Как заработать на данных?

Данные – это товар, который покупается и продается. Однако товар сложный и чувствительный

Сегодняшняя экономика – это экономика данных. Данные – это товар, который покупается и продается. Однако товар сложный и чувствительный, а потому оборот данных регулируют тщательнее, чем товарные рынки. Не всякими данными, например персональными или конфиденциальными, можно свободно делиться. За их утечку во многих странах предусмотрены так называемые оборотные штрафы для операторов персональных данных.

Государство тщательно контролирует доступ к данным – например, исключает возможность доступа к нежелательным сайтам, как в Казахстане, или полностью закрывает доступ к зарубежным сервисам, как в Китае. Может быть законодательно ограничена трансграничная передача данных даже в рамках одной организации – так, в августе финский уполномоченный по защите персональных данных запретил одной из структур крупной российской технологической фирмы передавать данные пользователей в РФ, а казахстанское профильное министерство договорилось с «Яндексом» о переносе серверов с персональными данными казахстанцев на территорию Казахстана.

Тем не менее Казахстан, как и другие страны, стремится развивать экономику, основанную на данных, и устранять барьеры для ее роста. Например, в связи с геополитической ситуацией российские компании расширяют присутствие на казахстанском рынке своих дата-центров, и это выгодно для экономики. Есть три пути, чтобы грамотно воспользоваться ситуацией.

Во-первых, нужно увеличивать число организаций, которые могут и умеют извлекать максимальную ценность из данных для повышения своей эффективности. Прежде всего для этого следует инвестировать в развитие компетенций в области работы с данными – в перспективе нескольких лет они могут стать такими же универсальными, как сегодня стало владение компьютером. Наличие большого пула талантов не только приводит к появлению собственных компаний, но и привлекает внешних игроков, а чем их больше, тем, в свою очередь, больше инвестиций в развитие талантов и стимулов для развития соответствующих навыков.

Во-вторых, нужно больше данных и больше устройств, которые их генерируют. Большое количество данных дает качественный скачок производительности в тех сферах, где применяются технологии искусственного интеллекта, например в управлении движением транспорта и инженерной инфраструктурой. От увеличения количества счетчиков отключения электричества в Алматы, конечно, не прекратятся, но, по крайней мере, можно будет более точно и оперативно выяснять источник проблемы, а в перспективе прогнозировать вероятность отключений.

В-третьих, сами данные нужно делать более ценными. Знания о клиентах и их потребностях в режиме реального времени позволяют платформам и компаниям в сфере услуг существенно повысить выручку и снизить затраты за счет правильного таргетирования и ценообразования. Накопление таких данных дает им устойчивое преимущество, возможность обогащения данных усиливает это преимущество. Например, обмен данными о клиентах между телеком-операторами, торговыми и финансовыми организациями позволил бы каждому из них более точно понимать клиентское поведение и потребности в услугах, а также оптимизировать затраты.

Капитализация мировых технологических гигантов, которые работают с огромными массивами данных, превышает капитализацию крупнейших нефтегазовых компаний. Необходимо устранить барьеры для развития бизнеса на основе данных в Казахстане, чтобы катализировать рост новых компаний и создание новых рабочих мест. И, конечно, прирост благосостояния нации.

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте