Зачем La Scala исполнит «Реквием» Верди на ЭКСПО 2017 в Астане?

Казахстанский экономист Берлин Иришев, живущий и работающий в Париже, выяснил, какую культурную программу подготовили для посетителей ЭКСПО 2017 организаторы выставки

Проект городка ЭКСПО в Астане.
Иллюстрация: weproject.kz
Проект городка ЭКСПО в Астане.

Глобальное потепление, связанное с чрезмерным выбросом СО2 – результатом индустриальной эйфории – с каждым днём становится все более актуальной угрозой для планеты. Осенью 2015 в Париже состоялась всемирная Конференция по вопросам климатических изменений (COP 21). Важность события была подтверждена участием глав почти 150 государств. Но ещё до этого саммита серьезность проблемы была представлена на сцене миланского La Scala... оперой под конкретным названием «СО2».

В мае 2015 был рад возможности прослушать эту оперу в зале знаменитого итальянского театра. Я был поражён мастерству постановщиков и исполнителей, которые сумели так ярко показать на сцене эту глобальную проблему. После  оперы сомнений у зрителя не оставалось: загрязнение земной атмосферы создаёт внешние метеофеномены, которые уже явно проявляются в различных уголках планеты в форме наводнений и цунами, ураганов, засухи и пожаров. К слову, один из главных загрязнителей планеты - США в эти дни испытывает последствия невиданного снегопада после серий торнадо.

На сцене театра La Scala климатолог Адамсон экзаменует практический экологизм и гипотезу Геи Джеймса Лавлока (1979). Перед зрителями появляется очеловеченная Гея, которая и повествует о катастрофическом ущербе, причинённом ей человеческим родом: он уничтожил атмосферу и нарушил календарные циклы земного шара. После этого рассказа Адамсон предсказывает апокалипсический конец мира…

Подчеркну: эта глобальная проблема преподносится языком искусства. Именно поэтому у меня возникла идея порекомендовать эту оперу нашим организаторам ЭКСПО 2017, и я сразу же написал несколько писем организаторам ЭКСПО и некоторым структурам энергетического сектора в Казахстане с просьбой рассмотреть вопрос резервирования труппы исполнителей миланской La Scala на период проведения ЭКСПО в Астане. Тем более что параметры сцены оперного театра в Астане не уступают параметрам миланской сцены. Отмечу, что я намеревался также связаться с Министерством культуры и информации РК, однако электронная почта ведомства оказалась недоступной. (Кстати, не понимаю зачем было тратить большие деньги на создание электронного правительства, если министры остаются недоступными или просто закрывают доступ к почте, чтобы им не мешали жить).

Но на полях ЭКСПО в Астане в это время кипели другие страсти - вокруг бюджетного пирога, и гипотеза Лавлока о предстоящей гибели планеты никого не интересовала. Не реагировали и энергетические структуры. Боясь упустить возможность предварительного резервирования труппы, я вступил в переговоры с руководством Миланского театра.

Театр, в отличие от казахстанских структур, не заставил долго ждать ответа. В письме директор театра сообщал, что на этот период Казахстан уже заказал «Фальстаф» Верди и его же «Реквием».

Пытался найти взаимосвязь между этими шедеврами и темой ЭКСПО – «энергия будущего».

Шекспировская история виндзорских проказниц и дворцовых заговоров, положенная в основу «Фальстафа», никак не увязывалась с сюжетом ЭКСПО. Есть, конечно, интересные детали, например, когда ловкие пройдохи обчищают карманы, а ловелас Фальстаф не может оплатить счёт. Но такой сценарий (возможный на этапе строительства выставки) никак не увязывался с темой «энергия будущего».

Такая же неувязка «Реквиема» с темой ЭКСПО. Это произведение как похоронная месса прозвучало в годовщину смерти писателя Мандзони. С какой дальней целью на сентябрь 2017 заказывается  похоронная месса в цветущей Астане и причём тут Мандзони?

Не лучше ли в таком случае играть на сцене Астанинской оперы национальные спектакли «Абай» и «Кыз-Жибек»? По крайней мере, колорит событий и костюмов наших предков и чистота экологии того времени воспринимались бы как идиллия энергии будущего. При этом огромный финансовый эффект в кризисный период: экономятся сотни тысяч евро и миллионы тенге, а местные артисты не портят статистику по занятости.

Такая постановка вопроса оказалась бы беспредметной, если бы этот же знаменитый театр не подготовил потрясающий спектакль, имеющий очень близкое к теме выставки название – «СО2». Появись он в столице Казахстана – посетители выставки из разных стран восприняли бы нас адекватно понимающими тему ЭКСПО 2017 – «энергия будущего».

На «выставке будущего» все должно быть связано с будущим без похоронной мессы.

За наше будущее без катаклизмов и катастроф.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


управляющий партнер Parlink Consulting (Париж)

 

Статистика

20689
просмотров
4
комментария
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

4 комментария

Nurzhigit Dosanov

«уже и к спектаклю докопались ), к тому же уверен что 90% Казахстанской публики не видели ни «Фальстафа», ни «Реквиема», так что думаю народ с удовольствием пойдет, что касается репертуара с нац колоритом..., то про это уже была статья, Астана Опера вовсю готовится ко встрече иностранных гостей во время проведения ЭКСПО 2017. »

28 января 2016 в 17:59
kazira3

«Реквием Верди - классная вещь! Есть у меня на пластинке в записи (1974-75 г.г.) лейпцигского оркестра и хора с 4 солистами (времен ГДР). В тексте, (который тогда я переводила из любопытства), во второй части - "День гнева" - идет речь о предсказании - "свершится суд и превратится мир в прах". Так что к теме экспо-2017 есть привязка!»

29 января 2016 в 01:50
EC

«Берлин мырза, Сіздің ұсынысыңыз дұрыс, жан-жақты қамтыған, терең, ойыңыз асқақ...»

1 февраля 2016 в 08:38