Как решить проблемы бедности и безработицы в Казахстане

Проблема массовой бедности, к сожалению, остаётся актуальной для нашей страны и уже создаёт реальные угрозы для социально-политической стабильности

ФОТО: © Depositphotos/alexsablin

Как известно, основной причиной бедности является высокая безработица. По грубым подсчётам, приведенным в предыдущих статьях, для полной занятости всего трудоспособного населения в казахстанской экономике не хватает около 2 миллионов полноценных рабочих мест. В сырьевом секторе, в сфере услуг и в бюджетной сфере такого потенциала расширения занятости уже нет. Поэтому создать такое большое количество новых рабочих мест можно только на пути развития обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

В предыдущей статье говорилось о том, что для создания нужного количества рабочих мест необходимо развивать именно ориентированную на экспорт обрабатывающую промышленность. Также было отмечено, что справиться с этой задачей может только крупный национальный капитал. Поэтому государство должно найти способ и привлечь его к решению этой задачи.

Ясность и предсказуемость — основа для долгосрочных инвестиций

Прежде всего государство должно чётко сформулировать свою новую экономическую стратегию. Бизнесу должно стать предельно ясно, какую политику будет проводить государство в ближайшие 20-30 лет и почему. До сих пор такой ясности не было. Действующая сейчас экономическая стратегия изложена в стратегии «Казахстан-2050». Она принята совсем в другой реальности 10 лет назад. Суть этой стратегии состоит во вхождении в число наиболее развитых стран мира путём доведения к 2050 году ВВП на душу населения до уровня первых 30 стран по этому показателю. Но мало того что выбор такого целевого показателя, как ВВП, в условиях нашей сырьевой экономики является ошибкой, так ещё и такая общая цель даёт мало ориентиров для бизнеса. Какие сектора экономики будет поддерживать государство в этот период? С какой целью? Каким образом? Как долго? Как будет меняться экономическая политика при наступлении разного рода внешних шоков?

Всякий раз при резком изменении внешних условий или перед очередным посланием главы государства бизнес вынужден гадать о том, какие решения будут приняты и в каком направлении будут выделяться ресурсы государства. В условиях такой неопределенной и малопредсказуемой экономической политики трудно рассчитывать на масштабные инвестиции в обрабатывающую промышленность и аграрное производство с присущим им длительным периодом окупаемости.

Поэтому решение проблем высокой безработицы и бедности нужно начинать с утверждения новой экономической стратегии. Вместо погони за бесплодными темпами роста ВВП главной целью экономической политики на период до 2050 года следует утвердить сокращение разрыва с развитыми странами по показателям среднего уровня жизни. Одно это изменение сделает будущий экономический курс гораздо более понятным и предсказуемым. Ясно, что первым препятствием на пути стабильного роста среднего уровня жизни сейчас является острый дефицит рабочих мест. Следовательно, именно решение проблемы высокой безработицы станет для государства главным приоритетом экономической политики на среднесрочный период. Вот почему ещё так важно признать в официальной статистике реальный уровень безработицы. Сделав это, государство даст ясный сигнал бизнесу о том, что будет являться безусловным приоритетом экономической политики. Создание 2 миллионов рабочих мест и затем постоянная работа над повышением среднего уровня производительности труда — вот над какими задачами придётся сфокусироваться государству в ближайшие десятилетия для обеспечения устойчивого и динамичного роста среднего уровня жизни в стране. А решение этих задач будет предполагать вполне предсказуемый и определённый курс экономической политики. В частности, сама логика движения к этим целям потребует от государства проведения активной структурной политики.

Система ирригации в экономической политике

Как может государство привлечь бизнес к решению задачи массового создания недостающих рабочих мест через развитие ориентированной на экспорт обрабатывающей промышленности и аграрного производства? Только создав для этого все необходимые благоприятные условия. Бизнес должен увидеть, что, только участвуя в решении этой национально значимой задачи, он может достичь своих целей по рентабельности и росту капитала.

Для этого государству придётся задействовать весь арсенал активной структурной политики. Под структурной политикой здесь понимается комплекс мер, направленный на приток капитала и остальных ресурсов в развитие определенных секторов экономики. Это похоже на систему ирригации в сельском хозяйстве, когда за счёт искусственного перенаправления водных ресурсов создаются условия для роста производства аграрной продукции на тех участках земли, где ранее этого производства не было из-за недостатка влаги. Какими могут быть основные элементы структурной политики в рыночной экономике?

Разные ставки налогов и избирательная бюджетная поддержка

В налоговой политике встанет необходимость перехода к дифференцированным налоговым ставкам. Причём главным критерием для дифференциации ставок должна стать степень участия того или иного бизнеса в решении задачи создания новых рабочих мест. Бизнесы, создавающие новые рабочие места, должны платить меньше налогов. Чем большее количество рабочих мест создаёт бизнес — тем меньше налогов он должен платить. Налоговая политика должна стимулировать бизнес вкладываться в те отрасли, которые создают новые рабочие места. Прежде всего это ориентированные на экспорт обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, поскольку именно в этих секторах экономики ещё остаётся значительный потенциал роста занятости.

Новый приоритет в виде снижения высокого уровня безработицы потребует в сфере бюджетной политики отказаться от практики поддержки за счёт бюджетных средств любых видов бизнеса. Ранее такая практика появилась в условиях гонки за темпами роста ВВП, когда было в принципе неважно, создаёт ли бизнес новые рабочие места или нет. В новой же экономической парадигме поддерживать нужно только те бизнесы, которые вносят свой вклад в решение задачи создания новых рабочих мест. Тем самым государство будет стимулировать бизнес развивать именно трудоёмкие отрасли экономики.

Ясные для производителей ориентиры будущего курса тенге

В сфере курсовой политики режим свободного плавания не подходит для задачи борьбы с высокой безработицей. Когда государство не даёт никаких ориентиров по будущему обменному курсу, инвестиции в создание любых производств на территории Казахстана становятся крайне рискованными. Причина состоит в постоянной угрозе сильного укрепления курса тенге в будущем из-за каких-либо внешних обстоятельств.

Плавающий курс необходимо сохранить, но государство должно сформулировать четкие принципы своего вмешательства в процесс формирования курса тенге. Курсовая политика, как и другие направления экономической политики, должна быть подчинена новой главной цели — достижению полной занятости. Это означает, что государство должно взять на себя обязательство поддержания при любых внешних условиях благоприятного обменного курса тенге для обрабатывающей промышленности и аграрного производства как основных генераторов новых рабочих мест. Инвесторы в эти сектора экономики должны быть уверены, что монетарные власти ни при каких внешних шоках не допустят в будущем критического ухудшения ценовой конкурентоспособности производимых на территории страны товаров из-за курсовых диспропорций. К сожалению, раньше такое неоднократно случалось. С другой стороны, курсовая политика, конечно, не должна подменять собой кропотливую работу бизнеса по постоянному повышению международной конкурентоспособности отечественных товаров. Здесь нужно найти баланс между игнорированием интересов производителей и потаканием им.

Льготные кредиты — только для экспортеров

В сфере денежно-кредитной политики потребуется отход от режима инфляционного таргетирования. Недостаток этого режима состоит в том, что он сводит всю ответственность Национального банка в денежно-кредитной сфере только к поддержанию низкой инфляции. Возможно, такой узкий мандат центрального банка подходит для развитых стран, где уже достигнута полная занятость на основе диверсифицированной экономики. Но наша экономика пока далека от такого состояния.

Центральный банк не может сводить всю свою деятельность к поддержанию инфляции на уровне 4-6% при реальной безработице в 20%. Поэтому в задачи монетарных властей необходимо включить также и обеспечение оптимальных денежно-кредитных условий для решения задачи создания миллионов недостающих рабочих мест.

Так же, как и дифференцированная бюджетно-налоговая политика, кредитная политика должна стимулировать предпринимателей развивать трудоёмкие виды бизнеса. Для этого в распоряжении Национального банка есть широкий арсенал инструментов денежно-кредитной политики. Как показывает мировой опыт, тут необязательно идти по пути национализации всех банков, как это пришлось сделать в Южной Корее для финансирования процесса индустриализации.

Масштабное развитие обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства потребует резкого роста кредитов этим секторам экономики на льготных условиях. При этом, как показывает мировой опыт, возникнут серьёзные риски накопления плохих кредитов и последующих бесконечных банковских кризисов. С целью недопущения таких сценариев принципиально важной является концепция экспортной дисциплины, предложенная известным экспертом по вопросам экономического развития стран Азии Джо Стадвеллом. Её суть состоит в том, что единственным надёжным объективным критерием оценки кредитоспособности компаний-заёмщиков и качества управления ими являются объёмы их экспортных поставок. Логика здесь понятна: если бизнес способен продавать свои товары не только государству или внутренним потребителям, но и зарубежным покупателям, то, значит, он производит реально конкурентоспособную продукцию и он заслуживает кредитной поддержки на льготных условиях.

Внутренняя конкуренция

Развитие экспортоориентированной обрабатывающей промышленности возможно только усилиями крупного национального капитала и только при массированной поддержке государства. Ещё одним необходимым условием является целенаправленное обеспечение государством внутренней конкуренции между производителями. Конкуренция необходима для максимальной мобилизации ресурсов. Только так можно достичь и поддерживать конкурентоспособность на экспортных рынках. Кроме того, в любом бизнесе возможны ошибки и провалы. Нельзя создавать ситуацию, когда будущее целой отрасли национальной промышленности будет зависеть от успехов всего одной компании. В связи с этим государство должно обеспечить появление как минимум нескольких частных национальных производителей в каждой из отраслей обрабатывающей промышленности.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11713 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Казахи в Украине: бизнес в условиях войны Смотреть на Youtube