуальные задачи.

- Значит ли это, что государственная аналитика не имеет ценности?

- Поскольку мы уже понимаем - в чем различие между государственной системой и обществом, скажу как есть. Сама по себе государственная аналитика не страшна и не мешает. Главное, чтобы она работала на задачи, нужные обществу. Но государство играет важнейшую роль в формировании качества спроса на аналитику, адресованного рынку. Государство должно правильно задавать вопросы, чтобы соответствовать запросам общества. Представители государства-заказчика должны уметь отличать серьёзную аналитику от халтуры. И это обеспечивает устойчивость государству.

Вот пример. Уже давно в разных развитых странах проводят исследования уровня преступности через виктимологические исследования. Социологи задают обычным людям вопросы: «Были ли вы жертвой преступления? Подавали ли заявление в полицию, в какой срок, каким образом полиция отреагировала на ваше заявление?» и так далее.

И это даёт гораздо более надёжную информацию, чем статистика раскрытия преступлений. Да, проведение соцопросов дороже, нежели фиксирование раскрываемости. Но, извините, современная медицинская диагностика стоит гораздо дороже, чем поставить градусник в подмышку. Аналитика состояния той сферы, которой управляешь, – это единственно возможный успешный путь вовремя реагировать на сигналы общества, на проблемы, не доводя до протестов.

В идеале нужна активная конкуренция методологий и инструментария, а исследования, заказанные государственными структурами, должны быть открытыми, за исключением разве что исследований, заказанных госбезопасностью. Но там и специфика другая. Открытая аналитика делает власть сильнее и эффективнее.

Людей, ответственных за подобные запросы от государства обществу, надо готовить этой работе отдельно. И в этом я вижу важную задачу для Независимой школы аналитики, проекта, который мы хотим реализовать в Казахстане в рамках образовательного направления Political.kz

- Почему в Казахстане?

- Тут разные причины. Например: назарбаевская программа отправки молодых людей на обучение за рубеж работает двадцать пять лет, она масштабнее российской. Ваши университеты всё же более независимы, чем российские. Это крайне важно. Поэтому в Казахстане растет молодёжь, с которой можно работать уже сейчас, ориентируя их на будущее.

Чтобы найти и обучить талантливого юношу или девушку, требуется время. По моему опыту скажу, что только 1% от всех обученных в вузе студентов становятся аналитиками такого уровня, что им можно доверить самостоятельное решение серьезных задач. При отборе людей мотивированных КПД возрастает до 20-30%. Однако все без исключения получают навыки собственного развития и понимания направления для дальнейшей работы. Именно это понимает мой казахский партнёр, настоявшая на начале реализации школы в Казахстане.

Первый курс, который мы будем в январе проводить в Астане, – это, конечно, не профессиональный курс аналитики. Это мировоззренческий курс, влияющий на изменение взгляда на мир, на общество, на себя. Это курс, предназначенный и понимаемый гуманитариями, поскольку в нём мы будем говорить о предметах и законах, которые считаются вотчиной только математиков, но это не так. Например, теория хаоса, которую мы рассмотрим на протяжении нескольких лекций.

- Могут ли гуманитарии заниматься аналитикой?

- Конечно, есть определённые вещи, которые требуют своей специфики – например, математическое моделирование и расчеты, но в целом да. Природные способности к обучению являются более важным фактором. И это не обязательно должны быть только представители точных наук.

На мой взгляд, подготовить можно любого человека с любой специализацией в дипломе, но для каждого из них нужна индивидуальная программа развития. Это связано с тем, что высшее образование консервативно и по сути своей меняется медленно. Поэтому необходимо просто добирать знания в тех областях, которые соприкасаются с предметом исследований. Важнее наличие природных способностей к обучению и желание обучаться, открытость к восприятию знаний.

В рамках нашей школы мы планируем объединить новейшие наработки, которые есть сейчас в мире, наши собственные авторские разработки и методы, реализуемые фондом ИНДЕМ. К тому же есть несколько авторитетных ученых, успешно развивающихся в этой сфере и которые весьма позитивно относятся к возможности делиться знаниями.

Наша школа создаётся не для конкуренции: мы абсолютно открыты для казахстанских экспертов: социологов, экономистов, политологов, всех тех, у кого есть знания, опыт, готовность развивать эту сферу, передавать свой опыт молодому поколению и при этом самим быть восприимчивыми новым знаниям. Для молодых ребят, отучившихся за рубежом, с живостью мышления и любящим свою сферу деятельности.

Школа будет учить комплексу аналитических методов и пониманию того, что необходимо делать в дальнейшем с этой информацией.

Мы открыты для бизнесменов и НПО, готовых к созданию образовательных проектов свободного доступа. У нас уже готов курс для выпускников школ и студентов, позволяющий проводить поиск молодёжи, предрасположенной к обучению аналитике и прогнозированию.

Есть специализированный курс для корпоративных аналитиков и топ-менеджмента. Люди бизнеса хорошо понимают, что время – самый ценный и весьма ограниченный ресурс. Анализ и прогнозирование рисков в современных быстро меняющихся условиях являются критическими. Как правило, все ключевые решения, равно как и вся ответственность ложатся на плечи первого руководителя. Поэтому обучение топ-менеджеров базовым основам анализа поможет принятию более взвешенных решений, базирующихся не только на интуиции или обрывочной информации.

- В преддверии Нового года есть ли пожелания для наших читателей?

- Надо помнить, что, когда мы делим мир на порядок и хаос, это не имеет отношения к его исконному устройству, а есть лишь упрощение нашего взгляда на него. И мы обычно считаем, что познаём законы природы, а на самом деле - это законы нашего мышления о природе. Реальному миропорядку хаос и порядок свойственны в равной степени. И хаос так же важен и интересен, как порядок. Они интереснейшим образом переплетаются и по сути неразделимы.

Мир надо понимать в этой взаимосвязи, целостно, спокойно относясь к сложности, непредсказуемости и хаосу. В этом мудрость.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить