Как Benetton не смог купить у «Меломана» магазин за 25 млн евро

И зачем Александр Дериглазов строит студию звукозаписи на Каменском плато и как он собирается снимать казахстанское кино

Александр Дериглазов, Меломан, Комфорт
Александр Дериглазов
Фото: © Владимир Третьяков

Продажа сети «Меломан-Марвин», о которой стало известно в начале года, вызвала волнение среди постоянных клиентов, опасающихся, что концепция сети может поменяться. Aqniet Group, мажоритарным владельцем которой является Кайрат Итемгенов (№24 рейтинга 75 богатейших бизнесменов) пришлось даже публично разъяснять, что волнения напрасны, а слухи ложны.

Интерес к сделке неудивителен: за 37 лет бизнес уроженцев восточноказахстанского горняцкого городка Зыряновска (ныне город Алтай) дорос до уровня национальной розничной сети с устойчивой репутацией качественного поставщика «культуры в массы».

Александр Дериглазов (№74 рейтинга) сделкой доволен: «Мы считаем, что продали по справедливой цене и очень вовремя. Потому что, как мне кажется, мой старший брат Игорь и я все-таки пик своей креативности прошли. Кроме того, за 37 лет накопились противоречия не только между нами, но и в целом в топ-менеджменте. Это нормально, во всех долгоживущих компаниях так, но в последние годы было очень болезненно. Взять даже такой элементарный вопрос – с какой скоростью двигаться в сторону онлайн-продаж, вкладывать много денег в строительство сайтов или лучше открыть еще один магазин в новом торговом центре? В пандемию все решили, что надо бежать в онлайн. Но пандемия закончилась, и люди снова заполонили магазины: «Мы так скучали!». Игорь считал, что надо быстрее и больше вкладывать в онлайн, я говорил: «Подожди, там пока еще денег нет. Понятно, что за этим будущее, но сейчас-то сплошные расходы, а вот это пока приносит прибыль, давай все-таки сюда тоже будем вкладывать». Проблема в том, что единственно правильного ответа тут нет, ситуация меняется постоянно».

Он вспоминает, какой в свое время золотой жилой казался рынок дисков CD и DVD:

«У нас было 80 торговых точек по Казахстану, и так все развивалось, что мы думали: еще год-два – и будет 300. И мы уже начали под это дело покупать дорогущие программы, которые смогут учитывать продажу с 300 точек, но все резко развернулось, и выяснилось, что эра физических носителей закончилась, все уходит в интернет, и не очень понятно, чем магазины заполнять, да и нужны ли они вообще. Мне очень нравится, что теперь этим бизнесом занимаются люди на 10–20 лет моложе нас, у которых задора и энергии сильно больше, чем у нас уже».

Кроме того, в последние годы основателей сети перестала удовлетворять финансовая схема, по которой все эти годы работал «Меломан-Марвин». «Оборотные средства у нас всегда были банковские, в пик развития кредит от Halyk Bank достигал $50 млн. В последние годы мы долг снижали, довели до $22–25 млн. И это одна из причин, почему мы с удовольствием продали бизнес. Потому что, когда ты должен $40–50 млн при ставке 11–12 % годовых, как это было после кризиса 2009 года и до пандемии, – это одна экономика, получается даже развиваться, открывать новые магазины. Но потом пришла пандемия, пришла война, и процентная ставка банка стала 18–19 %. Согласитесь, что психологически быть должным банку в 45 лет $40 млн при ставке 12 % – это одно, а в 55 лет – $25 млн, еще и под 19 % – это совсем другое», – объясняет бизнесмен.

Однако инициатива сделки исходила не от продавца, а от покупателя. «Они объяснили, зачем покупают, и это абсолютно понятная рабочая идея – создать самую большую казахстанскую компанию с самым большим розничным оборотом, чтобы ею заинтересовать потом крупного зарубежного инвестора. Молодцы, пусть у них получится. Мы себе такого позволить не могли, но это не претензия к Halyk или любому другому банку – ну нет на рынке сейчас дешевых денег. Мы пытались найти финансирование за рубежом, где все сильно дешевле, но там свои препятствия. А у нашего покупателя есть собственные источники финансирования оборотки, и, если не отдавать почти пятую часть прибыли на проценты, «Меломан-Марвин» становится очень прибыльным бизнесом, который можно дальше расширять, там в планах, кажется, Баку и Ташкент», – рассказывает Дериглазов.

Но когда покупатель пришел, компания оказалась подготовленной к продаже. «Мы как-то подсознательно начали готовить компанию к этому, например, впервые заказали аудит. Потому что понимали, что с этой ставкой 19 % годовых долго не протянем, надо искать либо инвестора, либо покупателя. А структура у нас была очень сложная – «Меломан-Марвин», кинопрокат, DIY-магазины, туристический бизнес, масса недвижимости, пять направлений на девять ТОО, и все это перемешано, в бухгалтерии кассовые разрывы – там забрали, туда передали. То есть придет потенциальный покупатель-инвестор, посмотрит – вроде красивые вывески, красивые магазины, начнет погружаться, а там деньги какие-то туда-сюда бегают. Мы и сами-то толком разобраться не всегда могли. В общем, навели порядок, все направления разделили по подразделениям. И «Казахстан-аудит» сделал аудит главного нашего ТОО «Меломан HOME VIDEO», который вообще-то меня сильно вдохновил. Оказалось, в целом все нормально – какие-то шероховатости есть, но в общем все «вбелую», прозрачно», – рассказывает бизнесмен.

Александр Дериглазов
Александр Дериглазов
Фото: © Владимир Третьяков

Сумму сделки Дериглазов не раскрывает, ссылаясь на то, что она еще не завершена (стороны намерены окончательно рассчитаться нынешним летом), но сообщает, что складывалась она из расчета 4–6 EBITDA.

И рассказывает почти анекдотическую историю о том, как перед финансовым кризисом был шанс один свой магазин продать за 25 млн евро.

«В 2007 году к нам пришел Benetton с предложением купить здание «Меломан Grand» на Гоголя. Зачем же нам его продавать, это наш лучший магазин? Но на всякий случай спрашиваем, сколько дают. Даем, говорят, 25 млн евро. А мы покупали его за полтора и сделали ремонт на такую же примерно сумму. Тут уж мы с Игорем переглянулись – это же глупо за такие деньги не отдать, мы сразу закроем долги перед банком, и вообще, это же не единственный наш магазин. Но тут наши ветераны, топ-менеджмент собрались и говорят: «Что-нибудь святое есть вообще? Это же наш первый магазин! Никогда не простим!» Тогда мы были молодые и очень сильно прислушивались к коллегам, с которыми работали с основания компании. Впрочем, и Benetton предлагал оплату по какой-то довольно серой схеме. По тем временам это было нормально, но нас немного пугало. И пока мы там обсуждали, пузырь лопнул и возможность была упущена. После этого никто больше 10 млн не предлагал за этот магазин. Хорошо это или плохо, одному богу известно», – усмехается Дериглазов.

Aqniet Group покупает и российский дивизион «Меломана», который состоит из московского контрактного отдела и сети книжных магазинов «Республика», которую Игорь Дериглазов купил в 2021 году. «Для нас это был огромный плюс, потому что, когда пошел слух о продаже, появились другие интересующиеся, но все они отказывались брать Москву – не хотели работать в России. Aqniet единственные сказали, что Москва – легко, забираем тоже», – рассказывает бизнесмен.

Периметр сделки формировался постепенно. Рассматривалось несколько вариантов – группа целиком, магазины плюс кинодистрибуция, только магазины. В итоге Aqniet решил купить розничную сеть без недвижимости. «То есть мы продаем бренд и сам бизнес, внутри которого – команда, контракты и технология. У нас 300 тыс. SKU, то есть наименований товара, я сомневаюсь, что в мире еще где-то есть специализированный магазин с таким количеством живых наименований товара. Приятная часть сделки в том, что недвижимость остается у нас, и мы сдаем ее в аренду покупателю, в первые годы – по льготной ставке. Офис в бизнес-центре «Нурлы-Тау» тоже остается у нас, сейчас там капитальный ремонт, после чего туда переедет наше киноподразделение», – делится подробностями Александр.

Кинопоиск

Дистрибуцией голливудских блокбастеров и казахстанских фильмов «Меломан» занимается много лет, начав с контракта с Columbia Pictures. «В Украине, с которой мы работали, было представительство «Интервидео. Columbia». В России тоже все шло хорошо, и им понравилось работать на территории бывшего СССР, они были заинтересованы в расширении географии. Конечно, казахстанский рынок был для них копеечным по сравнению с европейским или китайским, но для компаний-мейджоров важен охват. И они угадали потенциал – в Казахстане интерес к кино намного больше, чем в других постсоветских странах, да и в целом страна была очень открытая к сотрудничеству, стремилась в ВТО и боролась с пиратством – одним из условий подписания контракта было соблюдение авторских прав. Это способствовало не только появлению цивилизованного рынка продаж в сфере развлечений, но и росту собственного кинопроизводства: выяснилось, что у нашего зрителя есть огромный интерес посмотреть что-то свое, местное», – вспоминает Дериглазов.

Потом в портфель вошли и другие голливудские компании, включая Disney. Кстати, кинодистрибуционную часть Aqniet тоже были не прочь приобрести. «Они нас спрашивают: «Эту часть за сколько продаете?» Мы говорим: «Да зачем ее продавать, есть-пить не просит, просто приносит деньги». Контракты давние, бизнес налаженный – берем фильмы, отдаем кинотеатрам, передаем в Голливуд деньги, что-то себе оставляем. Но они нас маленько встряхнули, говорят, так не бывает, все равно должна быть какая-то сумма, за которую вы бы продали. Ну мы назвали цену. Но теперь идет небывалый подъем в киноиндустрии, и на глазах ценность наших контрактов растет. Поэтому то, что мы назвали полгода назад, уже не соответствует реальности, тем более что за это время еще два-три покупателя новых появилось. Но теперь мы понимаем, что нужно быть готовыми и это продать – на то он и бизнес, чтобы в какой-то момент его продать», – рассуждает Дериглазов.

Сейчас этот свой бизнес братья оценивают в несколько десятков миллионов долларов.

«Но это сегодня. Завтра, не дай бог, очередная пандемия – и где те кинотеатры и твоя справедливая цена? Поэтому любая сделка – это риск и для покупателя, и для продавца», – отмечает собеседник.

Дериглазовы решили клин вышибать клином и уравновесить риски дистрибуции рисками кинопроизводства. Сейчас Игорь участвует в венчурном фонде, собирающемся финансировать создание 20 фильмов в год, а Александр создает новую кинокомпанию. «Многолетняя дистрибуция кино дала понимание, каких картин не хватает нашему зрителю. В последние годы заметно оживление в нашем кинопроизводстве, и некоторые фильмы очень успешны финансово. Конечно, трудно угадать, какой фильм принесет прибыль, а какой нет. Но у нас это не так дорого, $100–200 тыс. достаточно, чтобы войти в кинопроект и посмотреть изнутри, как все это работает. Тем более у нас и какие-то возможности по прокату есть. В Казахстане уже есть запрос на фильмы и сериалы более высокого художественного уровня – простенькие комедии, как нам кажется, уже начали надоедать. Почему бы, например, не снять мюзикл о казахстанской музыке 90-х? Специалисты по мюзиклам считают ее очень интересной. Соседи из Ташкента, группа «Ялла», тоже готовы принять участие. Снимать только для внутреннего рынка смысла нет, надо сразу делать в расчете хотя бы на соседние страны. А еще лучше – сразу на глобальный рынок, стриминговые платформы. Нам предлагают сотрудничество британские инвесторы. Они говорят, что растет спрос на что-то необычное и малоизвестное, почему бы казахстанскому кино этим не воспользоваться? Во всем мире кинематограф – это гигантский прибыльный бизнес. Если Новая Зеландия зарабатывает на международном кинопроизводстве, то и Казахстану ничто не мешает», – уверен Дериглазов.

В ближайшее время он намерен запустить сайт, полностью посвященный вопросам кино, с новостями, рецензиями, обзорами и интервью. А прямо сейчас участвует в работе над запуском телесериала «Жана перекресток», продолжением первого казахстанского сериала из 90-х.

«Эбби-роуд» на Каменском плато

Мы разговариваем с Александром в усадьбе «Меломана» на Каменском плато, где с одной стороны панорама на заснеженные вершины, а с другой – весь город как на ладони. В прошлом году один из домов на неделю арендовал «Хабар» – снимал новогодний «Огонек». Именно здесь бизнесмен начал строить специализированную студию для записи оркестров, которая, по его словам, будет лучшей в Центральной Азии. Недавно приезжал специалист из Лос-Анджелеса. Осмотрел здание, посмотрел вокруг и сказал, что здесь можно и нужно делать студию, место очень вдохновляющее.

Со специалистом Дериглазова свел дирижер оркестра Республиканского эстрадно-циркового колледжа Илья Башкатов, известный в Казахстане и окрестностях аранжировщик классических рок-хитов, с которым «Меломан» несколько раз организовывал концерты. Интерес к проекту проявил и акимат Алматы, даже пообещал кредит под щадящий процент в рамках поддержки креативной индустрии. «Нам, конечно, замахиваться на «Эбби-роуд» тяжело, но точно можно сделать что-то такое, что будет притягательно для музыкантов соседних стран. И не только центральноазиатских, сейчас, сами понимаете, много и российских музыкантов, желающих отъехать в сторонку и поработать в более спокойных условиях. Когда-то мы с братом начинали с маленьких железных киосков звукозаписи. Хорошо было бы завершить большой бетонной студией звукозаписи, это было бы красиво», – улыбается Александр.

Как бизнесмена его радует, что затраты на проект растянуты во времени.

«Самое дорогое – это помещение, а оно уже есть, мы его когда-то строили под спортзал. Теперь нужно наполнять его оборудованием и аппаратурой, и это не обязательно закупать все сразу. В этом году купили часть инструментов и пульты на $100–200 тыс., сделаем звукоизоляцию на $100 тыс. В итоге все обойдется в $600–700 тыс., но за пять лет, – подсчитывает Дериглазов. – Дело это непростое, я буду счастлив, если в 2027 году можно будет там записываться».

Но оговаривается, что больших иллюзий относительно коммерческого успеха не питает: «Это проект не про деньги, а про то, чтобы в меру наших сил делать мир краше и давать возможность творческим людям себя проявить. И если повезет, поучаствовать в процессе создания хорошего музыкального произведения. Случится чудо – может быть, что-то и заработаем. Но это не бизнес-проект в классическом смысле. Поэтому и льготный кредит от государства брать не будем».

А вот магазины стройматериалов «Комфорт», все эти годы находившиеся в тени «Меломана-Марвина», вполне могут взять на себя роль драйвера в деле генерации кеша. Сейчас это два больших магазина в Алматы и Усть-Каменогорске. Сегодня компания ищет место для второго магазина в Алматы – первый здешний «Комфорт», по словам Дериглазова, очень успешен. Третий в планах – в Астане. «Перспектив в офлайн-продажах строительных и отделочных материалов я вижу сильно больше, чем то, что у нас было по «Меломану-Марвину». Все-таки из «Меломана-Марвина» большая часть быстро и довольно заметно перейдет в онлайн-продажи. Кое-какая номенклатура стройматериалов – тоже: зачем ходить щупать цемент? А вот по обоям, плитке и прочему – никакая фотография не передаст цвет и фактуру. Это очень понятный бизнес, и мы с удовольствием его будем развивать», – говорит Дериглазов.

Аргентина и Катон-Карагай

Как и все уроженцы Восточного Казахстана, Александр Дериглазов считает, что его малая родина – одно из красивейших мест на планете. Перед продажей «Меломана» туристическая часть компании «Меломан Travel» (в последние годы Александр активно развивает экотуризм по жемчужинам Алтая) была выделана в отдельное ТОО и переименована в Sunrise Travel. «Мы не та компания, которая купит франшизу какого-нибудь «Хилтона» и воткнет там отель на 300 номеров. Мы хотим построить аутентичную сеть отелей на базе реального жилья местного населения – покупаем небольшие избушки на курьих ножках и обновляем с сохранением аутентики. Но – вмонтировав туда туалет, теплый душ, кафельный пол и витражные окна с видом на лес или горы. Это все старые домики, в которых жили русские староверы, казахи, алтайцы. Вовлекаем местное население – если есть во дворе какой-то летний домик или веранда, мы готовы помочь сделать так, чтобы там можно было принимать гостей. И потихоньку этот процесс идет. Сейчас мы это делаем в деревне Коробиха в Катон-Карагайском районе. Уже из других деревень и районов приезжают люди и спрашивают, как бы им тоже такое дело у себя поставить. На такой созерцательный туризм есть спрос: пособирать трав, ягод, поесть местной еды, поехать на первую качку меда. Мечтаем из процедуры первой качки меда сделать что-то вроде того, что французы сделали из своего праздника божоле», – делится планами Дериглазов.

Александр Дериглазов
Александр Дериглазов
Фото: © Владимир Третьяков

За низкую капиталоемкость он называет экотуризм «любимой темой»: «Избушку покупаем за $3–5 тыс., вкладываем туда еще $10 тыс., умоляем государство помочь с инфраструктурой, протянуть дороги, они потихоньку тянут. Но главное – начато строительство аэропорта в Катон-Карагае, его обещают через 18 месяцев запустить. Будут прямые рейсы из Алматы и Астаны», – рассказывает Дериглазов.

Созерцательный туризм вряд ли можно назвать массовым, но на это ставка и не делается. «Те, кто говорит «в Турции дешевле», – не наши клиенты. Нам нужен сознательный турист, способный ценить эксклюзив, – объясняет Дериглазов. – А наше дело – создать инфраструктуру. И мы по дороге находим самые красивые места, строим смотровую площадку для фото и селфи буквально на опушке в лесу, куда дорога серпантинная приходит. На этой площадке ставим пианино, чтобы проезжающие остановились, отдохнули, поиграли и поехали дальше. Ну и туалет там неподалеку, само собой». Звучит немного по-мюнхгаузеновски, но, оказывается, одна такая площадка уже есть по дороге из Усть-Каменогорска на Рахмановские ключи. Такие площадки Дериглазов собирается ставить через каждые 70–80 км. Будут, обещает он, и площадки, на которых можно заночевать, с небольшим мотелем. Все-таки дорога протяженностью 450 км – не пустяк.

А за несколько дней до нашей встречи Александр прилетел из Буэнос-Айреса. Там бизнеса пока нет, но планируется продолжение того, что обкатано в Казахстане. «Буэнос-Айрес отстает от Алматы в плане розничной торговли на 15–20 лет. Там сейчас так, как у нас было в начале века – вообще нет понятия о мерчандайзинге. Хотя Буэнос-Айрес – чемпион мира по количеству книжных магазинов на тысячу населения. Но это не магазины, а какие-то лавки, в которых книги просто свалены, я даже магазинами это не могу назвать. Есть два-три книжных магазина в бывших дворцах, но и там подход тот же», – изумляется Дериглазов. Он уверен, что с казахстанским опытом ему ничего не стоит там вывести любую лавку в передовики продаж.

Аргентина, по его словам, похожа на Казахстан не только площадью, но и плотностью населения: «Там только Буэнос-Айрес – большой город, есть еще полтора так себе, а все остальное – как у нас в Восточном Казахстане: будешь ехать 50 километров, и ни одной машины навстречу». Еще одно сходство с Казахстаном, по его словам, – потрясающе красивая природа, в частности Патагония.

«Мечтаю здесь, где-нибудь на улице Панфилова в Алматы, открыть посольство Бухтармы, Катона и Патагонии, – смеется Дериглазов. – Потому что эти направления любит примерно один и тот же клиент, который ездит туда, где очень красиво и малолюдно. Там тоже можно потихоньку развивать туристический сервис. Люди замечательные, очень доброжелательные. Кстати, Патагония – это 40 % территории Аргентины, и это одна из Мекк горнолыжного туризма, куда едут те, кто уже накатался в Альпах, Аспене и на Кавказе. Примерно то же самое мы должны делать у нас в Катоне. В идеале я хочу половину жизни жить там, половину здесь. Поэтому я хочу прикладывать какие-­то усилия, чтобы казахстанцы ездили в Аргентину, а я их встречал – страна-то для нас безвизовая. А со временем, может быть, получится и аргентинцев отправлять сюда», – мечтает Дериглазов.

Наутро Александр улетел в Восточный Казахстан – проверять, все ли в порядке перед началом сезона.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте