Как уроженка Западного Казахстана развивает цветочный бизнес в Лондоне
Её «казахское сердце» украсило столицу Великобритании
Посетители фестиваля Cultural Style Week, прошедшего 21–27 мая в Лондоне, любовались цветочным панно в форме сердца с казахским национальным орнаментом. Декор был выставлен на центральной дорожке, где проходили модельные показы.
Cultural Style Week — это форум, на котором все желающие могут продемонстрировать культурное наследие своего народа через моду и стиль. Нынешний фестиваль открывал Лестер Бакстон, мэр лондонского района (боро) Харингей, вместе с двумя сестричками из Казахстана — Мединой и Сабриной.
«Сердце» из пушистых хризантем готовили флористы компании Chelsea Bloom Studio, запущенной казахстанкой Багдат Дускиновой два года назад.
— За это время мы, судя по отзывам наших клиентов, стали одним из надежных и узнаваемых брендов цветочного бизнеса Лондона, — говорит Багдат. — Мы гордимся, что наши клиенты приезжают в Лондон из других городов Англии, чтобы забрать наш букет. Также у нас довольно высокий процент клиентов из самых разных стран, от Америки и Австралии до Африки и Европы, которые заказывают букеты своим любимым в Лондоне. Есть и клиенты из Казахстана. В плане бизнес-сотрудничества начали появляться предложения по франшизе от казахстанских компаний.
Багдат родилась в глубинке Уральской области — поселке Алгабас, но сумела поступить в Московский государственный университет имени Ломоносова на факультет почвоведения, который окончила с отличием.
— Уже в университете я изучала ландшафтный дизайн, — вспоминает Багдат. — Красивые природные пейзажи во время полевой практики давали волю воображению — ведь природа очень хорошо умеет сочетать цвета и формы.
Оказавшись в Лондоне, куда семья переехала из-за работы супруга, Багдат решила работать в знакомой сфере и устроилась в цветочную компанию.
— За время работы узнала много нового, стала понимать лондонский рынок. И после года работы решила открыть свою компанию, — рассказывает собеседница. — Начала бизнес практически с нуля. Первоначальные вложения — несколько тысяч фунтов — пошли на аренду офиса, зарплату помощников, закупку инструментов, расходных материалов и цветов на первые заказы.
С самого начала предпринимательница определила для себя luxury-сегмент. По ее словам, закрепиться на конкурентном рынке помогло в первую очередь внимание к пожеланиям клиентов, а также точность исполнения заказов по срокам.
— Например, часто заказчики просят доставить цветы в рестораны в определенное время либо домой в полночь — в Лондоне такие услуги очень сложно получить, — объясняет Багдат. — Уже по итогам первого года работы при отчете в налоговую мы показали прибыль, в текущем году ожидаем рост прибыли на 30–35%.
Стоимость букетов в компании начинается от 100 фунтов, так что клиентура у Багдат — это «местные селебрити, известные спортсмены, а также люди из верхней части среднего класса (upper middle class), которые ценят хороший вкус, качество и креативность».
— Кроме того, мы используем только лучшие цветы на рынке, всегда покупаем свежие цветы в день исполнения заказа, поэтому и цены на них не могут быть низкими, — считает собеседница.
Помимо продажи букетов, в компании также занимаются оформлением мероприятий и торжеств, и у Багдат в копилке уже есть несколько интересных проектов.
— Мы очень гордимся грандиозными ивентами для крупных мировых IT-компаний во дворцах Лондона, где мы оформляли огромные залы по всему зданию, например, во дворце Аддингтон (особняк постройки XVIII века, одно время — резиденция архиепископов Кентерберийских, глав англиканской церкви. — F), — рассказывает бизнесвумен. — Мы также работаем с компаниями в индустрии моды, оформляем ивенты для ювелирных брендов, показы в рамках Лондонской недели моды, в том числе показы дизайнеров из Центральной Азии.
Для флористов, говорит Багдат, всегда очень интересно оформлять мероприятия для закрытых клубов, где членами зачастую являются знаменитости.
— Один из таких клубов — National Liberal Club — находится в самом центре Лондона в живописном месте на берегу Темзы. Это старинное здание со множеством красиво украшенных залов. По портретам прежних членов клуба на стенах понимаешь, какая богатая история у клуба, где столетиями мало что менялось, — делится Багдат. — Доверие таких заказчиков — большая честь для нас, и огромное счастье, когда клиент очень доволен нашей работой. От такой реакции хочется танцевать!
По опыту Багдат Дускиновой, британцы предпочитают в букетах естественность, выбирают полевые цветы или растущие в саду.
— Но Лондон очень космополитичный город — тут живут люди, приехавшие со всего мира, с разными вкусами и предпочтениями. Для таких клиентов мы делаем букеты, например, на восточный манер, с арабским или китайским колоритом, — говорит собеседница. — В этом плане нам нравится работать с авторскими букетами, например, по мотивам известных фильмов: в стиле Джеймса Бонда или по сюжетам лент Тима Бёртона.
Говоря о планах развития бизнеса, Багдат Дускинова вспоминает английское выражение «keep going».
— Это означает «продолжай делать то, что у тебя получается». Мы считаем, что у нас получается, поэтому планируем продолжать свое дело, расти, развиваться, пополнять наше портфолио новыми моделями. Есть потенциал для роста — организовать доставку цветов по всей Великобритании и в другие страны, — говорит она.
Вообще май в Лондоне — это месяц цветов, апогей которого — пятидневный фестиваль Королевского садоводческого общества Chelsea Flower Show, проводимый с 1912 года. Этот фестиваль еще называют «Великая весенняя выставка», в нем обязательно принимают участие члены британской королевской семьи.
Хотя выставка проходит на территории Королевского госпиталя Челси, весь Лондон в эти дни украшен цветочными композициями, постерами с изображениями цветов и прочими цветочными картинами. Багдат поделилась своими фотографиями с нынешнего фестиваля.