Эколог: 80% выбросов в Алматы — это ТЭЦ и частный сектор

15337

Об этом заявил Жарас Такенов, международный консультант по экологии и устойчивому развитию, на Kazakhstan Urban Conference в четверг, 12 декабря

ФОТО: Страница Facebook Павла Александрова, автора сайта AirKaz.org
"Наш главный дракон смога - ТЭЦ- 2"

Обсуждение будущего Алматы впервые прошло в акимате города. «Это признак открытости городской администрации», - отметил аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, для которого сидеть в зале, а не в президиуме, тоже было в новинку.

Кроме градоначальника, в зале заседаний было много известных лиц: эксперты, общественные деятели, активисты, бизнесмены, в том числе входящие в список Forbes.kz. Темой разговора была стратегия «Алматы-2050», не так давно представленная акиматом.

Открывая форум, его председатель Ельдар Абдразаков (№40 рейтинга самых влиятельных бизнесменов - 2019) назвал три главных вызова для города: экология, безопасность, транспорт. Вокруг них и строилась дискуссия.

Постановка отдельной темой экологического состояния Алматы обрадовала эксперта Жараса Такенова. Во время своей презентации «Как улучшить окружающую среду в Алматы?» он показал слушателям фото, сделанное NASA. На изображении из космоса хорошо видны ярко-синие Иссык-Куль и Капшагай, белые шапки Тянь-Шаня, коричневые низины. А вокруг слова Almaty – серо-бурое облако.

- 80% выбросов — на «совести» ТЭЦ и частного сектора, - считает Такенов. - 15-20% приходится на транспорт, 70% - это три ТЭЦ, на негазифицированный частный сектор — 15%.

Почему теплоэлектроцентрали такие вредные? Потому что жгут экибастузский уголь с зольностью 42-45%, объяснил эколог. Причём именно при сжигании этого угля образуются очень мелкие частицы, плохо улавливаемые фильтрами.

- В 2007 году был разработан регламент, предполагающий установку новых котлов, - напомнил спикер. - Но, посчитав, что это дорого, в 2010 техрегламент изменили и действующие котлы остались « легитимными», хотя они выбрасывают в 3,3-6,3 раза больше мелких частиц

А эти частицы, рм-10 и рм-2,5, имеют абразивные свойства — то есть они «царапают» не только фильтры и технику, но и лёгкие жителей, вдыхающих загрязнённый воздух.

Решение проблем ТЭЦ должно стать составляющей национальной политики страны, уверен эксперт.

- Надо прекратить практику увода ТЭЦ от ответственности, - добавил он и перечислил насущные меры для исправления ситуации: - Использовать уголь не более 39% зольности, автомобильное топливо классом не ниже евро-5, перевести весь частный сектор и общественный транспорт на газ.

Все новые объекты недвижимости спикер посоветовал сразу снабжать автономными источниками воды и тепла. А для решения других экологических проблем — полуразрушенной арычной системы, стихийных мусорных свалок, уничтожения зелёных насаждений — Такенов предложил определять единый ответственный орган, который бы занимался комплексными решениями по каждому названному вопросу: отдельно по арыкам, отдельно по свалкам и т. д. Под занавес своего выступления эколог, по его же выражению, «замахнулся» на политический вопрос: предложил в рамках пилотного проекта ввести в Алматы местное самоуправление.

Проблему ТЭЦ-2 затронула в своём выступлении и ректор АУЭС Сауле Сагинтаева. Она сообщила, что в университете разработана система очистки выбросов ТЭЦ, не требующая перестройки на газ и тем самым резко сокращающая затраты.

Вообще, о том, что у многих задач уже есть решения, и придуманы они были ещё 5, 10, а то и 15 лет назад, говорили многие спикеры.

Елена Ерзакович, эксперт в области городской мобильности, например, напомнила, что в 1994 году собирались пустить троллейбус на Медео, а в 2013, впервые в СНГ, в Алматы принята 10-летняя стратегия развития транспорта.

- Можно писать стратегии, но нужно начинать действовать, - сказала она. - Если нам не будет чем дышать, то нам уже и двигаться не надо.

Решения, названные Ерзакович, были конкретными. В сфере индивидуального транспорта снизить количество перемещений на короткие расстояния, ввести строгий контроль за техническим состоянием машин (2/3 авто в Алматы не соответствует Евро-4, а 190 тыс. городских машин отвечает только требованиям Евро-0-2). В сфере общественного транспорта полностью отказаться от закупок дизельной техники; перевозчикам платить «за километр, а не за пассажира, который сегодня есть, завтра нет», то есть субсидии должны зависеть от качественной работы, а не от количества перевезённых пассажиров. Кроме того, уверена Ерзакович, нужен единый оператор перевозок.

- Мы долгие годы вкладываем в металл, а системы подготовки кадров не было и нет, - назвала она ещё одно «узкое место». - А ведь сейчас никто не кричит о дырах в полах автобусов, сейчас все жалуются на безобразное поведение водителей.

Коммунальный транспорт тоже требует перевода на газ и электричество.

- Акимат, прежде чем уговаривать население переходить на газ, должен показать пример и перевести свой парк на газ. Новая техника для госнужд и квазигоскомпаний должна быть как минимум на газе, а если это реально - на электричестве, - отметила спикер.

В стратегии не было уделено внимания корпоративному транспорту, но, по словам Ерзакович, в рамках корпоративной ответственности легко разработать стратегии по устойчивой мобильности: перевести технику на газ, ввести программы эковождения для персонала (это выгодно, можно снижать расход топлива на 15%). Сейчас большой объём корпоративного транспорта ездит на дизельном топливе, а это источник самых вредных веществ для человека.

Упомянула спикер и «немоторизированный транспорт» - многократно осмеянные велосипеды и скутеры.

- Мы должны его развивать дальше, другого выхода нет. С появлением электродвигателей для велосипедов и скутеров поток многократно возрастает, поэтому необходимо развитие инфраструктуры для них, - сказала Ерзакович и пролила бальзам на души алматинцев: - Астане ЛРТ не нужно, оно нужно нам! Транспорт — это социальная услуга, и он должен быть переориентирован на сервисную модель. Нужно менять убеждение, что общественный транспорт - для бедных.

Аким Алматы во время своего выступления фактически поддержал мнение Ерзакович, заявив, что город отказывается от закупки дизельного траспорта:

 

- В последнее время было множество обновлений автобусного парка. Видимо, задача стояла у нас быстрее обновляться, мы покупали работающие на хорошем дизеле автобусы. Теперь мы ставим задачу: то, что купили, то купили, а дальше или газ, или электроавтобусы. Никаких дизельных не будет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить