От медицинских кушеток до тележек: как бизнес выживает в кризис

Филолог по образованию создала бизнес по оснащению медицинских комплексов и полевых госпиталей

Фото: архив пресс-службы

Производить медицинскую продукцию и продавать услуги в этой сфере непросто ввиду жесткой регулируемости индустрии со стороны государства. Но при желании и правильном подходе в бизнесе возможно создать собственное производство и занять нужную нишу.

«Терра Вита» – казахстанская компания из Семея, производящая качественную медицинскую мебель и оборудование и поставляющая свою продукцию по всему Казахстану, готовится выйти на рынок России.

Компания «Терра Вита» существует на рынке с 2007 и была основана предпринимательницей из Восточного Казахстана Насихат Исабаевой.

По образованию я филолог, работала в школе. В 1988 у меня родился ребенок-инвалид, ради которого я оставила работу. В 1990-е годы мой супруг предложил мне заняться аптечным бизнесом. Начали мы с небольшой аптеки в одной из городских поликлиник. Занимать у кого-то в долг мы боялись, поэтому вложили все наши сбережения – примерно $1000. За медикаментами ездили в Новосибирск и Барнаул. Бизнес шел достаточно успешно, и в 2002 я создала компанию по оптовой реализации медикаментов. Изъездила вдоль и поперек весь Восточный Казахстан, проводила встречи главврачей и медперсонала поликлиник и больниц с представителями иностранных фармацевтических компаний, – рассказывает Исабаева.

В 2006 она стала развивать новое направление бизнеса – оптовую реализацию медицинского оборудования и изделий. Для развития дела она посещала выставки медицинского оборудования и изделий в разных странах, а также проводила мониторинг казахстанского рынка, чтобы найти свою нишу. Однако в какой-то момент Исабаева поняла, что хочет наладить собственное производство.

- Мы не торопились с развитием производства. Набирались опыта, посещали разнообразные профильные конференции и выставки, экспериментировали на своей производственной базе. Подбирали материалы, поставщиков, оборудование для производства, работали над дизайном и функциональностью. Конечно, наш первый шкаф для лабораторий получился топорным. Но постепенно мы начали производить качественные кушетки, носилки, различные столики, штативы для инфузионных вливаний. В 2011 компания получила регистрацию на реализацию товаров, связанных с риском для здоровья пациентов. Это была новая ступень в нашем развитии, – рассказывает бизнесвумен.

Первый рывок случился в 2012–2013. Тогда по проекту «Деловые связи» АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”» Исабаева прошла обучение в Астане. Тогда же ей пришла идея производить мебель из полипропилена, а не из металла, как это делают все. Так «Терра Вита» стала первой компанией по производству подобной мебели. Благодаря этому предприятие получило один из первых своих крупных заказов по оснащению лаборатории Восточно-Казахстанской областной больницы в Усть-Каменогорске.
Еще один серьезный проект, в котором компании довелось поучаствовать и оценить свои силы, – развертывание полевого госпиталя.

- Мы не были успешными с первых дней. Конечно, мне было бы легче поставлять товары мировых производителей. Но в какой-то момент мне стало обидно, что Казахстан просто сырьевая база и площадка для импорта товаров. А ведь те финансы, которые уходят из страны, могли бы оставаться внутри государства. Например, сушильный шкаф для лабораторий поставляют в Казахстан 10 компаний. Но это не такое сложное оборудование, его можно производить и у нас, – рассказывает директор производства.

Вера в конкурентоспособность отечественных производителей стала причиной того, что предпринимательница стала искать поставщиков материалов в Казахстане, стремясь довести до максимума местное содержание на своем производстве. Сейчас доля отечественного сырья составляет 60–70% в конечном продукте.

Эти два фактора – местное производство и содержание – позволяют выпускать продукцию, доступную по цене.

- В качестве примера приведу кровать для родов. Финская кровать компании Merivaara стоит около 2 млн тенге, наша кровать – 800–900 тыс. тенге, – уточняет Исабаева.

Последний экономический кризис заставил компанию сбавить обороты.

- По итогам 2015 наш объем продаж составил всего 58 млн тенге. У нас было так мало заказов, что мы стали делать товары народного потребления: ворота, решетки на окна, тележки для перевозки грузов, охлаждающие столы для рынков. Мы брались за любой заказ, чтобы производство не простаивало. Думаю, тактика подстроиться под обстоятельства и переориентировать производство на короткий срок помогла нам выстоять в кризис, – отмечает глава «Терра Вита».

Еще одним вызовом для компании стало вступление Казахстана в ВТО. Этот неотвратимый процесс является стимулом для интенсивного развития производства с целью повышения собственной конкурентоспособности.

- У нас есть пятилетний переходный период, нам нужно идти в ногу со временем, делать производство наукоемким. Сейчас мы готовим к регистрации более 10 наименований. Так, мы намерены производить ожоговую кровать со специальным охлаждающим компрессором, – рассказывает о планах на будущее Исабаева.

С целью ускорения развития она воспользовалась одним из инструментов поддержки МСБ через фонд «Даму». В рамках «Дорожной карты бизнеса» компании как предприятию сектора обрабатывающей промышленности для развития был выделен кредит в сумме 56 млн тенге под 7%.

- Финансы от фонда “Даму” были потрачены на выкуп производственной базы, закуп нового оборудования и необходимого сырья. Ежемесячные выплаты составляют 620 тыс. тенге, но при этом львиная доля этой суммы идет в счет погашения основного долга, а не на погашение банковских процентов, – делится бизнесвумен.

Стоит отметить, что за все годы существования компании полученная прибыль направлялась в оборот для дальнейшего развития предприятия.

- Сегодня объемы нашего производства нельзя назвать большими. Но и продукция у нас специфическая, поэтому главным является ее качество и долговечность. Тем не менее по сравнению с 2015 объем продаж компании вырос практически в два раза и достиг 113 млн тенге в год. На момент запуска предприятия ассортимент состоял из 20 наименований, а сейчас их более 300. Штат увеличился с шести человек до 25. Кроме того, нашу продукцию можно встретить по всему Казахстану. А с 2017 мы планируем выйти на российский рынок. Нам есть что предложить на экспорт, – рассказала Исабаева.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

4209
просмотров
 
 
Загрузка...