Что ждет казахстанский бизнес в 2016

Свои прогнозы на наступивший 2016 дает партнер консалтинговой компании Margo&Partners Денис Казановский

Фото: rovergroup.ru

Очевидно, что наступивший год будет намного интереснее 2015-го. Я расскажу, что видим мы через призму своего опыта, проектов, бизнеса клиентов и друзей. 

1.  Самое явное, что нас ждет в 2016 (об этом написана не одна статья) – банкротство местного бизнеса. Бизнеса, который раньше жил за счет госзакупок. Бизнеса, который рос из-за того, что много лет рос рынок, на котором он работает. Рынки в ближайшее время будут не расти, а сжиматься. И бизнес, который раньше не задумывался над своей эффективностью и не стремился угодить клиентам, будет банкротиться. Это плохо для собственников этих бизнесов, но хорошо для других компаний.

2. Курс доллара к тенге. На мой взгляд, в этом вопросе все прозрачно и предсказуемо. Достаточно обратиться к двум вещам: это история курса тенге к доллару за все время существования нашей республики и экономическое состояние нашего северного соседа, которое напрямую влияет на курсы валют соседних государств. Больше и добавить нечего – смотрите и делайте выводы;

3. Стагнация рынка недвижимости. Во-первых, на этом рынке в ближайшие три года будет передел. Во-вторых, этот передел уже начался – это видно по строительным компаниям, которые росли, как грибы, только из-за роста рынка. И, в третьих, продавая по себестоимости, бизнес не сделаешь, а сейчас большинство стройкомпаний рады будут, если жилье продастся хотя бы «в ноль». Есть еще один важный фактор: на казахстанский рынок уже зашли и продолжают заходить сильные мировые игроки, у которых есть свои «длинные» деньги. А отечественный бизнес, даже крупный, остается неконкурентоспособным. К сожалению или к счастью, но любая стройка тянет за собой огромное количество компаний, которые заняты в смежных отраслях.

4. Нужно начать думать в тенге. Да, именно нужно. Получить сверхприбыль в долларах – это уже за гранью фантастики. Конечно, недропользователям и экспортерам только лучше от слабого тенге, но сколько их?

5. Есть и хорошие ожидания. Пока кто-то банкротится, освобождается доля рынка, которую они занимали. Эту долю получат компании, которые заботятся о своей конкурентоспособности. Скорее всего, обогатиться сразу благодаря этому не получится, но как только  рынок снова начнет расти, именно они станут лидерами и получат прибыль сполна. Все-таки кризис в голове одних – это огромные возможности в головах других;

6. В 2016 мы узнаем новые имена бизнесменов, которые раньше просто не могли пробиться сквозь плотный слой предпринимателей, осваивающих только государственные бюджеты. Конкурентоспособность заставит обратить на них внимание.

7. Компании начнут разбиваться на ниши. Вертикальное производство – это хорошо и прибыльно, но непросто. Построить вертикально интегрированную компанию может команда профессионалов, но в большинстве случаев оказывается так, что сложно сделать конкурентоспособной и одну сферу бизнеса выстроить. Этот тренд уже заметен. Компании оставляют от одного до трех самых прибыльных направлений, а остальное пытаются продать или отдать в управление управляющей компании с хорошей командой. Таких мало, но они есть. И это выход. Конечно, придётся делиться прибылью с такими компаниями, но это нормально;

8. В 2016 неожиданно «выстрелят» необычные сферы бизнеса – те, на которые ранее многие не обращали внимания. Эти сферы будут стабильно расти и хорошо зарабатывать. И многие компании, занятые в них, захотят остаться локальными, предпочтут остаться в своих городах, а не разрастаться в сети и не выходить за пределы Казахстана.

9. Люди. В 2016 и в последующие годы будет важен профессионализм команды. Все идет к тому, что «дорогой» профессионал будет качественно выполнять работу за пятерых, а стандартных специалистов будут сокращать (конечно, уникальных профессионалов в узкой нише никто не отменял).

10. Завершающий пункт трендов 2016 по праву принадлежит эмоциональности во всем. Первую скрипку будут играть эмоциональные продукты, эмоциональные бизнесы, WOW-эмоции в сервисе, которые будут создавать целые сообщества «заряженных» людей, готовых с радостью нести деньги в такие компании. Такие продукты будут дороже, но будут по-прежнему хорошо продаваться. WOW-компании будут получать хорошие прибыли и быстро развиваться. И такие продукты и компании будут еще ярче на фоне всеобщей серости.

Наверное, кризис научит всех нас думать на перспективу; мы начнем созидать и ожидать хороших доходов через 5-12 лет, а идеи позволяющие снять сливки в первые три года, канут в Лету. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


партнер консалтинговой компании Margo&Partners

 

Статистика

9601
просмотров
0
комментариев
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

Комментариев нет

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой статье.