Философия кайдзен научит казахстанский бизнес эффективности

19280

В пятницу, 21 августа, в фонде «Даму» в Алматы стартовал пилотный проект поддержки малого и среднего бизнеса с помощью внедрения на практике философии кайдзен. В течение 8 месяцев избранные предприятия города будут учиться оптимизировать свои производства, чтобы улучшить их эффективность

Фото: Роман Суханов
Хаджиме Сузуки, эксперт по внедрению философии кайдзен.

Чему училась Toyota

Впервые философию бережливого производства кайдзен стали применять в Стране восходящего солнца ещё в годы восстановления после Второй мировой войны в ряде японских компаний, включая Toyota. С тех пор философия стала распространяться по всему миру, и особенно популярной стала после выхода в 1986 книги «Кайдзен» Масааки Имаи. Правда, в ней было больше теоретических изысканий, чем практических, потому ещё несколько специалистов-практиков совершенствовали методику. Эта философия фокусируется на непрерывном улучшении процессов производства и разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления. Кайдзен подразумевает постоянное улучшение и приверженность всех сотрудников предприятия – от высшего руководства до рядовых рабочих. При этом реализация кайзден на предприятии требует относительно небольших материальных затрат.

Принципы кайдзен – это фокус на клиентах, непрерывные изменения во всех сферах организации производства, честное признание проблем, пропаганда открытости между отделами компании, создание рабочих команд, развитие самодисциплины сотрудников предприятия, самосовершенствование каждого из них. Компании, следующие философии кайдзен, и их сотрудники показывают впечатляющие результаты в работе.

В Фонде «Даму» решили помочь казахстанским предприятиям оптимизировать производство по японской методике. Пилотный проект был запущен совместно с Японским агентством международного сотрудничества в области поддержки МСБ в Казахстане (JICA) и Казахстанско-японским центром развития человеческих ресурсов (KJC). 21 августа в стенах «Даму» состоялся предварительный информационный семинар, на который были приглашены бизнесмены. Некоторые из них уже знают о чудесах японского метода производства и жаждут внедрить его у себя.

Управляющий директор - член правления «Даму» Габит Лесбеков.

- Предпринимателям важно не только оказание государственной финансовой поддержки в виде субсидий кредитов, гарантий залога и льготных кредитов, - сказал в своем приветственном слове управляющий директор - член правления «Даму» Габит Лесбеков. - Не менее важным в развитии бизнеса является повышение компетенции предпринимателей. Фонд всегда делал на этом акцент и проводил работу в этом направлении. В частности, «Даму» проводит курсы предпринимательства. Сегодняшний семинар рассчитан на действующих предпринимателей, которые занимаются производством.

По словам Габита Лесбекова, он не раз посещал предприятия, внедривших кайдзен, и был свидетелем того, как им помогла японская философия.

- Кажется, что она затрагивает очень простые вещи, которые применяются для оптимизации производственного процесса. Но в результате кайдзен дает существенный эффект повышения производительности. Например, на одном предприятии работали 120 человек. Благодаря внедрению кайдзен компания смогла оптимизировать штат до 70 человек и при этом повысить производительность на 30%. Думаю, кайдзен принесет пользу многим казахстанским компаниям, - говорит управляющий директор «Даму».

Сила кайдзен – в простоте

Директор Казахстанско-японского центра развития человеческих ресурсов Жанар Оразгалиева.

Директор KJC Жанар Оразгалиева рассказала о плане работы пилотного проекта. Так, фонд «Даму» совместно с Казахстанско-японским центром развития человеческих ресурсов центром отберет 6 компаний, которые заинтересованы во внедрении кайдзен. Проект стартует в сентябре 2015 и продлится 8 месяцев.

За это время Хаджиме Сузуки, эксперт по внедрению кайдзен – инженер-консультант, уполномоченный правительством Японии, посетит отобранные предприятия для проведения диагностики. В её ходе будут выявлены текущие проблемы компании, даны рекомендации по её улучшению, после чего эксперт разработает план работы для каждого предприятия. В результате внедрения бережливого производства компании ждет повышение производительности, улучшение качества оказываемых услуг или товаров, снижение расходов, повышение безопасности на предприятии.

Руководитель отдела бизнес-программ Казахстанско-японского центра развития человеческих ресурсов Эрика Алимбекова.

Руководитель отдела бизнес-программ KJC Эрика Алимбекова рассказала об успехах казахстанских предприятий, которые внедрили кайдзен.

- В одной компании на строительной площадке находился обычный мусор. Наши рабочие привыкли к этому, считая, что так и должно быть, - говорит Эрика Алимбекова. - После того, как компания прошла семинар по кайдзен, теперь все территории предприятия находятся в чистоте. Стройматериалы стали отгружаться не хаотично, а в специально созданных зонах. Были организованны полочки, на которые рабочие складывают инструменты, и теперь не нужно ходить и искать их по всему предприятию.

Во дворе другой компании много лет находился склад, куда сотрудники сваливали всякое барахло. Директор предприятия по кайдзен решил ликвидировать склад. Руководитель встретил активное сопротивление сотрудников, но настоял на своём. Склад ликвидировали, отчего образовалось большое свободное пространство, на котором обустроили автомобильную парковку. Так решилась проблема стоянки машин сотрудников предприятия.

Эффективность кроется в деталях

Третья компания владеет большим офисным зданием в Астане и сдаёт в аренду помещения. Здесь постоянно сталкивались с жалобами клиентов – то лампочку у них не могут поменять несколько дней, то клиентов у лифта скапливается целая толпа. И арендаторы стали массово уходить.

Когда специалисты по кайдзен стали выяснять, в чём заключаются проблемы, обнаружилось следующее. Электрик здания долго выполнял свою работу, потому что ему было трудно постоянно носить с собой тяжелую лестницу-стремянку с 1-го по 7-й этаж. Тогда электрику купили лестницы на каждый этаж. И работа пошла быстрее.

Люди скапливались у лифта на первом этаже, потому что не знали, где находится лестница. Стоило только поместить указатель, как часть людей, которым нужно было подняться на 2-3 этажи, с удовольствием стали ходить пешком, и нагрузка на лифт уменьшилась.

Доходило до совсем банальных вещей. Стоило только рекомендовать одному из сотрудников компании навести порядок на рабочем столе, как тут же отыскался давно потерянный, но очень нужный документ. А компания уже собиралась потратить на его восстановление 600 тыс. тенге.

В кайдзен мелочей не бывает. Потому консультанты даже у уборщиц поинтересовались, что им мешает в работе. Технички ответили: когда они прислоняют швабры к стене, они постоянно соскальзывают и падают на пол, и уборщицам постоянно приходится нагибаться вниз. Тогда в компании купили специальные резинки-насадки на ручки швабр, которые предотвращают скольжение.

Сейчас этот бизнес-центр почти полностью заполнен довольными арендаторами.

Консультировать участников пилотного проекта «Даму» будет опытный гуру Хаджиме Сузуки. Он уже приступил к отбору компаний, которые изъявили желание работать совершенно по-новому.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить