Как мы пролетели с ВТО

14270

Серикжан Мамбеталин, независимый политик, эколог, бывший вице-президент Торгово-промышленной палаты РК: «Сегодня Казахстан не только защищает российского производителя, но и доплачивает то, что потерял бюджет РФ от вступления в ВТО»

Когда шли переговоры о создании Таможенного союза, одним из условием казахстанской стороны было вступление в ВТО если не раньше, то одновременно с Россией. Причиной являлось то, что Казахстан в переговорах с ВТО продвинулся намного дальше и был уже в двух шагах от подписания соглашения. Затем, под давлением Кремля, министр экономической интеграции Жанар Айтжанова, которая была главным переговорщиком от Казахстана в ВТО, практически забрасывает работу в Женеве и переключается на документы по Таможенному союзу. Другой переговорщик, Тимур Сулейменов стал министром по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии, сидит в Москве и вообще выпал из переговорного процесса по ВТО.

В результате Россия, в очередной раз кинув (здесь и далее выделено автором. - F) партнеров  по Таможенному союзу? вступила в ВТО год назад, в августе 2012 года (хотя должны были входить вместе, или даже мы раньше) . А перспективы Казахстана по вступлению остаются неясными. Более того, теперь нам нужно по некоторым позициям проводить переговоры заново, с учетом нашего участия в ТС.

Приведу пример для наглядности с автомобильными импортными пошлинам. До вступления в Таможенный союз пошлины были ниже, чем в России, что совершенно справедливо, так как у нас нет своего автомобилестроения. Но выше, чем в Кыргызстане, так как наши южные соседи вступили в ВТО при Акаеве. Вы можете заметить, насколько ухудшилось качество автомобилей на дорогах после входа [Казахстана] в ТС, ведь народ поставили перед выбором: либо российские авто по цене западных, либо совсем старые и дешевые. Сегодня, например, «Тойота Калдина» 2001 года выпуска продается в РК по цене $12 тыс., тогда как в соседнем Кыргызстане ее можно купить всего за $4 тыс. Мне могут возразить, что в Казахстане тоже собирают автомобили. Не нужно никого обманывать. Те предприятия, которые собирают отвертками «шкоды» и др., практически не создают добавленную стоимость, так как все запчасти производятся вне Казахстана. И увеличение количества собранных комплектов говорит о том, что при высоких пошлинах отверточная сборка становится особенно выгодной, чтобы избежать пошлин.

При этом в России уже второй год идет постепенное снижение импортных пошлин, так как страна взяла на себя обязательства по ВТО.

Получается, что житель Казахстрана платит сегодня бОльшую импортную пошлину, чем россиянин! А если учитывать, что пошлины сначала попадают в общий котел, а потом делятся в непонятной пропорции, то казахстанцы сегодня платят часть пошлины в российский бюджет. Мы не только защищаем российского производителя, но и доплачиваем то, что потерял российский бюджет от входа в ВТО. Может, хватит себя держать за лохов, просто выйти из Таможенного союза и войти в ВТО?

Примечание. Мнение автора не обязательно совпадает с позицией редакции.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить