На собеседование с машиной: как казахстанский бот помогает нанять людей на работу

18812

Каждый месяц с ним общаются 3,5 млн кандидатов

Руслан Абдулганиев - основатель и CEO HR Messenger
ФОТО: © Андрей Лунин
Руслан Абдулганиев - основатель и CEO HR Messenger

В конце прошлого года онлайн-платформа «Авито Работа» инвестировала $1,2 млн в казахстанский стартап HR Messenger, став таким образом первой на российском рынке компанией, инвестировавшей в чат-боты в области HR. HR Messenger, чат-бот на базе официального бизнес-аккаунта в WhatsApp, – это комплексный сервис, упрощающий выполнение рутинных процессов в сфере HR, помогающий вывести на более высокий уровень работу специалистов в области управления персоналом и улучшить отношения между сотрудниками.

Каждый месяц с ботами HR Messenger общаются 3,5 млн кандидатов, в числе клиентов более 50 компаний, входящих в топ-200 ведущих работодателей России, а также крупные казахстанские компании, в частности Beeline, Home Credit Bank, Magnum. Выручка проекта за 2021 год выросла в четыре раза. «Скептикам, удивляющимся, как «несчастный чат-бот» умудрился сделать такие деньги, я отвечаю, что при грамотном подходе и с профессиональной командой даже с чат-ботом можно построить успешную компанию», – говорит основатель и CEO HR Messenger 37-летний Руслан Абдулганиев.

Неслучайная случайность

Для него и его команды создание оказавшегося впоследствии чрезвычайно успешным стартапа начиналось не как профильный бизнес, а как жест дружеской поддержки. Окончив Казахстанско-турецкий лицей в родном Жезказгане, Руслан поступил в Казахский университет международных отношений и мировых языков, обосновался в Алматы. Получив в 2006 году диплом специалиста в области международных отношений, устроился на работу в БТА Банк. Спустя три года, когда настало непростое время для всего банковского сектора и для финансового института, молодой человек решил получить дополнительное образование и по программе «Болашак» отправился изучать основы финансового управления в США, в Корнелльский университет, славящийся сильной предпринимательской школой. Два года учебы в Америке изменили мировоззрение Руслана: перспектива работы в корпоративном секторе уже не казалась такой привлекательной, как раньше, и, отработав немногим более года в ЕАБР, он решил открыть собственный бизнес.

«В 2013 году Казахстан переживал бум электронной коммерции, открывались интернет-магазины, набирали силу такие игроки, как Chocofamily, и логично было ожидать всплеск развития сервисов, обслуживающих этот сектор. Поэтому моим первым проектом стала служба доставки из интернет-магазинов «Тройка». К слову, Choco стали нашими первыми клиентами и первыми инвесторами, а с его основателем Рамилем Мухоряповым нас с тех пор связывают деловые и дружеские отношения», – рассказывает Руслан.

Однако надежды на рост рынка не оправдались, к тому же, как показала практика, сам бизнес курьерской доставки из интернет-магазинов оказался низкомаржинальным и сложным для начинающего предпринимателя. Проработав полтора года, Руслан решил не отказываться от проекта в области логистики, но переориентировался на магистральные перевозки. Так появилась логистическая компания 20tonn, специализировавшаяся на доставке грузов из России. «Если, будучи стартапом по курьерской доставке, мы не зарабатывали ничего, то этот бизнес оказался более маржинальным и рентабельным, да и мы набрались опыта и научились зарабатывать достаточно, чтобы запустить новые проекты, а главное – сформировался костяк будущей команды. В то время к нам пришел, например, основной программист, который по сей день работает на всех наших проектах», – говорит собеседник.

На волне популярности тренда на shared-экономику они решили разработать своего рода Uber для отрасли грузоперевозок, но идея не сработала: ни водители, ни компании не горели желанием выводить из тени рынок, привыкший работать по «черным» и «серым» схемам. За полгода разработанное командой 20tonn мобильное приложение снискало популярность, ежедневно системой пользовались 3000–4000 водителей-дальнобойщиков, только все попытки монетизации цифровых продуктов успеха не принесли.

«Мы написали в WhatsApp бота-диспетчера, который помогал бы дальнобойщикам найти заказы, договориться с заказчиком – словом, автоматизировал бы шаблонные коммуникации. Но монетизировать этот продукт в логистической сфере, для которой он и был разработан, не удалось. Спустя некоторое время коллеги одной из дружественных компаний попросили нас помочь с наймом менеджера по продажам, и тогда мы решили доработать бота, адаптировав его под нужды HR. Переписали сценарий, вместо водителей подключили кандидатов с Head Hunter – и уже через полчаса увидели, что на собеседование записались 30 человек», – вспоминает Руслан.

Дорога за рубеж

В 2017 году на казахстанском рынке практически не было решений для автоматизации работы HR-департамента и рабочий день рекрутера состоял из нескольких десятков звонков кандидатам, многочисленных собеседований и составления отчетов. «На обзвон кандидатов тратятся колоссальные ресурсы. Сейчас HR Messenger оброс многими фишками, но изначально основная его задача заключалась в том, чтобы избавить рекрутера от необходимости делать 70–80 шаблонных звонков в день», – поясняет Руслан. Изучив ситуацию в хорошо знакомой банковской сфере, он понял, насколько актуальна проблема автоматизации рекрутинга, но возникал вопрос: в какой мере сможет ее решить бот с ограниченным на первых порах функционалом? Когда первый клиент – Евразийский банк – подписал контракт со стартапом, авторы проекта осознали привлекательность работы с крупным бизнесом.

ФОТО: © Андрей Лунин

«Мы понимали, что в Евразийском поверили нам авансом, было много требований по доработке. Следующим клиентом стала компания Philip Morris, и на протяжении полугода мы «пилили» продукт только для тех, кто уже работал с нами. С точки зрения пользователя все выглядит довольно просто: бот отправляет в WhatsApp сообщения с приглашением на собеседование. Но на самом деле все гораздо сложнее. У компаний сотни различных вакансий, несколько рекрутеров, нужна настройка различных сценариев, аналитика – в общем, мы разрабатывали систему администрирования бота», – объясняет основатель HR Messenger.

Когда количество клиентов выросло до десятка, проект привлек первые инвестиции – от казахстанского венчурного инвестора Мурата Абдрахманова и фонда I2BF, свою долю также заимел холдинг Chocofamily. Тем временем Руслан, изначально создававший свое детище с прицелом на глобальный рынок, начал более предметно изучать возможности развития за пределами Казахстана. Ближайшим рынком, несравнимо более крупным и в то же время близким по менталитету, оказалась Россия. Там в то время активно продвигались голосовые технологии и функции рекрутинга выполнял голосовой бот «Робот Вера» (проект со временем закрылся, но сделал главное – показал российскому бизнесу возможность автоматизации звонков), а также крупные компании, занимавшиеся разработкой чат-технологий под ключ. В отличие от последних решение HR Messenger выглядело более масштабируемым и гибким.

Отчасти, признается Руслан, новичкам сопутствовала удача: знакомая, работавшая в крупнейшем российском рекрутинговом агентстве Kelly Services, рассказала коллегам о казахстанском стартапе, и сотрудничество с крупным игроком, предъявлявшим жесткие требования, позволило значительно усовершенствовать бот. Работая на российском рынке, команда HR Messenger столкнулась с локальными нюансами. В Казахстане бот показывал конверсию на уровне 15–20% – столько кандидатов подтверждали собеседование. В России же первый результат не превышал 3%. Позже выяснилось, что это были кандидаты из базы практически «мертвых» клиентов, до которых сотрудники кол-центра не могли дозвониться несколько раз. История навела на важную мысль: некоторым представителям сегментов «серых» и «синих» воротничков – курьерам, продавцам-консультантам – физически неудобно отвечать на звонки в течение рабочего дня, к тому же телефонный звонок с неизвестного номера часто воспринимается как попытка влезть в чужую жизнь. С мессенджером таких проблем не возникает: диалог с ботом можно вести в любое время и сообщение всегда можно перечитать.

После доработки бота и подписания договора с Kelly Services продвижение в России пошло активнее: крупные компании доверяли проекту, снискавшему уважение крупного рекрутингового агентства и хорошо зарекомендовавшему себя на рынке. Сегодня большая часть клиентов HR Messenger представлена компаниями, работающими в среднем и крупном бизнесе. «Мы знаем проблемы и потребности этого сегмента, понимаем, как там работать. При этом очевидно, что по количеству компаний рынок МСБ на несколько порядков больше, но там есть свои нюансы. Если даже в крупных компаниях функции HR сильно недооценивают, то в малом бизнесе зачастую отсутствует сама служба по управлению персоналом, ее функции выполняют офис-менеджер или бухгалтерия, и руководители не видят смысла тратить деньги на внедрение отдельного решения для HR», – комментирует Руслан.

Люди и технологии

Касательно того, как оптимально сочетать преимущества технологий и лучшие профессиональные и человеческие качества в такой завязанной на человеческом факторе сфере, как HR, Руслан отмечает, что никогда не позиционировал свой продукт в качестве конкурента специалистам по управлению персоналом. «Мы видим свою миссию в том, чтобы избавить рекрутеров от рутины, постоянной переработки и дать возможность более качественно выполнять работу, которую они умеют делать лучше всего – быть экспертами в определении людей. Если раньше рабочий день рекрутера состоял из 70 звонков и 10 наспех проведенных собеседований, то благодаря тому, что HR Messenger берет на себя рутинную работу, собеседования проводятся более качественно и риск принять на работу неподходящего человека ниже. Мы дарим рекрутерам суперспособности, помогаем им стать настоящими HR-специалистами, но без профессионалов в сфере управления персоналом мы никто», – говорит Руслан.

По оценкам основателя, HR Messenger дает возможность снизить нагрузку на рекрутеров на 50% и увеличить пропускную способность отдела рекрутинга в 2 раза. Продукт помогает составить аналитические отчеты и на пике внедрения снижает на 50% все затраты на процессы трудоустройства. Еще одно направление, в котором бот хорошо зарекомендовал себя, – реферальные программы. У некоторых клиентов компаний до 30% вакансий закрывается за счет внутренних рекомендаций, что способствует колоссальной экономии бюджета. Сегодня команда работает над тем, чтобы снизить стоимость найма кандидата.

Одно из главных достоинств HR Messen­ger, особенно актуальное в последние годы, когда на рынке появилась концепция найма в день обращения (one day hire), – это оперативность. Работодатель не может позволить себе на протяжении нескольких дней анализировать, подходит ли ему тот или иной кандидат, а в бот можно «зашить» автоматические системы оценки, его можно интегрировать со службой безопасности клиента, со сторонними базами, содержащими информацию о человеке. Проверка личности кандидата будет занимать не несколько дней, как раньше, а менее получаса.

«Все говорят, что написать бота легко. Но интегрировать его в рабочий процесс каждого клиента, подобрать тексты, которые дадут высокую конверсию по разным специальностям и вакансиям, сделать так, чтобы решение стабильно работало в масштабе и было не менее эффективным, чем рекрутер, совсем не легко. Именно сочетание этих характеристик делает наш проект по-настоящему серьезным», – поясняет Руслан.

С проблемой масштабирования компания столкнулась по мере роста клиентской базы. Притом что по количеству обрабатываемых клиентов среди чат-ботов HR Messenger является лидером российского рынка, до сентября прошлого года вся команда находилась в Казахстане. Примерно с того же времени более чем в 3 раза выросла численность персонала – сегодня в HR Messenger работают 52 человека.

Стратегический альянс

В 2019 году HR Messenger объявил новый раунд инвестиций и привлек порядка $400 тыс. Лид-инвестором выступил Мурат Абдрахманов, в проект также вошел частный инвестор из России. На протяжении следующего года проект рос за счет привлеченных средств, за 2020–2021 годы выручка HR Messenger выросла в 10 раз. Когда весной прошлого года основатель задумался об очередном раунде инвестирования, то встал перед выбором – либо привлекать венчурное финансирование, либо развиваться вместе со стратегами.

ФОТО: © Андрей Лунин

«Нам всегда везло с инвесторами, и на этот раз мы решили, что самое время создать альянс со стратегом. Для нас в приоритете российский рынок, а Avito – лидер среди тех стратегов, которые действуют в нашем сегменте, у них богатый опыт и экспертиза, сложная система. Развивая направление «Avito Работа», они хотят дать клиентам более целостный сервис, так что вместе мы, скорее всего, будем работать над консолидацией решений, разработкой единого решения под ключ. Важным фактором стало и то, что в лице Avito мы нашли замечательную команду близких по духу людей», – комментирует решение собеседник. Для казахстанской компании, отмечает также Руслан, альянс с крупным российским игроком может означать возможность менее рискованного входа в сегмент МСБ, на долю которого приходится значительная часть клиентской базы «Avito Работа».

После достижения договоренностей с руководством «Avito Работа» холдинг Chocofamily вышел из проекта, его долю выкупил Мурат Абдрахманов. Минувший год ознаменовался для команды HR Messenger еще одним событием. Вместе с одним из своих клиентов, сетью Magnum, компания вышла на рынок Узбекистана. Специфика местного рынка, в частности необходимость работать не с WhatsApp, а с Telegram, диктует свои нюансы, но в целом основатель позитивно оценивает перспективы развития в этой стране.

В целом, считает Руслан, потенциал автоматизации в области управления персоналом огромен, не случайно за последние годы на казахстанском рынке появилось несколько успешных стартапов в области HR-tech. Рынок труда стремительно меняется, эти перемены первыми чувствуют на себе крупные компании, и они не могут оставить без внимания новые тренды. Снижение рождаемости, наблюдавшееся в первой половине 1990-х, дает знать о себе сегодня дефицитом молодых специалистов и ростом конкуренции за существующие кадры. Настоящую революцию на рынке труда произвела пандемия: появилось множество профессий, для которых не обязательно физическое присутствие на работе, достаточно иметь ноутбук и хороший интернет. «Удаленка» становится актуальна для массовых специальностей, и конкуренция за кандидата на должность сотрудника кол-центра или менеджера по продажам вышла на глобальный уровень.

В таких условиях недостаточно купить доступ к базе работного сайта, чтобы закрыть несколько позиций. Компании чаще задумываются над тем, как оцифровать коммуникации, повысить оперативность общения с кандидатом, и внедрение цифровых решений становится требованием времени. И преимущества таких решений не только в том, что они помогают сотрудникам HR-служб быть более оперативными, отмечает Руслан. «Позитивный момент я вижу в том, что компании начинают задумываться об истинных функциях HR, а это в большей степени не наем, а удержание персонала. Наша задача – помочь своим клиентам, и мы будем развивать HR Messenger в этом направлении», – резюмирует предприниматель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить