Лицо с обложки: как Айя Шалкар использует свою популярность

Художница, дизайнер и предприниматель всё чаще пытается поднимать важные темы

Айя Шалкар
Айя Шалкар
Фото: © Андрей Лунин

Если показать фотографию Айи Шалкар любому молодому человеку до 30 лет, он почти наверняка ее узнает. С 2014 года о казахстанке с красивой и необычной внешностью регулярно пишет пресса, обсуждая как ее достижения, так и личную жизнь. С кем встречается Айя? Почему рассталась со своим бойфрендом? Зачем вернулась в Казахстан? Чем занимаются ее родители? Громкие заголовки, слухи и сплетни – все это неотъемлемая часть жизни селебрити. Влияет это на каждого по-разному. Кто-то лелеет в себе звездную болезнь, кто-то обращается к психологу, некоторые выбирают путь затворничества. Но Айя будто бы просто приняла эту часть своей жизни.

Да и времени было предостаточно, ведь известность к ней пришла довольно давно, постепенно нарастая. Не то чтобы случилось что-то из ряда вон, вроде статуэтки «Грэмми». Удивительная внешность, несвойственные азиатам серо-зелено-голубые глаза, способность четко выражать свои мысли и позицию, а также, конечно, креативность и трудолюбие – вот слагаемые успеха. Айя не слишком любит сидеть на одном месте. Модель, художница и дизайнер успела пожить в Казахстане, Европе и США, а затем снова вернуться на родину, громко распахнув дверь. Сама себя она называет творческим предпринимателем, с гордостью подчеркивая, что в 2021 году основала студию дизайна studio oneki. Сегодня Айя работает с крупнейшими мировыми и отечественными брендами, создает одежду, пишет картины и высказывается на важные социальные темы. Ее мечта – представлять казахстанских женщин на мировой арт-площадке. Насколько близко ей удалось к этому подобраться?

Девушка с французской обложки

На самом деле ее зовут Аяулым. А общепринятая сокращенная форма красивого казахского имени как-то сама собой стала и творческим псевдонимом, и логином в социальных сетях. Родилась Айя в Алматы. С раннего детства начала замечать в себе склонность к творчеству, в начальных классах пошла на рисование. Хотя в семье не было представителей творческих профессий: отец – бизнесмен, мама – переводчица. Айя считает, что, будучи единственным ребенком, в плане воспитания сорвала настоящий джекпот. «Я появилась на свет, когда родителям было всего по 18. То есть они сами были весьма юными, продвинутыми и ни в чем меня не ограничивали. Наоборот – поддерживали любые мои начинания. Да и бабушка с дедушкой – достаточно современные люди. Мне всегда внушали, что женщина может быть успешной, вне зависимости от выбранной сферы. Конечно, это не означало, что родители не были требовательны ко мне», – рассказывает собеседница.

До 10 лет Айя с семьей жила в микро­районе Аксай, потом они переехали в центр, и девочку перевели в известную казахскую гимназию №159 им. Ыбрая Алтынсарина. В подростковом возрасте она уже знала, что посвятит свою жизнь творчеству, и начала интересоваться, куда лучше отправиться учиться после школы и какое направление выбрать. В итоге Айя стала склоняться к выбору в пользу Европы, где можно получить высшее образование бесплатно и традиционно сильная база в сфере искусства. В старших классах она стала усиленно изучать английский и французский, а также более углубленно заниматься рисованием. В 16 лет друзья впервые предложили ей поучаствовать в фотосъемке, и вскоре Айя стала делать это регулярно, обычно для рекламы какого-либо бренда одежды. Тогда она заинтересовалась и индустрией моды.

После окончания гимназии в 2013 году Айя поступила в Страсбургский университет на факультет изобразительного искусства. Вспоминает, что вначале учеба ей понравилась, к тому же она смогла быстро поднять уровень своего французского до продвинутого. Тогда же Айя стала более активно развивать свой Instagram. Это принесло свои плоды: в 2014 году с девушкой связалась редакция французского журнала ZUT!, пригласив на фотосессию, а вскоре она увидела себя… на обложке. «У кого-то из моих одногруппников был свой бренд футболок, и я решила помочь, снявшись для них. Фотограф меня запомнил и посоветовал кому-то еще. И так, благодаря сарафанному радио, меня «принесло» в редакцию журнала. Им понравилась моя внешность, мне предложили сняться – и я согласилась», – рассказывает собеседница.

После выхода номера Айя обрела более широкую известность, в том числе на родине. Она признается, что ей это льстило, поскольку сама свою внешность модельной никогда не считала. Прежде не участвовала ни в одном кастинге да и вообще не проявляла желания быть частью мира модельных агентств. Славу Айя в полной мере ощутила, когда приехала домой на каникулы – приглашения на съемки, новые подписчики… Говорит, что когда к ней внезапно пришла модельная известность, она решила, что будет использовать это как инструмент развития своей медийности, не более. В 2015 году, используя популярность в соцсетях, Айя запустила в Казахстане собственный бренд минималистичной одежды и аксессуаров «АШ».

Главная гордость

Через два года после учебы и жизни во Франции она вдруг обнаружила, что ей там перестало нравиться. Объясняет, что учебный процесс был чем-то, когда обо всем одновременно и ни о чем конкретно. «Да и я тогда уже рвалась к графическому дизайну, а не к изобразительному искусству вообще», – признается собеседница.

Айя Шалкар
Айя Шалкар
Фото: © Андрей Лунин

Айя перевелась в Венский университет прикладных искусств, где в 2020 году получила степень магистра графического дизайна. В рамках дипломной работы она сделала арт-проект о национальных традициях и сексизме в Казахстане. «Домашнее насилие, виктимблейминг, дискриминация и сексизм – то, с чем продолжают сталкиваться казахские женщины в XXI веке, – говорит Айя. – С помощью технологии AR (дополненная реальность. – Прим. ред.) я использовала традиционные элементы казахской культуры в тематических видеоперформансах». Проект получил высший балл от всех членов университетской комиссии. К слову, в его создании участвовала казахстанская VFX-студия Buralqy, основатель которой Еламан Буралкиев – участник рейтинга «30 до 30» 2022 года. Дипломная была не только представлена в стенах университета – о ней написал ряд казахстанских СМИ, что, в свою очередь, по ее словам, показало Айе, что через творчество она может говорить об актуальных и важных темах.

В 2020 году Айя переехала в Лос-Анд­желес. Почему – отвечает честно: отправилась туда вслед за Айсултаном Сеитовым (известный режиссер, участник рейтинга «30 до 30» 2019 года). На тот момент пара уже год как встречалась, о чем объявила публично. «К тому же в Европе я пожила, а в Казахстан возвращаться еще не была готова, – откровенна собеседница. – Хотя наши пути потом разошлись, я осталась в США, прощупывала их творческую индустрию, так сказать, провела разведку». Айя жила в Лос-Анджелесе, стремительно влилась в местную богемную тусовку, с ней даже стали связываться инфлюенс-агентства с предложениями о сотрудничестве. Но Айя была по-прежнему увлечена графическим дизайном и светской жизни уделяла значительно меньше времени. Удаленно работала креативным директором французской web3-компании Screenshot, выполняла заказы по графическому дизайну для американской и казахстанской музыкальной индустрии.

В начале 2021 года компания H&M выпустила лимитированную коллекцию Black Staples, в создании которой участвовала Айя. В коллекцию вошла одежда со стилизованным казахским орнаментом в виде четырех глаз. На мерче также была размещена надпись на казахском: «Батылдық» («смелость»). Айя нарисовала орнамент в традиционном казахском стиле «курак корпе». Как объясняет дизайнер, он символизировал расширенное видение и многослойность мира.

В феврале того же года Айя открыла свою студию дизайна studio oneki. По ее словам, особенность студии заключается в том, что она экспериментальная и стремится основывать свою работу на наследии, находясь «в поиске нового и неизведанного в старом и забытом». Запуском студии, по ее признанию, Айя на сегодня гордится больше всего, поскольку это стало для нее отправной точкой в сферу предпринимательства. Дебютной работой studio oneki стали текстильные изделия Tórtkóz kórpe – это стеганые одеяла с казахскими орнаментами. «В какой-то момент я обнаружила, что постоянно нахожусь в поиске как винтажных, так и современных интерпретаций привычных традиционных предметов, которые сочетались бы с современным дизайном», – поясняет Айя. С тех пор студия обзавелась обширным портфолио, сотрудничая с известными казахстанскими и мировыми брендами – Saks Fifth Avenue, Prada, Moët & Chandon и др.

Влияние как оружие

Айя, по ее словам, вполне комфортно чувствовала себя в Лос-Анджелесе, затем успела пожить в Нью-Йорке. Она часто становилась желанным гостем местных светских вечеринок и даже появилась в 2022 году на ковровой дорожке в компании известного голливудского актера и музыканта Джареда Лето в рамках премьеры фильма «Морбиус». И все же тяга к родине оказалась сильнее. В мае 2023-го Айя вернулась в родной Алматы. Говорит, что почувствовала, что выполнила свой промежуточный план, который ставила себе еще в детстве – провести раннюю молодость за границей, открыть для себя новую культуру, обзавестись связями с внешним миром. «Я не могу сказать, что вернулась домой насовсем, – тут же оговаривается она. – Просто сейчас я здесь, поняла, что дома чувствую себя лучше всего, но все ниточки связей, наработанные за 10 лет, остаются у меня в руках».

Айя Шалкар
Айя Шалкар
Фото: © Андрей Лунин

В 2021 году Айя представила серию своих работ на выставке в  Нью-Йорке. «Это три скульптурных стальных лезвия: кинжал, нож и звезда. Дизайн изделий разработан по мотивам традиционных казахских орнаментов, которые используются для вышивки, лоскутного шитья и других видов прикладного искусства, преимущественно женских. Это произведения искусства, по замыслу являющиеся символом долго подавляемого гнева: мягкие, женственные формы в виде стального холодного оружия», – объясняет дизайнер. Работа является частью ее цикла о центральноазиатских воительницах, которых Айя назвала «Пери». Также в декабре 2023 года она представила свои работы на выставке в Майями. Там она презентовала триптих мечетей Eleskeser, Aiqoshqar и Umaibata.

Художественный стиль Айи, как объясняет она сама, уходит корнями в ее центральноазиатское происхождение, а также в казахскую визуальную и материальную культуру. Большинство работ посвящено культурной идентичности и гендерным ролям. Художественная вселенная Айи – это место, где наследие Центральной Азии встречается с научной фантастикой и фэнтези. «У меня есть глобальная цель – развивать глобальное современное искусство, оставаясь казахстанской художницей. И пока у меня есть энергия, время и молодость, я буду также посвящать себя более гуманитарным проектам. И окончательно отходить от моделинга, даже как хобби», – заявляет собеседница.

Сегодня за жизнью Айи следят почти 800 тыс. подписчиков в Instagram и миллионы тех, кто регулярно читает новости о ней. До сих пор, например, публика обсуждает ее громкое расставание с известным актером Аскаром Ильясовым (и снова участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 2020 года). Айя пожимает плечами: «Мне важнее то, как моя жизнь ощущается мной, чем то, как она выглядит со стороны».

Она вновь подчеркивает, что будет стремиться использовать свое влияние в медиа, чтобы порассуждать на темы, о которых большинство говорит с неохотой. «Та же проблема насилия. Стоило о ней упорно говорить, чтобы мы пришли к существенным сдвигам. Сегодня в Казахстане девушки сильны, знают всё о теме абьюза, личных границ, психологии, ментального здоровья, эмоционального интеллекта. Всем нам пришлось буквально стать экспертами в этих вопросах, ведь нам приходится каждый день защищать себя», – рассуждает Айя.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте