Про Нацсовет

71347
Автор: Ермек Турсунов
кинорежиссер, сценарист, писатель

Год назад состоялось первое заседание Национального совета общественного доверия при президенте. Что изменилось? Ни-че-го

Прошло оно довольно продуктивно. Во всяком случае, отдельные выступления его участников заслуживали серьезного внимания. Для того он и создавался, чтоб там поднимались актуальные проблемы и предлагались пути их решения. Так вот, на том собрании были высказаны дельные мысли, предложены весьма серьезные идеи.

Мне тоже дали слово. Я говорил о культуре. Вернее, о ее плачевном состоянии. О том, что ее надо спасать, что культура есть начало всех начал, что без культуры невозможны никакие реформы, что культура пронизывает все сферы социально-политической жизни страны, что культура напрямую связана с вопросами национальной безопасности, что…

Времени на выступление было мало, и я не успел сказать все, что хотел, но главное, думаю, прозвучало. А именно мысль, что «неограниченная власть в руках ограниченных людей может привести к тяжелым последствиям». Видео потом с фрагментами из моей скомканной речи бурно обсуждалось в сетях. Людей, что называется, задело.

И вот прошел год. Что изменилось?

Ни-че-го. Более того, я считаю, ситуация ухудшилась в разы. Вскользь пробегусь по тем фактам, которые первыми приходят на память. Подростки сжигают живьем собаку и выкладывают жуткое видео в сеть, какие-то дикари заезжают на джипе в уникальное озеро, на Кордае вспыхивает межэтнический конфликт, горит синим пламенем киностудия «Казахфильм», какой-то общественный деятель, некто Шекенов, предлагает закрыть библиотеки, разного рода чинуши, наподобие словоблуда Бекшина, прикрываясь непростой ситуацией с ковидом, творят что им взбредет в голову: закрывают горы и парки в то время, как народ толпится в очередях и ездит в общественном транспорте… Это только то, что я могу вспомнить в данную минуту, однако список фактов, говорящих о непростительно низкой культуре, займет слишком много времени и места (если даже заняться простым перечислением).

Вот уже без малого тридцать лет я говорю и пишу о культуре и образовании. О том, что нельзя так жить. Что нужно, наконец, понять, что культура — это не правительственные концерты и не столичные фейерверки. Что это не парадная вывеска ассамблеи народов и не победы наших певцов на международной сцене. Проницательные люди давно заметили: мыльный пузырь, перед тем как лопнуть, переливается всеми цветами радуги. Поэтому надо понимать, что культура — это, прежде всего, атмосфера в доме. Это – настроение. Это – общий тонус общества. Это осознание своей причастности общему делу и служение общим идеалам. Это осознание каждым поколением своей исторической миссии на этой земле. Одним словом, культура — это то, что должно объединять, воодушевлять и мотивировать нацию, весь народ.

Что такое глобализация? Это война культур. Война идеологий. И тут у нас нет побед. Мы находимся под тяжелейшим прессом разнородной информации. Вся наша молодежь давно уже сидит на чужом культурно-эстетическом продукте. Я не говорю уже о детях и подростках. Они вообще живут в другом мире. Одним словом, Спанч Боб победил. И сегодня мы своим детям рассказываем сказки не про Канбак-шала и Мыстан-кемпир. Мы давно отдали своих детей на откуп гаррипоттеру и властелинам кольца.

Поймите правильно, в этих аналогиях я не против гаррипоттера. Он, конечно, забавный и увлекательный. Но я в первую очередь за Ер-Тостика. Потому что он – наш. Родной. Все остальные – гости из мира чужих фантазий и – что немаловажно – чужих бизнес-проектов.

Секрет сегодняшнего мира достаточно прост. Успешен тот, кто развлекает. Кто призывает думать, тот обречен. Если попытаться объяснить эту незамысловатую сентенцию в двух словах, то Бетховен, Курмангазы и филипкиркоров помещаются в семи нотах. Разница лишь в том, в каком порядке эти ноты расставлены. И – самое главное – какую цель преследовал автор того или иного произведения…

Нынче многие понимают культуру как сплошной диснейленд. Понятие о техническом прогрессе заменило понятие о живом смысле искусства. Но я сегодня даже не о высоком. Давайте хотя бы задумаемся – в каком мире мы хотели бы жить? В какой атмосфере хотелось бы нам всем оказаться?

Подростки, избивающие старика, свадебные кортежи, едущие по главным улицам города задом наперед, государственные чиновники, не способные сформулировать свою мысль… если она вообще у них присутствует… поголовная коррупция, кумовство, судебный беспредел, бедность, безработица… все это – признаки отсутствия культуры. В итоге сегодня мы оказались в хвосте цивилизованного мира. Как такое могло случиться? И кто в первую очередь отвечает за эти фундаментальные вопросы?

С точки зрения государственной политики – Министерство культуры. За все предыдущие 28 лет я лично был знаком и общался со многими руководителями этого важнейшего ведомства. И, соответственно, имел возможность наблюдать Минкульт в разных его составах. Однако такого министерства культуры, как сейчас, я не видел никогда. Ставить оценку его деятельности я не берусь, поскольку нет такой шкалы, по которой следовало бы выставлять ему оценку. Не изобрели еще. А что бывает ниже нуля, я не знаю.

А вообще, говоря о культуре, я думаю, что нашу жизнь, особенно сегодня, просто нельзя воспринимать всерьез. Если задумываться обо всем происходящем – от событий в Арыси и до тотального обнищания людей – проще сразу пойти и вздернуться. Власть, сидящая за высокими заборами, понятия не имеет о том, что большинство обычного населения живет от зарплаты до зарплаты в конурах, за которые воры из жилищно-коммунального хозяйства дерут нечеловеческие деньги, и максимум, что может позволить себе человек из «культур-мультур» – так это выбраться в выходные в мегацентр и сходить на какой-нибудь «Гудбай мой бай». Крохотная прослойка людей, заработавших деньги или сперших их, выставляет нравственные ориентиры и вехи жизненного успеха по себе. Нынче развелось неимоверное количество представителей «творческой элиты», современные мозгоправы и «лидеры мнений», раскрутившиеся на пустых лозунгах и ложных ориентирах, благодаря соцсетям и невежеству сегодняшней публики. А что такое нынче интернет? Это микрофон без очереди. Это трибуна без регламента. Свобода, которую многие поняли как вседозволенность, подняла со дна всякую муть. С экранов ушла стыдливость. С высокой сцены ушла мысль. Из литературы ушло проникновенное Слово. И теперь все эти «полуфабрикаты», которых производят на «фабриках звезд», стали «учителями жизни», нравственными маяками. Кончилась эпоха личностей. Наступила время теней и второсортных копий. Заменителей всего настоящего. И все это происходит при молчаливом согласии людей, принимающих решения в этой стране…

Прошел год со дня первого заседания НСОД. Признаюсь, я лично был воодушевлен, когда узнал о его создании. Еще большую уверенность в ожидании перемен я почувствовал после встречи с президентом Токаевым. Я до сих пор испытываю к нему личную человеческую симпатию. Но…

Я не вижу изменений в культурной политике государства. Хуже того, я не вижу никакой заинтересованности в этих изменениях. Возможно, Нацсовет и дал положительный результат относительно других направлений государственной политики, но этого не скажешь о культуре. Тут все пущено на самотек. А ведь все начинается с политической воли – надо или не надо. Все остальное можно решить. Повторюсь, НСОД изначально пробудил во мне надежды. Однако время уходит, и боюсь, в этих вопросах мы уже подошли вплотную к точке невозврата. Дальнейшее промедление, следует расценивать как преступление против собственного народа. По-другому не назовешь. Видеть, знать и бездействовать означает – соучаствовать. И когда президент говорил о концепции «слышащего государства», я рассчитывал, что оно будет еще видящим, думающим и принимающим решения. При этом лично я не бездействовал все это время. Я активно пытался помочь. Встречался со многими «ответственными товарищами» в самых высоких кабинетах, писал письма в разные инстанции, разговаривал, объяснял, предлагал, доказывал… ссорился и терял друзей. Никаких результатов. Ноль! Только врагов себе нажил и изжогу.

Ну что ж. Видимо, я ошибался в своих надеждах. Видимо, такая ситуация в стране устраивает наших «бастыков». Не хотелось бы так думать, но факты упрямая вещь. Они говорят сами за себя. Я не вижу в руководстве страны людей, заинтересованных в решении вопросов относительно культуры. Значит, они не придают им особого значения. А коли так, то и у меня вопросов к ним больше нет.

Источник: страница Ермека Турсунова в Facebook

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить