Как Андрей Шин завёл в Казахстан корейскую сеть CU и строит вокруг неё food-кластер
Владелец «Шин-Лайна» рассказал об этом в эксклюзивном интервью обозревателю Forbes Kazakhstan

«Берите, девочки, угощайтесь!» — основатель компании «Шин-Лайн» Андрей Шин встает за кассу в магазине CU и протягивает двум подросткам коробочки с «кей-фудом», которые те хотели купить. Девчонки удивляются, благодарят и, довольные, убегают. В роль кассира CU Шин вживается по нашей просьбе. Почти два года назад он подписал договор с южнокорейской BGF Retail. За последний год в Алматы открылось три десятка магазинов под фиолетово-зеленой вывеской. Сейчас бизнесмен занят созданием огромного food-кластера вокруг CU в поселке Байсерке под Алматы — там же, где находится новый завод «Шин-Лайн». Поэтому наш разговор с ним — и о CU, и о новой фабрике мороженого.
Почему не соглашались конкуренты
С Шином мы встречаемся в первой локации CU в Алматы — неподалеку от площади Астана. Небольшое, на 100 «квадратов», помещение. Людей много — видимо, за год точка, находящаяся в проходном месте, уже наработала своих клиентов. Технически это второй магазин CU в Казахстане. Первый появился при заводе «Шин-Лайн» в Байсерке и сейчас служит полигоном для сотрудников: новенькие обучаются здесь выкладке товаров, работе за кассой, запоминают приветствия на корейском и тренируются заваривать рамён.
«С CU у нас все получилось случайно, — рассказывает собеседник. — Головная компания — южнокорейская BGF Retail — искала партнера на рынке Казахстана и с 2021 года общалась с местными ретейлерами. Договориться не получалось ни с кем. И не потому, что кандидаты не устраивали. Наоборот, те сами отказывались. Многие ведь воспринимают CU как магазин у дома (затратный формат, если «разложить» расходную часть). Но CU — это нечто среднее между магазином и кафе. Даже больше кафе, чем магазин. Когда из офиса BGF Retail обратились к нашему директору по развитию, я предложил познакомиться. И мы сразу же нашли общий язык».

Переговоры стартовали в 2022-м. Вместе с этим — встречи, взаимные поездки команд в Южную Корею и Казахстан и доскональное изучение процессов. «Условия сотрудничества мы обсуждали долго. По многим вопросам BGF Retail пошла нам навстречу, и когда мы пришли к общему знаменателю, подписали договор. Это было в июне 2023-го. Первый магазин открыли в марте 2024-го, — рассказывает бизнесмен. — Все это время в Алматы постоянно находились от восьми до 18 человек от BGF Retail (сейчас — два): обучали нашу команду работе, маркетингу, IT, занимались R&D и разработкой вкусов. У компании много стандартов, но многое она не требует, а скорее рекомендует. Например, команда R&D пробовала наши блюда и, если требовалось, давала рекомендации, что скорректировать. В целом же они опирались на нашу экспертизу».
Соглашение с BGF Retail дало право на бренд, ведение бизнеса и открытие магазинов. Размер роялти Шин не раскрывает: условия, говорит, стандартные, но сумма — информация конфиденциальная. И, говорит, платил не за франшизу как таковую, а за дополнительные опции. Например, за то, чтобы японская компания, с которой работает BGF Retail, установила и подключила программное обеспечение для управления потоками товаров.
Как дочь и сын поделили бизнес
В Казахстане CU работает через CU Central Asia. Ее учредителем значится сын Шина Адриан. Вначале бизнесом думал заниматься он. Но затем инициативу перехватила старшая дочь Алина. Адриану больше интересно производство. В этом, по словам отца, оба сына похожи на него: им нужно, чтобы все отгружалось фурами, контейнерами, вагонами. А дочки — другие. Поэтому, когда Алина и Адриан обсудили этот вопрос между собой, сетью CU стала заниматься она.
Отец, конечно, погружен в проект, но больше как консультант. Управлением занимается дочь. «Во-первых, самому всем заниматься времени не хватит. Во-вторых, в тени ничего не растет, — объясняет свою позицию Шин. — Думаю, за эти два года дочь сильно выросла как управленец. Я стараюсь не вмешиваться. Только когда ей нужен совет. Например, я видел, что по ремонту принимались не совсем правильные решения, но ремарок не делал, пока Алина сама не попросила помощи. Тогда уже собрал планерку, объяснил, и буквально через месяц по каждому магазину бюджет удалось сократить на 20%. Я вижу, где и что еще можно оптимизировать. Но дочь должна сама к этому прийти».
Кухня
Шин ведет нас по магазину, показывая по пути ассортимент. Берет с полки треугольник. Называется «кимбап». Внутри — рис, тунец, кимчи, соус бульгоги, сверху — лист морской капусты. Сделано в Казахстане. Сейчас примерно 40 % товаров на полках CU — местного производства, 60 % — из Южной Кореи.
«Часть товаров из Южной Кореи нам напрямую поставляет BGF Retail. Вначале мы хотели работать с казахстанскими дистрибьюторами. Но, открыв буквально три-четыре магазина, поняли, что идея провалилась: не все выдерживают ритм и соблюдают сроки поставок», — говорит бизнесмен.
Многие продукты, например готовая еда, имеют очень короткий срок годности — до 36 часов, возить их из Южной Кореи нереально. Поэтому у CU Central Asia есть собственная кухня. «На самом деле это производство. Не такое большое, как «Шин-Лайн», конечно, но с полным циклом — от раздевалок для работников и складов до производственных линий», — иллюстрирует рассказ собеседник. Находится кухня в Байсерке. Сейчас здесь готовят 30 позиций для сети CU — кимбапы, салаты, стрипсы, корн-доги и другое. Нынешняя кухня рассчитана на 150 торговых точек, но, поскольку планы по охвату амбициозны, Шин уже взялся за строительство новой большой кухни там же, в Байсерке. Ее мощностей хватит на 350 торговых точек.
Финансовая независимость
За год в Алматы открылось 30 магазинов CU, на подходе еще 10. Разбег в стоимости открытия большой и зависит в первую очередь от площади, которая может составлять от 100 до 200 кв. м. «В среднем нужно около $150 тыс. на одну торговую точку, — прикидывает Шин. — Если говорить про кухню, то на маленькую нужно примерно $200–300 тыс., на большую, которая на 350 торговых точек, — $2 млн».
Ни сам бизнесмен, ни «Шин-Лайн» финансово не участвуют в CU — за этот вопрос полностью отвечает CU Central Asia. И сейчас компания ищет финансирование: проект большой, на несколько миллионов долларов, и финансово емкий, без банковских кредитов не обойтись. BGF Retail тоже не участвует финансово, но «очень хорошо помогает с отсрочками платежей при поставке товара».

Подводить итоги Шин пока не хочет. На вопрос, можно ли какой-то из 30 магазинов уже назвать прибыльным, отвечает: «Можно. — И уточняет: — Но мы так не рассматриваем, семья, как говорится, есть семья. Магазины, которые еще убыточны, только открылись. Новая торговая точка не может сразу взлететь, несколько месяцев нужно на узнавание и привыкание». На окупаемость всего проекта он отводит пять-семь лет.
Сейчас, по словам бизнесмена, CU Central Asia сосредоточена на определении оборотов и ассортимента. Понять, какие категории товаров стали самыми прибыльными для казахстанского CU, пока сложно. Как и определиться с тем, что доходнее — «магазин» или «кафе». В случае CU разделить непросто. «За кипяток для рамёна мы деньги не берем, — улыбается собеседник. — Сборов за обслуживание тоже нет: концепция не предполагает». К слову, в каждой торговой точке CU должно быть от 10 до 20 посадочных мест.
Корейская культура стала популярной в наши дни. Был ли расчет при открытии CU на любителей дорам, K-Food и K-Pop? «Это прозвучит неожиданно, но нет. Мы в целом делали ставку на молодежь от 18 до 30 лет. И таких посетителей у нас примерно 80 %, — отвечает Шин. Замечаем это, пока ходим с ним по магазину. — Но оказалось, что дети и подростки тоже к нам приходят. Как-то я встретил в магазине мальчика лет шести с мамой. Спрашиваю: «Откуда ты знаешь про CU?» Он с важностью отвечает: «TikTok!» Люди старшего возраста бывают редко». Безусловно, среди аудитории CU есть любители корейской культуры, и они, как говорит Шин, приходят целенаправленно. Но часть посетителей заходят просто потому, что это удобно: можно купить еду, тут же ее съесть и при этом «собрать» блюдо по своему вкусу.
Конкурирует ли CU с магазинами корейских товаров, которых довольно много в Алматы? Сначала Шин отшучивается, но потом все же называет фактор, с помощью которого собирается одолеть соперников. «Когда мы отточим все процессы и BGF Retail даст нам разрешение на субфраншизу, мы часть конкурентов превратим в наших партнеров. Полностью переоформим, сделаем реструктуризацию. И дадим им больше зарабатывать. Мы «зайдем» с другой стороны», — делится планами собеседник, уточняя, что держатели субфраншизы платят небольшой процент с оборота.
Сеть идет в Астану
Судя по озвученным цифрам, CU Central Asia действительно планирует агрессивный рост. «Вначале мы ставили себе задачу открыть 1200 торговых точек: примерно 700 в Казахстане, 300 — в Узбекистане и 200 — в Кыргызстане. Теперь, думаю, 1200 откроем только в Казахстане. Это задача до 2030 года. После Алматы, где по плану на 2025 год — 121 точка, выведем CU в Астану, затем — в Шымкент, Ташкент и Бишкек. В Алматы будем открывать магазины не только в центре. Мы пойдем туда, где есть клиенты», — говорит Шин.
Астану компания начнет осваивать уже в 2025 году. Здесь откроют свою кухню на 350 торговых точек и распределительный центр. «Сначала обкатаем там все процессы, сформируем коллектив. И уже будем готовы обслуживать торговые точки, которые начнем открывать в 2026-м», — делится планами Шин. Отдельная кухня в Астане нужна по тем же причинам: шесть-восемь часов на доставку из Алматы — слишком долго для продуктов со сроком хранения 36 часов.
Самостоятельно CU Central Asia будет открывать магазины в трех городах — Алматы, Астане и Шымкенте. Субфраншизу запустит на эти три города и на весь остальной Казахстан. «В будущем видение может поменяться, — не исключает бизнесмен. — Может, мы сами, например, в Караганду пойдем. Но пока планы такие».
CU превращается в food-кластер
В 2025 году Андрей Шин подписал меморандум с «Дэсанг» — одним из крупнейших в Южной Корее производителей продуктов питания, договор стороны планируют подписать в июне 2025-го. Компания открывает производство в Байсерке и станет частью food-кластера, который Шин строит вокруг CU. Проект food-кластера бизнесмен презентовал правительству в июне 2024-го, в марте 2025-го вышло постановление о создании этого объединения.
Идея Шина с созданием food-кластера грандиозна: он хочет привлечь сюда 50 производителей продуктов питания и уже ведет переговоры с сотней компаний. В первую очередь — с поставщиками BGF Retail в Южной Корее, чтобы они «помогли развивать казахстанский CU».

Их присутствие в Казахстане решит несколько проблем. Во-первых, сократит сроки доставки. Во-вторых, нивелирует дорожные риски: напитки, например, тяжелые и зимой могут замерзнуть в контейнерах, масло, которым покрыт ким — ингредиент для кимбапа и роллов, может прогоркнуть на жаре. В-третьих, производство «под боком» снизит цены на полках.
Бизнесмен амбициозен и обещает рано или поздно привести в Казахстан «всех производителей, продукция которых есть на полках CU». Завлекать их он думает перспективами рынка СНГ и якорем в виде CU Central Asia. Причем ему интересны не только сами производители, но и сопряженные с ними компании. Например, вместе с «Дэсангом» в food-кластер уже заходит поставщик упаковки — «сателлит», который «путешествует» с ним по всем странам присутствия. В Байсерке этой компании выделили под производство 500 «квадратов» с прицелом на 1000.
«Сейчас у нас идут переговоры с другими компаниями, думаю, в 2025 году подпишем еще несколько интересных контрактов, — интригует Шин. — Заведем в food-кластер партнеров не только из Южной Кореи, но и из Китая и Европы. Наша доля в СП с ними всегда будет меньше 49 %, кто-то будет работать самостоятельно, без нашего участия. Такие уже есть. Детали пока не раскрою. Скоро узнаете».
Как Шин будет выращивать капусту
«Дэсанг» — это компания с оборотом более $3 млрд в год. По некоторым позициям, например по кимчи, это абсолютный лидер в мире. В самой Корее — № 1 по соусам и полуфабрикатам, № 2 — по киму. «У нас с ними будет три проекта в Казахстане — совместное производство кима, переработка собственной сельхозпродукции и производство соусов», — рассказывает Шин.
Под производство кима в Байсерке уже строят здание на 3,5 тыс. «квадратов»: две линии хотят запустить в 2025-м. «В будущем основное производство кима мы перенесем в Астану. «Дэсанг» — большая компания, хочет присутствовать на рынке всего СНГ, в том числе в России. Из Астаны будем поставлять и в Россию, и в Беларусь, и на Кавказ, и в Центральную Азию. В этом случае нам и самим выгодно расположение производства в Астане», — делится географическими планами собеседник. Пока же линии ставят в Алматы, чтобы ускориться. «Объем инвестиций в этот проект — до $5 млн. Наша доля — 49 %», — говорит бизнесмен.

Второй большой и интересный проект с «Дэсангом» связан с переработкой сельхозпродукции. «Мы планируем выращивать на своих полях капусту для кимчи и редьку», — продолжает собеседник. Поля есть при «Шин-Лайне». Точнее, при его питомнике. Как-то Шин не смог купить в Казахстане несколько сотен канадских кленов для озеленения территории завода, пришлось заказывать три фуры саженцев в Польше. После этого решил: легче свой питомник создать. В 2025-м он хочет начать выращивать здесь дерево гинкго: для начала посадят 500 тыс. семян. В планах — вырастить 1 млн деревьев и посадить их по Казахстану.
При питомнике есть полгектара земли. Вот тут бизнесмен и попробует вырастить овощи и корнеплоды для производства CU. Не проще ли купить, например, капусту у фермеров? «Нужен особый сорт, его подберут нам агрономы из «Дэсанг», они приедут, проконсультируют, — отвечает Шин. — Помимо этого, нам важно качество сырья: от этого зависит вкус, который для продуктов, выпущенных в заводских условиях, должен быть стандартным и стабильным». Кимчи и другие корейские салаты из собственного сырья планируют поставлять не только в CU, но и в другие торговые сети. Полноценным выращиванием овощей и корнеплодов на больших площадях Шин планирует заняться в 2026-м, в акимате Алматинской области уже обещали выделить землю под посевы.
Третий проект с «Дэсангом» — производство жидких и сухих соусов. Работа по созданию линий уже началась, они рассчитаны на 100 тонн продукции в год.
«Шин-Лайн»: секреты, роботы, премиум
Перемещаемся на завод «Шин-Лайн» в Байсерке. Это новая локация на 45 га, о создании которой производитель мороженого объявил в марте 2021 года. В Байсерке купили три участка. Производственные «фишки» искали на 50 заводах по миру. «Такие мороженщики, как Unilever, Mars, Nestlé, по общим мощностям, безусловно, больше, чем мы. Но мы станем самой большой фабрикой мороженого именно на одной площадке, — рассказывает бизнесмен. — Достроим этот завод в 2025 году».
Переезд производственных мощностей в Байсерке начался в 2024-м. По предварительным сметам, стоимость оборудования составила 31,2 млрд тенге. Большая часть оборудования на площадке новая, покупки будут еще. Со старого завода в Алматы сюда перевезли пару необходимых линий. На прежней локации еще остаются линии по выпуску молока, масла и «кондитерки» для мороженого — вафельных стаканов, сахарных рожков и листов. Их транспортируют к концу этого года. «После поставим тот завод на реконструкцию на два года. А потом, еще через год, откроем там интересное производство. Какое — пока не скажу. С продуктами питания связано», — снова интригует бизнесмен.

В Байсерке у «Шин-Лайна» автоматизированная и самая большая в мире варочная — на 30 тонн в час, и еще одна — на 10 тонн в час. Владелец фабрики воодушевлен и раскрывает некоторые детали: «Раньше мы говорили: один наш цех выпускает 350 тонн мороженого в сутки. Но не называли количество цехов. Так вот — у нас их три. Один уже начали оснащать. Сейчас придет еще пять линий, и мы начнем второй цех укомплектовывать, к концу года — третий. Емкостей созревания, где смесь мороженого доходит до кондиции, у нас будет на 2000 тонн одновременного хранения. Это потенциал, обычно они загружены наполовину. То есть в день сможем выдавать 1000 тонн мороженого. Прошлый год мы закрыли с объемом больше 30 тыс. тонн, планируем расти не менее чем на 50 % ежегодно и дойти до объема 200 тыс. тонн мороженого».
Мы идем на склад. По пути Шин объясняет, зачем «принимает на работу» роботов и оснащает зону склада искусственным интеллектом: людям работать при минус 27 градусах очень сложно, плюс в следующем году здесь внедрят пониженное содержание кислорода — 14 %, чтобы замедлить окислительные процессы и повысить качество продукции.
Сейчас на производстве 10 роботов, 36 транспортерных систем и примерно 22,7 тыс. палето-мест — комплект купили у китайского производителя вместе с программным обеспечением. «Шин-Лайн» готовится приобрести еще один такой же за $10 млн для второго склада, который еще строится. И тогда оба склада будут объединены единой системой. Пока у роботов бывают ошибки, но металлические сотрудники быстро учатся. Например, когда на улице станет жарко, робот в свободное время начнет перемещать фруктовые льды ближе к зоне отгрузки. Потому что в прошлом году он уже «видел» этот сценарий. Чем больше истории, тем точнее работают роботы.
Попасть в самую холодную зону склада можно только в сопровождении специальных сотрудников: в одиночку опасно. Нам открывают двери и показывают, как работают шаттл и штабелёр.

Выйдя из холодного склада под апрельское солнце, мы завершаем разговор темой поставок мороженого в Саудовскую Аравию. В августе 2024-го «Шин-Лайн» подписал меморандум о сотрудничестве с Al-alameya Group. «В этом месяце отправляем в Саудовскую Аравию первые два контейнера (интервью записано в середине апреля. — Прим. ред.). Наконец-то! — не сдерживает радость владелец фабрики. — Мы долго проходили сертификацию и очень долго согласовывали маркировку».
Вместе с партнером «Шин-Лайн» построит в Саудовской Аравии завод по производству мороженого. Но прежде нужно выйти на определенный объем поставок из Казахстана. На это Шин отводит год-два, не считая 2025-го. В 2025-м в жаркую страну хотят отправить 20 контейнеров, или 160 тонн, мороженого. Возить далеко, но, как рассчитывает Шин, будет выгодно: за счет премиальности продукта казахстанский производитель намерен ставить «цену, которая его устраивает», и продавать свой продукт в дорогих районах. А далее, как планирует бизнесмен, мороженое «Шин-Лайн» пойдет в Дубай, Кувейт, Египет.
А еще Андрей Шин выходит на рынок частной медицины: в Алматинской области он построит многопрофильную больницу на 200 койко-мест. О том, что это будет за клиника и кто стал партнером бизнесмена, читайте в нашем материале.