Цифровые номады

12957

Как казахстанский стартап привлекает подписчиков на Indiegogo

Алена Ткаченко и Кайрат Ахметов — сооснователи стартапа Nommi
Фото: Андрей Лунин
Алена Ткаченко и Кайрат Ахметов — сооснователи стартапа Nommi

В конце 2017 года Алена Ткаченко и Кайрат Ахметов запустили на краудфандинговой платформе Indiegogo кампанию по сбору средств на создание персонального mi-fi- роутера Nommi – устройства, которое, по их утверждению, обеспечит удобное и недорогое подключение к интернету в любой точке мира. К моменту завершения кампании проект собрал $92 587. Сооснователи стартапа рассказывают Forbes Kazakhstan о кочевниках цифровой эпохи, а также о том, почему сделать продукт удобным в использовании не менее важно, чем изобрести его.

Куда приводят мечты

К созданию Nommi (производное от слова nomad и термина mi-fi – мобильная точка доступа) каждый из компаньонов шел своим путем. За плечами технического директора Кайрата Ахметова учеба в Московском физико-техническом институте, работа в казахстанских и российских IT-компаниях, открытие в 2006 году Open Technologies Group, которая по сей день успешно работает на рынке, в частности представляя в Астане интеллектуальную систему видеофиксации «Сергек». Опыт работы на стыке IT и телекоммуникационной отрасли помог собственному делу: именно телеком обеспечивает стабильный доход, который позволяет развиваться даже в периоды сезонных спадов спроса на софтверные заказы.

Через какое-то время молодой предприниматель заинтересовался разработкой стартапов. «Не все проекты «выстрелили», но любая неудача – это опыт. Можно сказать, что в Nommi я, как технарь, применил все свои знания в области телекома, «железа», программного обеспечения. Но для того, чтобы добиться успеха, технической базы может оказаться недостаточно. Примерно в 2015-м пришло понимание, что для успешного продвижения разработок нужен соратник, специалист в сфере маркетинга», – говорит Ахметов.

В этой роли выступила нынешний генеральный директор проекта Алена Ткаченко. Получив по окончании КазНУ в 2011 году диплом экономиста, она поработала в казахстанском, а затем в российском подразделениях одной из крупных международных компаний в сфере FMCG. Когда в команду московского офиса пришли специалисты из Google и Yandex, Ткаченко поняла, что работа в digital-сфере привлекает ее гораздо больше, чем FMCG. Цифровая индустрия развивалась высокими темпами, открывала больше перспектив для профессионального роста.

Вернувшись в Казахстан, Ткаченко устроилась в QIWI, а затем запустила свой первый предпринимательский проект – школу программирования Loveto Code. «Хотя год спустя я отошла от операционной деятельности, до сих пор занимаюсь сегментом В2В, инициативой «Час кода». Но основная проблема заключалась в том, что школа программирования все же ограничивается локальным рынком, а мне всегда было интересно попробовать себя на международном уровне», – поясняет собеседница.

Идея проекта по разработке устройства, обеспечивающего современных кочевников – путешественников удобным и надежным доступом в интернет, как нельзя лучше соответствовала амбициозным планам обоих. Она зародилась в 2015-м, но всерьез за реализацию команда взялась в начале 2017 года.

Деньги любят счет

Разработчики уверены, что в эпоху, когда коммуникация посредством интернета стала важной частью нашей жизни, роутер Nommi станет незаменимым. «Во всем мире мобильный интернет обходится достаточно дорого. В США, например, подключение к тарифу с более или менее приемлемым объемом трафика и быстрым интернетом обойдется примерно в $80. Особенно неудобно, когда вы приезжаете в страну на пару недель, а оператор вынуждает покупать месячный тарифный план. Потом вы храните сим-карту в надежде воспользоваться ею во время следующей поездки, но оно так и не наступает. В этом плане Nommi представляет собой хорошую альтернативу и покупке местной сим-карты, и роумингу», – рассказывает Ахметов.

Технологически продукт включает несколько компонентов. Так, «виртуальная» сим-карта eSim позволяет автоматически подключаться к оператору сети, когда пользователь приезжает в новую страну, и таким образом обслуживаться по выгодному тарифному плану. «Подобные решения уже работают на мировом рынке, и мы протестировали все доступные устройства, предоставляли их реальным клиентам, прежде чем взяться за разработку своего гаджета. Лишь проанализировав все плюсы и минусы конкурентов, начали работать над Nommi. То есть мы не изобретали колесо, а всего лишь попытались сделать его максимально удобным», – поясняет Ткаченко.

Mi-Fi роутер Nommi
Фото: Илья Давидович
Mi-Fi роутер Nommi

Наряду с необычной формой гаджета «фишкой» казахстанской разработки, по словам Ахметова, является технология duo wi-fi. Интеллектуальная сеть позволяет устройству автоматически выбирать оптимальные условия подключения и тем самым экономить сотовый трафик, а также включает базу паролей от сетей wi-fi. На сегодняшний день собрано более 1 млн паролей, впоследствии их база будет пополняться силами самих пользователей. «Когда вы зайдете в кафе, вам не придется спрашивать пароль у официанта. Nommi автоматически сканирует сети, проверяет качество интернета и подключает пользователя к нужной сети. В общественных сетях, где есть риск утечки данных, по умолчанию активируется встроенный VPN. При этом пользователи могут подключать к роутеру свои VPN-серверы, если не доверяют нашим. Эта «фишка» особенно нравится нашим подписчикам на Indiegogo», – говорит Ахметов. Как он утверждает, за счет «умного» переключения между сетями 4G и wi-fi устройство обеспечивает экономию более чем на 70%.

Необычный облик Nommi разработала отечественный дизайнер Анастасия Леонова, над прошивкой поработали специалисты из Астаны. Сборка устройства будет производиться в Китае. Для того чтобы найти фабрику, способную изготовить роутер нестандартной формы с нестандартным чипом, Ткаченко ездила на специализированную выставку в Шанхай. Будет организована поставка устройства по всему миру из Поднебесной. «Около $20 000 составят затраты на изготовление формы корпуса, еще столько же или чуть больше – на разработку мобильного приложения, через которое будет осуществляться подключение, примерно в $15 000 обойдется разработка платы. Все это лучше делать в Китае, хотя на нас выходила одна из казахстанских компаний. Возможно, впоследствии мы обратимся и к услугам китайских инженеров. У нас нет стремления делать чисто казахстанский продукт, сегодня даже iPhone собирают в Китае. А о родине Nommi расскажет размещенная на корпусе устройства маркировка Designed in Kazakhstan», – отмечает Ахметов.

Уроки краудфандинга

На первых порах авторы вложили в разработку около $30 000 собственных средств; позже поняли, что для дальнейшей реализации идеи необходимо привлечь инвесторов. Первым проект Nommi поддержал бизнес-ангел, партнер венчурного фонда I2BF Global Адиль Нургожин, затем средства вложили менеджер команды Astana Motorsport Кайрат Жумагатов и генеральный директор Documentolog Байжан Канафин. Нургожин, за плечами которого собственный опыт выхода на Kickstarter с проектом Amir Watches, о котором писал Forbes Kazakhstan, поделился с молодыми старт­аперами нюансами краудфандинга.

Стремление посредством Nommi рассказать о Казахстане всему миру мотивировало команду, но предприниматели понимали, что местный рынок слишком мал для того, чтобы рассматривать его в качестве целевой аудитории. Вместе с тем важно было понять, вызовет ли продукт интерес в других странах, сделав это без лишних и критичных на первых порах затрат. Для выполнения этой задачи краудфандинг подходил как нельзя лучше. Примерно 800 человек, ориентируясь лишь на представленную на сайте информацию, уже заплатили деньги за продукт, который получат только через полгода.

Для выхода на Indiegogo казахстанцы обратились к услугам профессионального американского агентства, специализирующегося на размещении на краудфандинговых площадках. Это обошлось в $10 000, еще примерно $15 000 пришлось вложить в рекламную кампанию. Оценивая полученный опыт, Ткаченко признается, что, если бы пришлось выходить на краудфандинг заново, больше внимания уделила бы видеопрезентации: «Мы сделали ролик практически бесплатно, умудрившись собрать команду из режиссера, оператора, монтажера. Но сейчас не пожалели бы заложить в бюджет несколько тысяч долларов на более профессиональное видео, сделали бы переозвучку, чтобы текст читал носитель английского языка, и добились бы более высокого результата».

Еще один момент, который, считают авторы проекта, не позволил получить максимум отдачи, связан с фактором времени. По ряду причин запуск кампании пришлось перенести с конца октября, как планировалось, на начало декабря – время рождественских распродаж, когда крупные корпорации стремятся выжать максимум из торговли гаджетами, а покупатели заинтересованы в приобретении подарка здесь и сейчас, а не спустя несколько месяцев. Впрочем, даже несмотря на это, сумма, которую удалось собрать, втрое превысила скромные планы.

Покупателям будут доступны две модели роутера: обычная Nommi Slim и Nommi Power, дополнительно снабженная переносным зарядным устройством. Заказ slim-версии на краудфандинге стоил $60, версии, снабженной пауэрбанком, – $75, что примерно вдвое ниже цены, по которой инициаторы проекта планируют продавать устройство в рознице.

«Краудфандинг помог нам убедиться в неправоте скептиков, утверждавших, что Nommi никому не интересен. На сегодня 40% заказов поступило из США, 8% – из Сингапура, на третьем месте – Казахстан. Среди тех, кто оформил предзаказ, – граждане Швейцарии, Германии и Японии, то есть представители достаточно богатых стран, тем не менее не желающие переплачивать за роуминг или зависеть от перебоев с 4G. Верной оказалась и идея того, что люди предпочтут более дорогую опцию, дополненную зарядным устройством», – говорит Ахметов. К завершению кампании 60% заказов пришлось на Nommi Power, еще около 10% – на комбо-упаковку с двумя моделями. Появились потенциальные партнеры из числа дистрибьюторов, увидевшие, что проект достаточно серьезен.

Сами создатели Nommi надеются монетизировать проект не столько за счет продажи устройства, сколько через подписку на сотовый трафик, которую оформят пользователи. «Мы стремимся продавать Nommi практически по себестоимости, поэтому с точки зрения краудфандинга нам интереснее получить больше подписчиков, чем собрать более крупную сумму, хотя, конечно, чем больше денег собрано, тем лучше. И все же главный ресурс – это доверие, которое мы сумели завоевать», – уверен Ахметов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить