Ferrari на перекрестке

6629

Автоконцерн Fiat продает часть акций легендарной спортивной марки. Сможет ли Ferrari пережить трансформацию?

Сексапильный и громкий: California T 2015 года – первая за последние 25 лет модель Ferrari с турбодвигателем. Автомобиль продается в США по цене $198 000

В октябре прошлого года президент Ferrari Лука Кордеро ди Монтедземоло, занимавший свой пост с 1991 года, покинул компанию. За 23 года он стал настоящей легендой автобизнеса, преобразовав Ferrari из упадочного производителя спортивных автомобилей в один из сильнейших глобальных брендов. Причиной ухода ди Монтедземоло стал конфликт с исполнительным директором владеющего Ferrari концерна Fiat Chrysler Automobiles (FCA) Серджио Маркионне. По слухам, выходя из кабинета Маркионне, ди Монтедземоло обронил фразу: «Отныне Ferrari – американская». Оттенок у этих слов, думается, был негативный.
Через несколько недель после ухода ди Монтедземоло руководство FCA объявило о своем решении разместить 10% акций Ferrari на фондовом рынке США к началу грядущего лета. Кроме того, по словам Маркионне, Ferrari должна будет выплатить $2,8 млрд материнской FCA. Эта мера как нельзя лучше демонстрирует слабость менеджмента Fiat Chrysler Automobiles.

Какое же будущее ждет легендарную спортивную марку без ди Монтедземоло? Надо сказать, что в последние годы прибыльность Ferrari была рекордной, а уровень производственных технологий достиг небывалых высот. Для сохранения эксклюзивности марки ди Монтедземоло ограничил производство автомобилей отметкой в 7000 единиц ежегодно, что только увеличило спрос. Многие покупатели стали тратить по $250 000 на новую Ferrari лишь для того, чтобы оставаться в списке приоритетных клиентов.

Первая половина 2014 года была для компании невероятно успешной: продажа 3631 автомобиля принесла прибыль в $1,6 млрд (на 14,5% больше по сравнению с 2013-м). Чистый доход составил $158,4 млн, а продажи в Америке, крупнейшем для Ferrari рынке, выросли на 13%.

Успех был подогрет выпуском эксклюзивной модели F60 America в количестве 10 экземпляров, которые тут же были распроданы по цене $3,1 млн за единицу. Инженеры Ferrari оснастили суперкар своими последними разработками, включая исполинский V-образный 12-цилиндровый двигатель.

Еще одна новинка Ferrari – модель California T. Машина оснащается восьмицилиндровым 3,9-литровым двигателем с двумя турбинами, который выдает 553 л. с. California T – самый массовый автомобиль в линейке Ferrari. Он является чем-то вроде входного билета в клуб владельцев итальянских суперкаров. Прошлое поколение California было раскритиковано знатоками за «обыденность» и «стандартность», поэтому инженерам пришлось проделать работу над ошибками. Похоже, им это удалось. Даже такая деталь, как специально настроенное звучание выхлопной системы новой California T, говорит о многом.

Несмотря на происходящие в менеджменте Ferrari изменения, компания продолжит тесное сотрудничество с партнерской Maserati (которая, кстати, имеет весьма амбициозные планы дальнейшего развития). Помимо этого, Ferrari продолжит оказывать содействие другому автопроизводителю – Alfa Romeo. Однако делать это без масштабных инвестиций в инженерию будет все сложнее. Ресурсы Ferrari ограничены, а уровень технологий настолько высок, что расширить команду инженеров в короткий срок вряд ли получится.
После ухода ди Монтедземоло среди фанатов Ferrari чувствуется волнение: не потеряет ли марка своей эксклюзивности в угоду наращиванию производства и прибыли. Спрос на автомобили марки со стороны развивающихся рынков достаточно высок, и новый менеджмент, скорее всего, захочет этим воспользоваться. Подобные опасения усиливаются заявлениями Маркионне о пересмотре производственных технологий Ferrari в сторону удешевления.

Элитарность и коллекционная ценность Ferrari – неотъемлемые составляющие марки. В августе прошлого года Ferrari GTO 1962 года выпуска была продана в Калифорнии за рекордные $38 млн. С именем Ferrari также ассоциируется легендарная команда «Формулы-1» Scuderia Ferrari, стоимость которой оценивается в $1 млрд. Несмотря на серию неудач в ходе сезона 2014 года, Scuderia Ferrari остается одной из самых успешных автогоночных команд за всю историю «Формулы-1».

Фанаты Scuderia – «тифози», как их принято называть, – все еще надеются на повторение триумфа 1999–2004 годов. Тогда пилотом команды был легендарный Михаэль Шумахер, ставший пятикратным чемпионом мира. Помимо этого, Scuderia Ferrari стала шестикратным обладателем Кубка конструкторов. После ухода Шумахера в 2006 году она так и не смогла вернуться в прежнюю форму. Теперь, в результате последних перестановок, будущее команды еще более туманно.

Более 70 лет Ferrari была в надежных руках: сначала ею руководил сам Энцо Феррари, затем – семья Аньелли, основавшая в 1899 году Fiat. За это время итальянцы стали воспринимать Ferrari как сакральную часть своей культуры, прочную структуру, неподвластную сиюминутным коммерческим интересам.

Уход ди Монтедземоло и решение провести IPO в Америке, по всей видимости, эту структуру пошатнули. Оба решения настолько спорные, что Маркионне в последнее время отказывается от встреч с журналистами. С технической точки зрения изменения достаточно прозрачные. Семья Феррари сохраняет 10%-ную долю в компании, 80% акций остается у FCA, а 10% продается на фондовом рынке. Аналитики ожидают, что IPO принесет FCA от $700 млн до $1,2 млрд. Эти деньги позволят концерну развивать бренды Jeep и Alfa Romeo и расплатиться с долгами.

Для того чтобы обезопасить Ferrari от возможных махинаций на бирже, семья Феррари создаст блок с FCA через подконтрольную семье Аньелли инвестиционную компанию Exor, которой будет принадлежать 40% акций. Таким образом, третьей стороне не удастся завладеть контрольным пакетом. Этот шаг Маркионне предпринял, чтобы Ferrari все же осталась в руках итальянцев или по крайней мере создавалось такое впечатление.

«Аэродинамику придумали люди, не умеющие проектировать двигатели».
— Энцо Феррари

Новое руководство Ferrari скрытно в своих намерениях. Решение финансировать другие бренды концерна FCA за счет продажи части акций – не самое лучшее. Что ж, остается лишь надеяться, что радикальных шагов больше не будет. Если принципы руководства ди Монтедземоло не будут забыты в одночасье, то рано или поздно Ferrari оправится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить