Почему реформы по управлению пенсионными активами не двигаются

9382

Об этом в интервью Forbes.kz рассказал известный казахстанский экономист, и.о. председателя правления АО «Halyk Finance» Мурат Темирханов

Фото: Forbes.kz

F: Мурат Рахжанович, в последнее время руководство Нацбанка в своих выступлениях не раз затрагивало вопрос передачи средств ЕНПФ местным управляющим компаниям. Что происходит сейчас в этом направлении?

- Да, совсем недавно заместитель председателя правления, а затем сам глава Нацбанка высказались по этому поводу. К сожалению, у меня после их выступлений осталось больше вопросов, чем ответов. Помимо этого, в результате таких обсуждений у депутатов и в прессе вдруг появился серьёзный негатив по поводу передачи средств ЕНПФ частным управляющим компаниям.

Всё это сильно беспокоит не только меня, но и всех профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ). Давайте вспомним, как развивались события до настоящего времени.

Прежде всего хотелось бы сказать, что Казахстан никогда не войдет в 30-ку развитых стран без развитого рынка ценных бумаг. Сейчас наш фондовый рынок скорее мёртв, чем жив, хотя ещё несколько лет назад он довольно бурно развивался и у профессиональных участников этого рынка был оптимистичный взгляд на его будущее.

Одной из главных причин такой ситуации стало объединение частных пенсионных фондов в один государственный. До этого события наличие конкуренции частных пенсионных фондов на казахстанском рынке ценных бумаг было очень важным стимулом для быстрого развития отечественного фондового рынка.

Сейчас, после того как все пенсионные деньги перешли под контроль государства, картина резко изменилась. На рынке ценных бумаг практически исчезла конкуренция, поскольку вместо пятнадцати активных крупных институциональных инвесторов (частные пенсионные фонды) появился один большой и неактивный государственный монополист. Такое положение вещей очень негативно сказалось и продолжает сказываться на развитии фондового рынка и рыночных отношений на нём.

Здесь я полностью согласен с мнением председателя правления Банка развития Казахстана, экс-министра финансов Болата Жамишева, который недавно сказал, что «с точки зрения влияния пенсионной системы на фондовый рынок было принято неправильное решение о ликвидации частных НПФ. Это решение сразу отразилось на фондовом рынке».

F: Если немного отойти от темы пенсионных фондов, есть ли иные причины текущего плачевного состояния рынка ценных бумаг?

- По моему мнению, были ещё две ключевые причины текущего положения вещей на фондовом рынке. Первая — невыполнение правительственных планов по выводу государственных корпоративных «голубых фишек» на IPO. Второе — резко возросшая практика государственного финансирования экономики по нерыночным (очень низким) процентным ставкам.

Если первая причина всем понятна, то по второй есть сильное недопонимание со стороны правительства. Сейчас банковское кредитование и долговое финансирование через биржу находятся в стагнации и, по мнению правительства, эту проблему можно решить именно с помощью государственного финансирования по низким процентным ставкам. Я считаю это большой ошибкой.

По моему мнению, такой подход не даёт никакого эффекта по росту экономики или её диверсификации, при этом он сильно вредит проведению монетарной политики Нацбанка, а также резко ограничивает развитие как коммерческого (рыночного) кредитования, так и рынка ценных бумаг. Помимо этого, как выразился МВФ в своём заключительном заявлении в июне этого года, такой подход правительства приводит к «укоренению культуры зависимости от государственных субсидий и помощи».

Необходимо срочно отходить от льготного государственного финансирования экономики. Если же государство непременно хочет помочь заёмщикам и эмитентам ценных бумаг, чтобы ускорить рост экономики, то делать это нужно другими способами, без указанных выше негативных последствий для развития финансового рынка в Казахстане.

Все юридические и физические лица в стране, включая госкомпании и нацхолдинги, должны получать финансирование от банков, от фондового рынка, и прежде всего от государства - только по рыночным условиям. Если правительство хочет помочь определённому сектору экономики или какой-либо прослойке населения, то оно должно делать это напрямую заёмщику или эмитенту ценной бумаги. Это позволит устранить искажения рыночных отношений на финансовом рынке, и в таких условиях реально заработает текущая монетарная политика Нацбанка.

F: Давайте вернёмся к управлению пенсионными активами. То есть решение о передаче средств ЕНПФ местным управляющим компаниям – это была попытка исправить ошибку, связанную с объединением частных пенсионных фондов?

- Да, именно так. Сейчас нет смысла возрождать частные пенсионные фонды, как с политической, так и с экономической точки зрения.

Государство уже взяло на себя обязанность собирать пенсионные взносы и выдавать пенсии из ЕНПФ, и здесь особо не нужна рыночная конкуренция. Что касается управления пенсионными активами, то с точки зрения развития фондового рынка очень важно вернуть на него крупных и активных институциональных инвесторов, в лице частных компаний, которые будут управлять пенсионными активами.

Управление пенсионными активами частными профессиональными компаниями – это нормальная международная практика. Как говорится, не мы первые, не мы последние. К сожалению, несмотря на, казалось бы, большое желание Нацбанка и правительства развивать фондовый рынок Казахстана, в этом направлении пока не видно никакого прогресса.

Ещё в ноябре 2015 года глава государства в своем послании поручил в 2016 году передать пенсионные активы ЕНПФ под управление частных отечественных и иностранных компаний. Прошло три года, а воз и ныне там. По совместному плану правительства и Нацбнака до конца этого года вопрос уже должен был решиться. Однако, исходя из текущего положения вещей, это процесс может затянуться ещё на несколько лет.

F: В чем причины отсутствия прогресса?

- Нацбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг так и не пришли к единому мнению по этой очень важной реформе, что ставит под вопрос успешность её реализации.

В частности, предлагаемая Нацбанком схема передачи пенсионных активов под управление специально создаваемым новым компаниям по управлению пенсионными активами (КУПА) не находит понимания и поддержки у профучастников рынка. Нам непонятно, зачем создавать отдельные КУПА, если на рынке уже существуют действующие профессиональные управляющие компании с большим положительным опытом. Из-за неразвитости нашего фондового рынка профучастники и так еле сводят концы с концами, а их хотят заставить потратить большие деньги на открытие новых компаний.

Кроме того, вызывает большое сомнение предлагаемая Нацбанком возможность вкладчиков ЕНПФ самим выбирать управляющую компанию в зависимости от инвестиционной стратегии и на основании информации о действующих на рынке новых КУПА. Здесь возникает вопрос, как вкладчики будут делать это, если лишь ничтожно малая их часть обладает специальными знаниями о рынке ценных бумаг?

Однако больше всего насторожило то, что одновременно с передачей средств ЕНПФ частным управляющим компаниям был поднят вопрос об отмене государственного гарантирования обязательных пенсионных взносов с учётом уровня инфляции. Возможно, со временем надо будет убрать такую государственную гарантию, но зачем это делать именно сейчас, когда общественность и так негативно относится к передаче пенсионных накоплений казахстанцев в частное управление, не понимая, насколько это важно для развития фондового рынка и для всей экономики в целом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить