Экосистема для инноваций

Автор: Асланбек Амрин
зампред Нацагентства по технологическому развитию

Жизнь в глобальном мире уравнивает шансы на успех

Многие предприниматели приходят к пониманию того, что для движения вперед им необходимо не только привлечь потребителя, но и уметь регулярно совершенствовать свое предложение так, чтобы от него невозможно было отказаться. И в этом смысле инновации в бизнес-процессе и в технологиях – средство повышения собственной конкурентоспособности.

Если мы хотим развивать инновационную активность, повышать конкурентоспособность казахстанской экономики в целом, то необходимо начать с того, чтобы упорно, методично, дотошно заполнять свою повседневную жизнь качественными сервисами офлайн и онлайн. А для этого – работать, учиться, читать, экспериментировать, выдавать идеи, прототипы на-гора, чтобы каждый участник рынка инноваций на своем месте создавал уникальный, качественный продукт, жизнеспособный, устойчивый к внешним воздействиям. Тогда из этого объема работы выстроится и структурируется новая инновационная экономика, конкурентоспособная в мировом масштабе.

Надо только как-нибудь уже принять в качестве отправной точки для движения вперед простую мысль: инновации – это не госпрограммы. Это способ мышления, активная жизненная позиция, это азарт – потому, что они неразрывно связаны сегодня с понятием коммерциализации, а значит, люди, занимающиеся инновациями, должны мыслить о них в категориях бизнес-процесса и постоянно предпринимать усилия для того, чтобы их продукт оставался жизнеспособным.

Предпринимательская активность сейчас на подъеме, это хороший знак. Но для того, чтобы многочисленные вновь созданные предприятия показывали устойчивый рост в долгосрочной перспективе, многим начинающим и опытным предпринимателям необходимо изменить свое отношение к бизнесу. Для этого придется сломать в своем подсознании еще один стереотип: стартапы (к какой бы сфере они не относились) – это не «срубить денег по-быстрому». У нас зачастую существует такое стремление, оно понятно и имеет под собой вполне рациональное объяснение: конкурентная среда в Казахстане и в сфере традиционных офлайн-сервисов и в сфере онлайн-стартапов все еще достаточно слаба, и чтобы понять это, не обязательно даже смотреть Рейтинг конкурентоспособности регионов РК, повседневная действительность куда более красноречива. А в отсутствии достойных конкурентов предприниматели  диктуют условия и цены потребителям.

Если мы хотим выстроить инновационную экономику не на песке легких денег, полученных от государства  или доверчивых потребителей, а на более прочном фундаменте, то нам придется пройти по пути поэтапного внедрения последовательных инноваций и на производстве и в бизнесе. И тут есть поле деятельности и для МСБ, и для крупных компаний, и для государства.

Основная нагрузка и ответственность ложится на плечи малого и среднего бизнеса. Если какой-нибудь корейский, американский, или даже российский начинающий бизнесмен может строить планы о том, чтобы перепродать свой проект (к какой бы он сфере ни относился) в будущем в надежные руки, казахстанские предприниматели, которым знакомы муки кастомизации, вынуждены рассчитывать на себя и свою команду на всем протяжении развития проекта. Это сложно, но на самом деле такой сценарий развития бизнеса выглядит более здравым, поскольку означает в хорошем смысле неизбежность создания и укрепления отечественных брендов.

Функции и интересы крупного бизнеса на отечественном рынке инноваций хорошо иллюстрирует ситуация двадцатилетней давности, в эпоху появления первых доткомов. Их создание влекло за собой огромные по нынешним меркам затраты человекочасов и денег. Это были большие риски, и инструменты их прогнозирования создавались на базе многих примеров опыта неудач. Но все созданные тогда сервисы и приложения заложили базу для создания новых, более легких с точки зрения капиталовложения и затрат, современных продуктов и технологий, кому-то повезло стать обладателем прорывных инноваций.

Крупный бизнес Казахстана сопротивляется вложениям в инновации из опасений перед рисками. Управление рисками – сложный процесс, и менеджерам порой не достает нужных компетенций. В этой ситуации разумным выглядит решение не браться сразу за выполнение масштабных проектов, связанных с большими вливаниями и предполагаемой большой прибылью, охватывающих значительный сегмент рынка. Мы знаем, что изменение технологий зачастую опережает потребности рынка, а, значит, оно не формируется только лишь социальным заказом и реакция потребителя на него непредсказуема. Выход в том, чтобы вкладываться в маленькие проекты с незначительной отдачей, и для этого создавать серийное предпринимательство внутри компании, заниматься инкубированием малых форм бизнеса. 

Чаще всего дело – в инерции мысли. Для работы с инновациями требуется совсем другой менеджмент, умеющий работать с феноменом креативности. Классический управленец  просто не готов к иррациональным подходам в решении задач. Не готов принять тот факт, что проект, которым он руководит, может развиваться хаотично. Это означает зачастую переформатирование сознания топ-менеджмента компании, структурные сдвиги внутри нее, а потрясений никто не любит.

Что на самом деле может и должно сделать государство для развития инновационной активности? «Государство не должно подменять частный сектор, оно лишь выступает организатором, катализатором и координатором процессов формирования и развития национальной инновационной системы, но главная его задача - привлечение частного капитала к активному участию в инновационных процессах». Как мы видим по этой выдержке из Стратегии индустриально-инновационного развития, государство вполне себе отдает отчет об отведенной ему роли «организатора, катализатора и координатора». Фактически, государство последовательно пытается принуждать частный сектор к инвестициям (интеллектуальным и финансовым) в инновации.

Это нормальная практика с учетом того, что и в самых либеральных странах основным заказчиком на разработку технологий все еще выступает государство, в то время как бизнес – это всегда самый консервативный элемент инновационной системы,  который приходит в конце цепочки и никогда не стоит впереди. Яркий пример тому – пожалуй, самая рыночная страна мира – США. Доля государства в совокупном объеме вложений в знаменитую Кремниевую долину превышает 50%. Две трети финансирования частного университета MIT (Massachusetts Institute of Technology) также приходятся на долю государства. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3914 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку