Как Google for Startups и Astana Hub прокачивают стартапы

21671

Казахстан стал первой в Центральной Азии страной, где запущен акселератор совместно с мировой корпорацией

Вручение сертификатов участникам первого потока Silkway Accelerator
Вручение сертификатов участникам первого потока Silkway Accelerator
ФОТО: архив пресс-службы

Мир изменился. Все и всё переходят в онлайн, рынок труда становится независимым от локации компаний и сотрудников, а IT-предприниматели теперь мечтают стать не «единорогами», а «декакорнами». Самое время усиливать позиции IT-индустрии в стране – создавать условия для появления новых проектов и помогать существующим. Мы пообщались с основателем Astana Hub Магжаном Мадиевым и фаундерами нескольких стартапов и узнали, зачем IT-бизнесам нужна «прокачка» и чем уникален Silkway Accelerator, второй поток которого уже стартовал в Astana Hub.

В Казахстане – впервые

«Во всем мире наблюдается тренд на цифровизацию и автоматизацию рутинных задач. С одной стороны, это открывает большие возможности для IT-предпринимателей, а с другой – требует от них постоянного развития. В Astana Hub мы работаем над тем, чтобы казахстанские IT-специалисты и стартапы становились конкурентоспособными на международном уровне», – говорит Магжан Мадиев и приводит в пример проекты технопарка, которые направлены на это: программа Tech Orda, школа alem (ее планируют масштабировать), Silkway Accelerator.

Магжан Мадиев
Магжан Мадиев
ФОТО: архив пресс-службы

Silkway Accelerator – это партнерский проект Astana Hub и Google for Startups. Программу акселерации для стартапов корпорация Google открыла в 2011 году: она «связывает основателей проектов с нужными людьми, продуктами Google и лучшими практиками, чтобы помочь стартапам расти». Итог реализации программы за 11 лет – 50 коворкингов и акселераторов в 125 странах.

В этом году впервые акселератор в партнерстве с Google for Startups запущен в Казахстане – в Astana Hub, причем принять в нем участие могут проекты не только из Казахстана, но и из соседних стран. Первый поток стартовал в июле этого года, и в конце сентября на IT-форуме Digital Bridge 2022 в Астане участники получили сертификаты об окончании программы.

Зарабатывать играя

Желающих принять участие в первом потоке акселератора было много: организаторы получили 330 заявок от проектов из Казахстана и стран Центральной Азии, Азербайджана и Монголии.

Айдос Рыскельдинов
Айдос Рыскельдинов
ФОТО: архив пресс-службы

Айдос Рыскельдинов, founder и CTO iDos Games, – создатель одного из 15 «наиболее привлекательных» стартапов, прошедших отбор в первый поток. Его проект – это экосистема мобильных игр Play-to-Earn, соединенная единой токеномикой, NFT-маркетплейсом и экономикой игр. На сегодняшний день есть две игры: ShootGun и 2048 Cube Crypto IGT. «Мы строим экосистему именно для мобильных игр, – рассказывает стартапер об отличиях своего проекта. – Большая часть наших конкурентов разрабатывает игры для ПК, для браузеров, тем самым заведомо ограничивая свою аудиторию».

Участвовать в акселераторе Айдос Рыскельдинов решил потому, что захотел «испытать свои возможности, услышать экспертное мнение от трекеров, а также улучшить лидерские качества». Обучение, говорит он, проходило не всегда гладко. «Вначале все фаундеры сопротивляются, потому что считают, что у их стартапа нет проблем. В процессе обучения мышление поменялось, и мы обрели хорошие, дружеские отношения с нашими трекерами. Наставниками у нас были Алексей Добрусин, Татьяна Хасанова и главный трекер – Алишер Хасанов», – рассказывает Айдос Рыскельдинов. Для СЕО стартапа, по словам собеседника, акселератор был особенно важен: программа помогла ему улучшить познания в продуктовой аналитике и выстраивании стратегии компании. Результат отразился и в цифрах. До прохождения акселератора у проекта было около 105 000 игроков, теперь – 165 000, число активных пользователей в месяц выросло с 20 000 до 47 000, количество транзакций внутри игры увеличилось с 1 000 до 2 000.

Хорошие результаты получили и другие участники первого потока. Например, стартап Smoothly (приложение, помогающее пользователям уснуть под успокаивающие звуки и мелодии) достиг 30 тыс. скачиваний, причем по большей части – юзерами из США и Канады. Кроме того, приложение вошло в топ-100 в App Store Канады и Австралии в категории «Здоровье и фитнес». Продажи проекта Tripsome.com (занимается бронированием билетов на мероприятия) за три месяца участия в акселераторе превысили продажи, которые были у стартапа за 17 месяцев до прохождения программы. Кроме того, проект запустил веб-сайт в Казахстане, заключил контракты более чем с 30 местными партнерами и осуществил первые продажи в стране.

Как стартапу обрести себя

Программа Silkway Accelerator рассчитана на стартапы на стадиях развития Product/Market Fit – с наличием первых продаж и Scale-масштабирования, ее задача – улучшить результаты участников и помочь им выйти на зарубежные рынки. Поэтому неудивительно, что в числе участников первого потока оказался, например, naimi.kz – проект, который давно известен и активно работает на рынке. «Нам было важно, чтобы стартапы уже имели определенные показатели и опыт, детально понимали недостатки и преимущества своего проекта, чтобы иметь возможность помочь им достичь максимальных результатов за три месяца», – поясняет глава Astana Hub Магжан Мадиев.

Алишер Хасанов и СЕО Naimi.kz Ерлан Есемсеитов
Алишер Хасанов и СЕО Naimi.kz Ерлан Есемсеитов
ФОТО: архив пресс-службы

По его словам, стартапы сталкиваются в основном со сложностями при масштабировании, выводе IT-продукта на зарубежные рынки, привлечении венчурного финансирования. «Поэтому участие в программе акселерации – это шанс для них найти новые точки роста, иногда совершенно неожиданные», – говорит спикер. Стартапам, по его словам, нелегко конкурировать с крупными компаниями, располагающими большими ресурсами: IT-продукты гигантов «быстрее» и «умнее». «Поэтому я всегда рекомендую начинающим предпринимателям ориентироваться на новые технологии и бизнес-модели, а также с самого начала нацеливаться на глобальный рынок», – делится экспертизой глава Astana Hub. При этом, считает он, если IT-продукт отвечает реальным потребностям пользователей и превосходит по качеству предложения конкурентов, то он будет пользоваться спросом вне зависимости от того, заняты ниши или нет.

В целом, по мнению Магжана Мадиева, в Казахстане большие перспективы есть у проектов, занимающихся GovTech, FinTech, GameDev и метавселенными.

Коммьюнити, которое поддерживает

Своей историей успешного обучения поделился еще один участник первого потока акселератора – проект zypl.ai. Он смог расширить продажи на двух новых рынках – в Казахстане и Кыргызстане и утроить ежемесячный доход. Кроме того, инвесторы повысили оценки этого проекта с $6млн до $10 млн. Основатель и CEO zypl.ai Азизджон Азими родился и вырос в Таджикистане. 12 лет прожил в США, где учился в Гарварде, а затем в Стэнфорде. Домой вернулся с идеей стартапа. «Мы разрабатываем софты на основе искусственного интеллекта (AI), – поясняет он. – Два основных продукта – скоринг для финансовых компаний и прогноз оттока клиентов».

Азизджон Азими
Азизджон Азими
ФОТО: архив пресс-службы

Полтора года стартап работал над софтом и пилотами. «В акселератор я пришел с четкими целями – нарастить воронку продаж, ускорить текущие пилоты и к концу акселерации выйти на безубыточность. Так и получилось», – говорит IT-предприниматель. Если до этого у проекта был один клиент, который платил за продукт (остальные бесплатно тестировали его на пилотах), то сейчас их шесть, причем в четырех странах: Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. До этого ежемесячный доход составлял $3 тыс., к концу сентября вырос примерно до $20 тыс. – это означает безубыточность и даже небольшую прибыль. Собеседник считает это большим достижением, поскольку на такой стадии стартапы обычно в минусе.

По мнению Азизджона Азими, акселератор дает две очень важные вещи. Первая – «еженедельная рефлексия». Получая постоянный «жесткий» фидбек от трекера, фаундер перестает смотреть на свой продукт через розовые очки и начинает видеть минусы. Это позволяет улучшить продукт. Вторая вещь – коммьюнити. «Находиться в одном акселераторе с компаниями, которые на рынке уже семь-восемь лет, а ты всего лишь год-полтора, бесценно. Мы получили нетворк и, самое главное, увидели тех, на кого можно равняться», – говорит собеседник. В этом смысле большим преимуществом акселератора он считает его проведение на базе Astana Hub. В Ташкенте, поясняет собеседник, есть IT-парк, в Душанбе тоже строится IT-парк, но там пока не сформировано сообщество. «В Астане же много «движа», это дает энергию и вдохновляет идти дальше», – говорит стартапер.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить