Уроки Шри-Ланки

21942
Автор: Энн Крюгер
бывший главный экономист Всемирного банка

В течение многих лет она считалась страной – «любимицей доноров»

Трагическая ситуация разворачивается в Шри-Ланке. Жители вынуждены стоять в очередях за продуктами питания и лекарствами, владельцы автомобилей не могут заправить баки, наблюдаются перебои с электричеством. Экономика находится в состоянии паралича, а поскольку задолженность страны уже стала непомерно высокой, заимствовать средства она больше не может. Страна переживает самый тяжелый экономический кризис со времен Второй мировой войны.

Обстановка настолько плачевна, что миллионы людей вышли на протесты. Президент бежал из страны, а на его место парламент избрал нового, но не пользующегося популярностью среди населения кандидата. Если переговоры с Международным валютным фондом пройдут успешно, то Шри-Ланке будет оказана помощь в виде предоставления кредита для восстановления экономики (что позволит приобрести необходимые импортные товары) и программы по достижению устойчивой фискальной, монетарной и валютной политики.

Тяжелое положение Шри-Ланки является уроком для правительств других стран. В ситуации, когда экономические проблемы в стране принимают непреодолимый характер, откладывание выплаты по кредитам в конечном итоге только усугубит ситуацию.

В течение многих лет Шри-Ланка считалась страной – «любимицей доноров» благодаря относительно высокому уровню жизни, качеству социальных услуг и быстрому экономическому росту. В первой половине прошлого десятилетия среднегодовые темпы роста составляли 6,5% (что является одним из самых высоких показателей в мире), а прирост населения был очень низким. И хотя после 2015 года темпы экономического роста замедлились, в 2019 году они по-прежнему составляли в среднем более 3%.

Однако в конце того же года к власти пришло новое правительство, сразу же объявившее о значительном снижении налогов. В 2020 и 2021 годах дефицит бюджета составил более 10% ВВП. Уровень инфляции вырос со среднего показателя 5% в предыдущие годы до показателя 39,1% в мае, а затем и до 54,6% в июне.

Что еще хуже, весной 2021 года в условиях растущей инфляции правительство ввело запрет на импорт химических удобрений. Как следствие, производство риса сократилось на 20%, экспорт чая упал до самого низкого уровня за более чем два десятилетия, а более трети сельхозугодий страны оказались заброшены.

Помимо этого, пандемия COVID-19 привела к резкому снижению доходов от туризма, что в свою очередь привело к дефициту иностранной валюты в Шри-Ланке и еще больше ограничило возможности закупать импортные товары. К концу 2021 года ситуация вышла из-под контроля, а в мае правительство объявило дефолт по внешнему долгу.

В настоящее время до тех пор пока Шри-Ланка не реструктурирует свой долг и не сформирует действующее правительство, страна не сможет получить необходимые ресурсы для возобновления экономики. Процесс реструктуризации долга будет чрезвычайно сложным, поскольку большая его часть приходится на Китай, который не участвует в многосторонних программах по реструктуризации заемщиков с чрезмерной задолженностью, проводимых Западом.

Урок для стран с большой задолженностью снова становится понятным. И хотя власти Шри-Ланки могут на некоторое время отсрочить часть последствий непродуманной политики за счет рационирования и запрета импорта, контроля над ценами, бюджетного дефицита, внешних заимствований и печати денег, в конце концов все это не сработает. В таком случае у правительства останется только один выбор: провести серьезные реформы или прибегнуть к безрассудным и экономически нерациональным мерам, причем второе лишь усугубит положение и проблемы, вызванные ранее допущенными политическими ошибками.

Если бы Шри-Ланка обратилась в МВФ в конце 2021 года (или даже раньше) и провела «болезненные» реформы, необходимые для сдерживания инфляции и сокращения дефицита бюджета и текущего платежного баланса, тогда бы удалось избежать как минимум шести месяцев тяжелых потрясений. Внешний долг страны не вырос бы настолько сильно, а путь к восстановлению экономики не был бы таким долгим. Более того, можно было бы не допустить погружения страны в полный политический хаос.

С начала пандемии международное сообщество начало уделять больше внимания бедственному положению развивающихся стран с высоким уровнем задолженности. В частности, G20 («Большая двадцатка») выдвинула «Инициативу по приостановке обслуживания долга», в рамках которой 48 странам в 2020-2021 годах было выделено около $13 млрд, но по сравнению с имеющимися потребностями это лишь капля в море.

И что хуже, еще до COVID-19 не было практически никакой разницы между странами, чья экономическая политика была стабильной, и странами, чья политика стала бы нестабильной без проведения реформ. Кредитование вторых не принесет никаких результатов, если такая страна уже не проводит или не будет проводить политику устойчивого экономического развития. Скорее наоборот, оказание такой «помощи» только отсрочит момент выплаты долга и увеличит долговое бремя.

Властям стран, испытывающих экономические трудности, следует принять во внимание опыт Шри-Ланки. Этот «урок» можно сравнить с опытом Бразилии, которая после долгового кризиса 2002 года быстро провела необходимые политические реформы и продлила годы устойчивого роста. Перед Бразилией также стоял выбор: быстро предпринять «болезненные» меры, чтобы создать условия для восстановления экономики или отказаться от них и медлить в надежде отсрочить неизбежное. Бразильские лидеры оказались мудрее сбежавших лидеров Шри-Ланки.

© Project Syndicate 1995-2022 

Перевод: Далила Мадина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить