Компания Арсена Томского получила разрешение на покупку сервиса «Рядом»
Сделку одобрило Агентство по защите и развитию конкуренции РК
Сделка по приобретению онлайн-сервиса быстрой доставки «Рядом» (входит в состав Choco Holding) компанией inDrive, основанной Арсеном Томским (11-е место в рейтинге 75 богатейших бизнесменов Казахстана — 2025), получила одобрение антимонопольного органа — Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК). Об этом узнал Forbes Kazakhstan.
Как выяснилось, процедура согласования АЗРК прошла в августе текущего года и стала завершающем звеном в интеграции, объявленной сторонами еще в январе. С этого момента сервис официально начал работать под брендом inDrive.Продукты, а inDrive получила контроль над ним.
По словам руководителя сервисов быстрой доставки в inDrive Нуркена Рзалиева, сделка не предполагает изменений в управлении. «Основатели и ключевые сотрудники продолжают руководить операционной деятельностью. Мы предоставляем доступ к аудитории, инфраструктуре, инвестициям и технологиям inDrive, включая AI-инструменты, которые помогают оптимизировать маршруты, персонализировать ассортимент и повышать эффективность логистики», — уточнил он.
Собеседник пояснил, что интеграция «Рядом» входит в глобальную стратегию по трансформации приложения inDrive в суперапп. При этом компания применяет адаптивный подход, учитывая специфику локальных рынков. «В Казахстане мы видим потенциал для развития направлений ежедневного спроса — срочной доставки продуктов, готовой еды и базовых товаров. Основной фокус — крупные и густонаселенные районы, где такой сервис особенно востребован», — объяснил Рзалиев.
По данным inDrive, средний пользователь сервиса оформляет более девяти заказов в месяц, что отражает регулярный характер покупок. В свою очередь около 90% заказов сейчас доставляется экологичным транспортом или пешими курьерами, а зимой будет использоваться формат доставки на электровелосипедах и через партнерские решения, добавил представитель компании.
В то же время он обратил внимание, что Казахстан станет пилотным рынком, после чего inDrive планирует протестировать продуктовую вертикаль на зарубежных площадках.
«Масштабирование inDrive.Продукты за пределы Казахстана — естественный следующий шаг. Мы рассматриваем рынки Латинской Америки и Азии, где у inDrive уже есть устойчивая пользовательская база и сильное локальное присутствие. Возможны разные модели выхода — от собственных дарксторов до партнерских интеграций с локальными игроками. Из-за чувствительности темы мы пока не можем раскрывать все направления, над которыми ведется работа. Однако в целом можем отметить, что инвестируем в развитие продуктового направления и видим высокий потенциал в проектах с социальным эффектом — от доступа к качественным готовым блюдам до доставки базовых товаров», — поделился некоторыми подробностями собеседник.
Напомним, что в январе основатель Choco Holding Рамиль Мухоряпов в разговоре с Forbes Kazakhstan раскрыл информацию, что после завершения сделки контрольный пакет «Рядом» перейдет к inDrive. «У inDrive будет чуть больше 50%, а у Choco — остальное. Почему было принято такое решение? Потому что это отличная возможность для развития и выхода на рынки других стран. Это лучше, чем просто владеть 100% компании, но которая развивается только локально, а так мы можем получить глобальный рынок. InDrive представлен в 46 странах, и в некоторых из них рынок такси принадлежит им на 50–60%, как в некоторых странах Латинской Америки», — рассказал он.
По словам Мухоряпова, подготовка к сделке заняла около года. Ее сумму он тогда не назвал, сославшись на то, что информация не подлежит разглашению «по просьбе inDrive».
Известно только, что сделку провели через венчурное подразделение компании New Ventures, корпоративный отдел inDrive, «ориентированный на инвестирование в стартапы с высоким потенциалом на развивающихся рынках».
На момент подписания соглашения «Рядом» управлял сетью из 19 дарксторов в Алматы и Астане. Каждый даркстор обслуживал радиус до 1,2 км, обеспечивая доставку продуктов и готовой еды в среднем за 15 минут.
В Choco Holding входит сервис коллективных покупок Chocolife.me, сервис доставки еды из ресторанов Chocofood, сервис автоматизации ресторанов Choco Smart Restaurants, сервис поиска врача iDoctor. В 2023 году Choco продал свои онлайн-тревел-сервисы Aviata и Chocotravel холдингу Freedom за $32 млн, а в 2021-м — долю в сервисе HR Messenger компании Avito.