Сети власти

Зачем Госдеп США следит за происходящим в интернете стран Центральной Азии

Фото: Андрей Лунин

В Государственном департаменте США существует должность консультанта по цифровым медиа. Для региона Центральной и Южной Азии эту функцию выполняет 29-летняя Аттия Насар, американка в первом поколении, чьи родители эмигрировали из Пакистана в 70-х годах прошлого века. Девушка помогает дипломатам адаптировать политические сообщения под формат социальных сетей для взаимодействия с современной аудиторией. На международном фестивале передовых мыслителей Go Viral, организованном недавно в Алматы при поддержке американского консульства, Аттия рассказала о том, какие посты привлекают больше всего внимания, а специально для Forbes Kazakhstan поделилась онлайн-стратегией США в Казахстане.

«Должность цифрового консультанта существует уже семь лет, но изначально была лишь частью традиционного пресс-центра, – поясняет собеседница. – Мы заметили, что все больше людей потребляют информацию через социальные сети и новости часто узнают с таких сайтов, как Twitter. Поэтому позиция переросла в самостоятельный информационно-аналитический инструмент».

Сама Аттия оказалась в Госдепартаменте случайно – после того как откликнулась на вакансию стажера на сайте организации. Образование в сфере связей с общественностью и международных отношений оказалось подходящей комбинацией для кандидата в зарождающийся департамент. «Никогда не думала, что окажусь на этом месте. Меня всегда интересовали пиар и коммуникации, но идти в государственную структуру планов не было», – говорит собеседница.

Сегодня она проводит тренинги для сотрудников консульств и посольств, объясняет, какие стратегии являются самыми эффективными для охвата большего количества людей онлайн. Помимо специфики разных платформ уделяет особое внимание применению видео, инфографики и прочих цифровых инструментов. Однако содержание транслируемых сообщений зависит от конкретных целей США в регионе и может меняться в зависимости от политики действующей администрации.

«Иногда я могу посоветовать убрать или изменить какой-то пост, потому что в соцсетях особенно важно понимать не только язык, но и местную культуру, привычные для жителей страны способы потребления информации», – поясняет Аттия. Более того, представители официальной власти должны использовать, к примеру, Facebook так, чтобы это не омрачало общий имидж государства.

Центральная и Южная Азия, по словам собеседницы, отличаются от других регионов многочисленностью населения, в связи с чем являются хорошей базой для проверки реакции аудитории на те или иные сообщения. «Тем не менее Казахстан не похож на другие страны Центральной Азии, так как здесь, в отличие от Туркменистана, нет проблем с доступом к интернету, – отмечает она. – Наша казахстанская аудитория с каждым днем только растет».

Сложнее всего приходится в Афганистане и Пакистане, где по политическим причинам ограничена возможность поездок для граждан США. В Бангладеше и Пакистане команда Аттии чаще, чем в других странах, сталкивается с негативными комментариями в адрес американского правительства. «Мы уважаем свободу слова, поэтому не удаляем такие отзывы. Не ожидаем, что будем нравиться всем, напротив, показываем, что спокойно воспринимаем критику», – отмечает чиновница.

Происхождение помогает ей понимать социальную обстановку в азиатских странах. Аттия говорит на урду – языке, широко распространенном в Индии и Пакистане. За время работы в Госдепе она осознала, что самый действенный метод борьбы с критикой – поддержка со стороны местных, которые часто опровергают домыслы о злонамеренности Америки. «Люди всегда будут говорить, что США преследуют корыстные цели в их регионе. Для нас это лишь стимул рассказать о той работе, которую мы проводим на самом деле», – говорит собеседница.

Что касается Казахстана, то основной фокус здесь на сегодняшний день – экономические возможности. «Мы активно участвуем в Expo, так как верим в возобновляемую энергию. Считаем, что, инвестируя в Казахстан, не только извлекаем выгоду для себя, но и способствуем развитию страны», – утверждает Аттия. Особый акцент ее команда делает на укреплении бизнес-связей двух государств. «Надо понимать, что мы не просто пропагандируем свою политику, но также хотим научиться новому у других стран», – добавляет она.

Пока целевая аудитория Госдепа состоит в основном из молодых казахстанцев, интересующихся обучением за рубежом, специалистов, стремящихся пройти профессиональную стажировку, и студентов, ищущих языковые курсы. «Это люди, которые могут быть двигателями прогресса в стране», – заявляет Аттия. Кроме того, через социальные сети правительство США оказывает поддержку американцам, проживающим в Казахстане, обеспечивая своеобразное чувство безопасности.

По мнению собеседницы, отдел по работе с цифровыми медиа был бы полезен в структуре государственных органов любой страны. «Я понимаю, что коммуницировать с гражданами других стран через соцсети – это очень по-американски. Но, с другой стороны, у каждого сейчас есть смартфон, так почему бы не научиться пользоваться этим каналом?» – с энтузиазмом спрашивает Аттия. Она убеждена, что поддерживать репутацию легче всего через интернет.

Среди трудностей своей работы Аттия называет постоянную необходимость соответствовать сложившемуся образу американского дипломата. «У меня не голубые глаза и не светлые волосы. Когда я путешествую в другие страны, сталкиваюсь с тем, что люди не видят во мне американку, хотят поговорить с кем-то, кто подходит под их стандарты, – признается девушка. – Но мне нравится, что я могу развеять этот миф и продемонстрировать, что человек с другим цветом кожи и платком на голове может представлять США».

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист Forbes Kazakhstan

 

Статистика

2407
просмотров
 
 
Загрузка...