Чем цифровой художник из Тараза заинтересовал мировые бренды и знаменитостей

48109

Искандер Утебаев создает образы будущего и сотрудничает с мировыми брендами

Искандер Утебаев
Искандер Утебаев
Фото: © Андрей Лунин

Быть создателем востребованного контента в наше время – означает обеспечить себе популярность, влияние и деньги.

После пандемии, которая привела в интернет сотни миллионов новых пользователей, бизнес пришел к понимаю, что генерировать контент – важно, это напрямую отражается на продажах и на финансовом успехе компании. Даже модные показы известных брендов одежды стали больше походить на развлекательные фрик-шоу, чем на замысловатые арт-перформансы. Все делается для привлечения внимания потребителя в Сети. Эксперты прогнозируют, что этот тренд будет только усиливаться. Так, исследование, проведенное маркетинговой компанией Grand View Research, показывает, что глобальный объем рынка цифрового контента достигнет $69,8 млрд к 2030 году, в среднем ежегодно прибавляя как минимум 13%.

Развитие этого рынка привело к расширению понятия new money: если несколько лет назад к «новым деньгам» относили миллиардеров, сколотивших состояние на технологичных стартапах, то теперь сюда включают и контентмейкеров. По данным Forbes, в 2021 году американский блогер MrBeast стал создателем самого прибыльного контента на YouTube. За год он задекларировал заработок в $54 млн, а его ролики набрали 10 млрд просмотров. В 2023-м его состояние оценили в $500 млн, а, по оценке Fortune.com, совокупная стоимость его медиаактивов составляет $1,5 млрд.

Участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 2023 года, 30-летний цифровой художник (digital artist) Искандер Утебаев убежден, что сегодня можно стать всемирно известным, даже находясь в Казахстане, и доказывает на собственном примере. Многие знают его под творческим ником bad not bad. Дрейк, Леброн Джеймс, Билли Айлиш, Крис Браун, 50 Cent – вот неполный список мировых знаменитостей, которые подписаны на казахстанского художника или делились его работами со своей аудиторией. Искандер рассказал нам, как подростковые фантазии воплотились в реальность и почему художник способен видеть будущее.

Instagram-страница Искандера содержит почти сотню концептуальных видеороликов, которые воспроизводят возможное будущее. Это футуристические автомобили Mercedes и Lamborghini, еще не созданные смартфоны, концепт-дизайн городов и даже бутик-отель на околоземной орбите. Собеседник признается, что хоть его работы привлекают повышенное внимание, сам он старается сторониться публичности. Поэтому в качестве аватарки поставил морду своего добермана. «Я скрываю свое лицо, но не с целью сформировать вокруг себя некий ореол таинственности. Просто я интроверт, и даже вот эта наша беседа дается мне с большим трудом», – нервно пожимает плечами художник.

Игра и бизнес

Искандер родился и вырос в Таразе, с родителями и младшей сестрой. Отец – индивидуальный предприниматель, мать после окончания медколледжа посвятила себя воспитанию детей. Собеседник вспоминает, что отец любил играть с ним в игры на развитие внимательности, ловкости, логики и аналитики, а мама старалась развивать в нем творческие задатки. В шесть лет мальчика отдали в музыкальную школу по классу фортепиано, позже добавилась еще и гитара. Кроме того, рассказывает Искандер, с детства у него проявилась сильная любовь к животным, поэтому он часто возвращался домой с питомцами, которых подбирал на улице. Родители не сомневались, что сын станет ветеринаром.

Но все изменилось в 1995-м, когда бабушка с дедушкой привезли ему из США в подарок 16-разрядную Super Nintendo и Virtual Boy (первые очки виртуальной реальности). Эта приставка открыла Искандеру дверь в другую реальность и пробудила любовь к компьютерной графике и дизайну. «Мы с сестренкой обожали проходить уровни Super Mario и Donkey Kong», – возбужденно вспоминает он. В отличие от ровесников, которые были просто увлечены игровым процессом, мальчик стал задаваться вопросами: как устроена игра? как создавали персонажей и окружающий игровой мир? кто создатель?

Параллельно у Искандера рано проявилась предпринимательская жилка. Родители его никогда не баловали, да и сам он не привык просить денег на расходы. Считал, что надо учиться делать это самостоятельно. Поэтому в семилетнем возрасте поставил в гараже дедушки Super Nintendo и начал сдавать ее в аренду. «Стоимость игры была 15 тенге за 20 минут, а Virtual Boy – 25 тенге за 30 минут. Желающих хватало. В день я мог заработать 500–900 тенге, часть отдавал маме, а остальное откладывал, иногда балуя себя газировкой и другими вкусностями», – смеется собеседник.

Взрослея, Искандер развивал этот навык. Отец открыл компьютерный клуб, а он ходил по залу и продавал коды для игр. Еще занимался переносом видео с VHS-кассет на DVD-диски, а в старших классах конструировал для МСБ веб-сайты. Появились соцсети – и юный предприниматель тут же начал «фотошопить» фотографии на заказ. Подрабатывал в полиграфии – делал дизайн футболок, кружек и упаковок для разной продукции.

При этом Искандер вспоминает, что всегда был добродушным и некоторые сверстники пытались пользоваться этим, временами задирали. Отец пришел к выводу, что лучшим решением будет отдать парня на дзюдо, однако, как оказалось, единоборства совсем не соответствовали его характеру. Мальчику не нравилось применять силу и агрессию против другого человека. «У меня было очень сильно развито воображение, и я рос в своем собственном мире. Но осознал это, когда уже стал взрослым. Какой-то период я жил «американской мечтой». Слушая музыку в наушниках, закрывал глаза и представлял, как прогуливаюсь по улицам Беверли-Хиллз. Воображал себя героем голливудского фильма», – улыбается Искандер.

Сам себе учитель

Окончив школу, юноша твердо вознамерился получить высшее образование в сфере компьютерной графики, однако быстро понял, что в стране нет ни одного учебного заведения, которое бы славилось сильной программой в сфере компьютерной графики и дизайна. Ехать в зарубежный вуз не позволяло финансовое положение семьи, поэтому он решил учиться самостоятельно – точнее, его учителями стали Google, YouTube и бесчисленное множество интернет-форумов. Родители не давили на сына, приняв его решение. В 2011-м Искандер на заработанные деньги купил недорогой ноутбук, а вскоре переехал из Тараза в Астану. Переезд дался непросто, поскольку он еще никогда не уезжал из родного города надолго. По приезде в столицу напечатал визитки и ходил по торговым центрам, заглядывая в бутики и салоны: предлагал услуги дизайна и полиграфии. Но заказов не было, телефон молчал…

Фото: © Андрей Лунин

Что же делать? Искандер заметил, что в Казахстане тогда стал популярен «моментальный загар». Он попросил родителей купить ему пистолет-распылитель для нанесения специальной жидкости на кожу. За 15 минут любой мог получить желаемый загар. «Я расписал бизнес-план, рассчитал расходы и выручку. Перед сном представлял, как договариваюсь с пляжем, который находится в торговом центре «Хан Шатыр». Но реальность оказалось суровой. Никто не хотел доверяться парню без бэкграунда. Это было мое первое неудачное вложение, я быстро продал оборудование и закрыл дело», – рассказывает собеседник.

Из-за неудачной бизнес-попытки Искандер начал испытывать проблемы с деньгами. Новый город, дорогая столичная жизнь, накопленные средства быстро растаяли, а снова обращаться к родителем он не хотел. Подумывал все бросить и вернуться домой, но мама морально поддержала в трудный момент, и благодаря этому Искандер нашел в себе силы продолжать искать. Уже три месяца он был безработным, когда ранним утром раздался звонок с незнакомого номера. Звонил директор местной сети кинотеатров. Каким-то образом в его руках оказалась одна из тех самых визиток, которые Искандер раздавал в первые дни в Астане. Он предложил сотрудничество в сфере моушн-дизайна, чтобы создавать динамические афиши на экранах. «Я такого предложения совсем не ожидал, где-то пришлось доучиваться на ходу, но все же сделал несколько пробных вариантов афиш и показал директору. Ему так понравились стиль и анимация, что мы сразу договорились о работе», – вспоминает художник.

Поскольку моушн-дизайн – это тяжелый и ресурсоемкий процесс, его ноутбук едва выдерживал напряжение. Искандер поставил цель – купить новый мощный компьютер. «Я хотел моноблок iMac Pro, который на тот момент стоил 750 тыс. тенге», – говорит он. Спустя несколько месяцев работы с кинотеатром на Искандера вышел менеджер строительной компании BI Group, предложив поучаствовать в интересном проекте по созданию вижуалов будущих жилых комплексов. Юноша согласился не раздумывая. К концу 2012 года он исполнил свою мечту о суперноутбуке, что стало поворотным моментом в его карьере. Искандер создал видео с концептом дизайна будущего iPhone и опубликовал его на своей странице в социальной сети для дизайнеров Behace. Вскоре эту работу показал известный американский youtube-канал ConceptsiPhone. Ролик стал вирусным, набрав более 45 млн просмотров, а видение автора настолько понравилось пользователям, что многие подумали, что это реальный iPhone, который скоро поступит в продажу. Впрочем, после этого успеха на Искандера вовсе не полился денежный дождь, он продолжал работать в обычном режиме.

С ростом популярности Instagram в Казахстане люди начали выкладывать множество фотографий еды в ленту, и Искандеру пришла на ум новая идея. Он обратился к известной отечественной ресторанной сети и предложил им создать страницу в новой соцсети. Тогда еще не было понятия SMM, но именно этим художник занимался до 2016 года. В середине того года Forte Bank предложил ему позицию главного дизайнера. В этой роли Искандер принял участие в разработке внешнего дизайна и интерфейса экрана банкоматов. «Но система меня отторгала. Я договорился, что буду приходить в офис не в рубашке и брюках, работодатель согласился, однако со временем мне все равно начали делать замечания. Я понял, что не могу работать в офисе и что мне сложно работать в команде – я одиночка», – разводит руками собеседник.

Надежды и разочарования

В 2017 году Искандер захотел повторить первый успех и сделал концепт-дизайн iPhone 8. Предварительно он собрал все слухи и домыслы о будущей новинке и воплотил их в коротком видеоролике: отсутствие рамки, почти стеклянный корпус и камера, спрятанная в «яблоке» на заднем корпусе. Видео снова собрало миллионы просмотров, а пользователи всерьез начали писать в Apple с просьбой сделать именно такой смартфон.

«Все в моей жизни приходило постепенно, я никогда никуда не спешил. Мысли материальны: если человек действительно сильно чего-то хочет, то нет ничего невозможного, – философствует Искандер. – В 2018 году я пристрастился перед сном смотреть видеообзоры новых спортивных автомобилей. Мне никогда не нравился базовый дизайн ключей от машин, которые шли в комплекте. Однажды посреди ночи я проснулся в каком-то озарении. Мне захотелось создать свой собственный концепт-дизайн ключей». Два месяца ушло на то, чтобы понять, как делать подобные концепты. Для демонстрации работ Искандер создал страницу в Instagram и придумал ник Bat Not Bad – по аналогии с Бэтменом: «Подумал, что я, по сути, такой же отшельник, как этот супергерой». После этого художник выложил вижуалы с концептами ключей для Bugatti, Ferrari и Lamborghini. Надеялся, что снова «выстрелит», но в ответ была нулевая реакция.

Прошел месяц, ничего не менялось. «Как-то отец, желая ободрить меня, сказал, что все обязательно получится. Я закрыл глаза и постарался визуализировать свой будущий успех. Спустя 15 минут на мой аккаунт написал автопаблик с аудиторией в 3 млн подписчиков. Они просили разрешение репостнуть мое видео себе на страницу!» – кажется, до сих пор радуется тому моменту Искандер. После перепоста на его персональную страницу за один вечер подписалось 80 тыс. человек. В том числе писали с просьбой… быстрее начать продажу ключей. Он было всерьез задумался над этим, но, погрузившись в детали, понял, что себестоимость подобных ключей (сенсорные устройства с круглым дисплеем и моментальной реакцией после нажатия) может достигнуть $30 тыс. за штуку. Разумеется, таких денег у него не было.

Фото: © Андрей Лунин

Тем не менее профессиональные навыки дизайнера и контентмейкера не оставляли Искандера без хлеба. Занимался фрилансом, благо заказов хватало, как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, он участвовал в ребрендинге телеканала НТК. Также работал со столичным ресторатором Гургеном Басенцяном, основателем сети Good Project: отвечал за наполнение сайта, а также страниц в социальных сетях. «К тому же еще в 2016 году на собственные накопленные деньги и занятые у близкого друга – всего $8000 – купил три биткойна. Тогда о криптовалюте говорили мало, но у меня было предчувствие, что это то, куда нужно вложить деньги. Спустя несколько лет вернул другу занятое, даже в большем размере», – рассказывает художник.

В 2019 году его друзья, которые несколько лет назад перебрались в Канаду, предложили к ним присоединиться. Они сказали, что покроют расходы на переезд и вложат деньги в открытие совместной VFX-студии, которая могла бы работать с заказами из США. Идея Искандера воодушевила, и он решился. Приехал, начал собирать команду и… в этот момент на него вышли из Ferrari! Казахстанца приглашали поучаствовать в создании вижуалов и 3D-рендеров для будущих моделей автомобилей знаменитой марки! Но и это еще не все. Параллельно к Искандеру обратилась одна голливудская киностудия – для создания визуальных эффектов к своему проекту! Казалось бы, вот она – дорога, чтобы сделать себе имя, но… Тут на мир свалилась пандемия, которая «свернула» и VFX-студию, и работу в Италии, и предложение из Голливуда. Искандеру пришлось вернуться обратно в Астану в полном разочаровании.

Оставить след

И все же опыт прежних неудач помог. Искандер понимал, что долго «депрессовать» не стоит, поскольку можно очень быстро стать неактуальным. Он вновь активизировался в соцсетях, и за несколько лет его аудитория превысила 1,2 млн человек. Помимо мировых селебрити за работами казахстанца следят автобренды. Ему удалось поработать с Bugatti, BMW, Lexus. А также с Apple, Jacob and Co, Hermès, Tiffany and Co, Universal, Zaha Hadid, Coca Cola и другими. «Так как я подписал контракты о неразглашении, детали многих партнерств раскрывать не могу», – добавляет собеседник.

Вместе с другом Искандер также развивает проект OD Labs – приложение, которое, как он заявляет, должно изменить мир дизайна. «В ближайшем будущем, с появлением очков дополненной реальности от Apple, мы подарим людям возможность погрузиться в мир высокой моды не выходя из дома», – обещает художник. По его словам, именно в это направление все больше инвестируют мировые бренды, и Искандер намерен стать одним из тех, кто откроет им дверь в новый цифровой мир. «Мы подписаны друг на друга с Антуаном Арно (предприниматель, сын Бернара Арно, второго номера online списка Forbes – F), по собственной инициативе я разрабатывал для LVMH проект с использованием технологии AR/VR, связанный с модой будущего. Но на определенном этапе решил приостановить работу, чтобы кое-что доделать», – рассказывает собеседник.

Искандер признается, что готов обменять всю свою нынешнюю популярность на другое признание – потребительское. «Вирусный контент – дело временное. Опубликовал, все пошумели и забыли. Мне же хочется делать такой дизайн, которым завтра будут восхищаться и пользоваться миллионы», – говорит он. При этом цифровой художник неохотно отвечает на вопрос, сколько приносит его искусство. «Артисты моего уровня могут заработать за один проект $300 тысяч», – подумав, все же выдает собеседник.

Спустя годы Искандер начал понимать важность академического образования и в ближайшем будущем собирается поступить в… архитектурный университет. Да – чтобы воплощать свои концепты городов будущего в реальность и оставить после себя не только цифровой след, но и тот, который можно потрогать руками.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить