Магжан Мадиев: Как цифровой майнинг помог Astana Hub

30669

IT-предприниматель рассказал о своих проектах

Магжан Мадиев
Магжан Мадиев
Фото: личный архив

Автор и генеральный директор Astana Hub, сооснователь казахстанского маркетплейса Naimi.kz Магжан Мадиев стал гостем YouTube-программы BaitassovLive. Он рассказал издателю Forbes.kz Арманжану Байтасову о том, как создавался Astana Hub, как технопарку помог цифровой майнинг, а также о том, с помощью какого лайфхака удалось привлечь $1 млн в 2015 году в стартап Naimi.kz, и об инвестициях от BI Group и Тимура Турлова.

Гость поделился такими цифрами: в 2020 году в Astana Hub было 400 резидентов, сейчас – 1400, в 2020-м выручка всех резидентов составила 30 млрд тенге, к 2024-му увеличилась до 400 млрд тенге. «В чем магнетизм Astana Hub?» – поинтересовался Байтасов. Мадиев ответил, что прежде всего – в модели проекта: она, по словам собеседника, правильная и «предпринимателецентричная».

И плюс к этому подействовали внешние «бустеры». В качестве первого «усилителя» Мадиев назвал пандемию коронавируса: в то время спрос на IT резко вырос, появилось много стартапов и IT-решений. В качестве второго – цифровой майнинг. «Меня ругают, что я это упоминаю, но все-таки не могу не отметить. В Astana Hub не было цифровых майнеров, но были компании, которые их обслуживали. Большой спрос на цифровой майнинг тоже стал определенным бустером. Но я скажу, что это не так уж и плохо, потому что это чисто экспортная выручка. Когда мы электроэнергию конвертируем в биткоин – это чистый экспортный продукт. Но потом было принято определенное решение в правительстве, и мы исключили все компании, которые обслуживали цифровой майнинг», – рассказал собеседник.

Еще одним фактором, повлиявшим на астанинский технопарк, Мадиев считает релокацию, бизнес-миграция, «связанную с определенными событиями». «Нам часто говорят: вам просто повезло, к вам релоцировались компании. А я вспоминаю, как мы ночами не спали, защищали преференции и всю систему строили. Это не просто «повезло». Мы были готовы к внешнему фактору и поймали тренд», – считает собеседник.

«Магжан сам предприниматель, сооснователь проекта Naimi.kz, который привлек на рынке более $2 млн, его стоимость сегодня – порядка $17 млн», – продолжил беседу Арманжан Байтасов, задав своему собеседнику вопрос, почему он решил заниматься бизнесом.

Мадиев рассказал, что высшее образование получал в Китае. В 2006 году, в 17 лет, поехал сначала в Пекин, затем в Шанхай. Там он обучался китайскому языку, международным финансам, углубленно изучал Китай как страну, стал китаистом. По его словам, в то время бизнес с Китаем сильно рос, многие студенты занимались предпринимательством. Эта участь не миновала и его. В 2007 году он привозил из Китая в Казахстан первые айфоны. В 2011-м Мадиев с друзьями, видя, как развивается «Вконтакте», решили создать казахстанскую социальную сеть, над проектом работали втроем и сумели привлечь несколько тысяч пользователей.

В студенческие годы Мадиев запускал несколько стартапов и, по его словам, «провалил их, но зато получил хороший опыт». Когда вернулся после учебы в Казахстан, твердо решил стать предпринимателем. Открыл digital-агентство. У друга было клининговое агентство. А потом еще один друг предложил объединиться и сделать маркетплейс. Такого слова в обиходе тогда не было, поэтому проект назвали агрегатором (речь идет о Naimi.kz – F).

В 2015-м удалось привлечь в него $1 млн в качестве инвестиций. «Мы использовали лайфхак: сняли видео для YouTube, в котором сказали, что мы молодые предприниматели и что за три месяца привлечем миллион долларов инвестиций, а если не получится, то разыграем свой автомобиль среди всех, кто сделает репост. Тогда была популярная сеть «Вконтакте», Instagram только набирал популярность. У нас получилось 5 тыс. репостов, пошел хайп (хотя в то время такое слово тоже не использовали). И на нас начали выходить инвесторы. Один крупный предприниматель в нас поверил, подписал договор и перевел первый транш – порядка $250 тыс. Для нас это были большие деньги, мы сняли большой офис, начали набирать сотрудников», – рассказал собеседник.

Но тогда друзья еще не до конца понимали, что IT-бизнес – это другая стихия, другие подходы. Начали набивать первые шишки, экономика проекта перестала срастаться, финансовая и бизнес-модель посыпались. «Мы пошли к инвестору и сказали, что меняем бизнес-план. Нам, основателям, тогда урезали зарплату до одной МЗП, это было, кажется, 20 тыс. тенге. Пришлось крутиться, самообучаться, искать других инвесторов, пытаться выжить», – вспоминает собеседник.

В итоге ребята нашли второго инвестора, а первый вышел из проекта, причем с приростом («Это был редкий кейс для Астаны», – комментирует Мадиев). Третьим инвестором стал BI Group. «Но на очень не продолжительный период: у BI изменилась стратегия, и нас попросили вернуть инвестиции. В то время мы познакомились с Тимуром Турловым (основатель Freedom Holding Corp., №5 в рейтингах богатейших и самых влиятельных бизнесменов – 2023). Насколько я знаю, наш проект стал одним из первых стартапов, в которые он инвестировал. Это был 2019 год. BI Group мы вернули деньги, но не с выгодой, кажется, а столько, сколько взяли. Турлов – профессиональный венчурный инвестор, который понимает цифровой бизнес, и мы с ним очень комфортно работаем пятый год», – рассказал Магжан Мадиев.

Дальше собеседники вернулись к проекту Astana Hub. Подробнее об этом – в полной версии программы на YouTube.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить