Как наука может предотвратить новые пандемии

18518

Наука критически важна для повышения качества противопандемической профилактики и готовности

Фото: pexels.com

Она не только углубляет наше понимание механизмов передачи и заражения патогенами, но и обеспечивает нам гибкость, необходимую для адаптации к меняющимся обстоятельствам. Опора на научные данные позволяет нам ограничивать риски локальным уровнем, минимизировать задержки между ранним предупреждением и мерами реагирования, гарантировать эффективность и надёжность мер контроля, ускорять разработку и применение безопасных видов лечения. Иными словами, помогает защитить здоровье населения.

Пандемия Covid-19 подчеркнула важную роль принятия научно обоснованных мер в борьбе с глобальными медицинскими кризисами. Она показала, насколько важно создавать надёжные системы раннего предупреждения, опираться в принимаемых решения на данные, развивать междисциплинарное сотрудничество. И она подчеркнула необходимость гибких стратегий, справедливого доступа к услугам здравоохранения, повсеместного наличия вакцин, психологической помощи.

Жизненно важным оказалось (и остаётся) доверие к науке и экспертным знаниям. Такое доверие требуется для принятия эффективных мер контроля за болезнями. Готовясь к будущим пандемиям, власти должны прислушаться к урокам Covid-19 и сосредоточить внимание на повышении устойчивости систем здравоохранения, на укреплении международного сотрудничества и на поддержании доверия общества к науке и экспертам благодаря чёткому и ясному информированию. В борьбе с медицинскими кризисами понимание социального, экономического и геополитического контекста оказалось столь же важным, как и понимание биологических факторов. И поэтому при разработке мер профилактики нужно использовать холистические подходы, соответствующие концепции «Единое здравоохранение» («One Health»).

Для эффективности противопандемической профилактики, готовности и реагирования требуются постоянное сотрудничество и координация между учёными, властями, профессионалами здравоохранения и обществом в целом. Для смягчения удара пандемий мы обязаны сохранять приверженность научно обоснованным решениям и регулярно проводить ревизию и адаптацию наших стратегий.

А это требует многогранных подходов, помогающих сократить разрыв между наукой и политикой и привлечь к участию в работе все заинтересованные стороны. Мы обязаны гарантировать прозрачность научных исследований и данных и их доступность для властей. Уже недостаточно просто способствовать публикациям с открытым доступом и поощрять обмен данными между учёными; мы обязаны превратить эти данные в понятные и реализуемые рекомендации.

Для осуществление такой стратегии органам власти следует сосредоточить внимание на семи ключевых приоритетах. Во-первых, они обязаны развивать культуру научно-обоснованной политики, когда решения принимаются на базе научных исследований и данных, и активней консультироваться с научными экспертами, учитывать их рекомендации.

Во-вторых, очень важны коллективные подходы для формирования и сохранения общественной поддержки научно-обоснованных решений. Создавая платформы и используя методологии, способствующие открытому диалогу, учёные смогут навести мосты между властями, гражданским обществом и научным сообществом в целом.

В-третьих, абсолютно необходимо проводить регулярные брифинги и встречи, на которых учёные смогут предоставлять властям актуальную информацию о новейших научных открытиях и о новых угрозах. Такие брифинги должны быть краткими и фокусировать внимание на реализуемых рекомендациях.

В-четвёртых, эксперты должны сделать акцент на повышении научной грамотности властей. Этому можно помочь, проводя тренинги, воркшопы и распространяя просветительские материалы, которые в упрощённой форме объясняют сложные научные концепции.

В-пятых, научное моделирование и сценарное планирование помогут властям понять потенциальные последствия тех или иных решений. Такие модели могли бы послужить базой для выработки эффективных стратегий и для оптимизации распределения ресурсов.

В-шестых, очень важно проводить регулярные научно-обоснованные оценки рисков для выявления потенциальных пандемических угроз. В таких оценках должны учитываться биологические, социальные, экономические и геополитические факторы.

Наконец, власти должны осознать сложность возникающих в наши дни угроз. Поскольку риски для здоровья населения сильно переплетены с климатическим, экологическим и социальным кризисами, ключом к борьбе с этими взаимосвязанными чрезвычайными ситуациями является междисциплинарный и межотраслевой подход в соответствии с концепцией «Единое здравоохранение».

Если бы в научные исследования, международное сотрудничество, меры профилактики, инфраструктуру здравоохранения и справедливые стратегии реагирования вкладывалось больше средств до вспышки Covid-19, тогда мир был бы лучше к ней готов. Учитывая это, мы определили несколько принципов, которые дадут нам возможность подготовиться к будущим пандемиям.

Мы призываем власти и исследователей во всём мире создавать междисциплинарные комитеты или рабочие группы «Единое здравоохранение», которые объединят представителей власти, экспертов, учёных разных дисциплин (в том числе специалистов по социальным наукам) и другие заинтересованные стороны (стейкхолдеров). Такие комитеты могли бы взять на себя ответственность за анализ научных данных и разработку соответствующих и адаптируемых стратегий, а также могли бы предоставлять органам, принимающим решения, необходимые рекомендации.

Чтобы повысить уровень готовности и качество реагирования во время кризисов, мы предлагаем создавать на уровне стран такие механизмы, которые помогут наладить диалог между учёными, органами принятия решений и обществом в целом. Это будет стимулировать обмен информацией и поможет повысить уровень осведомлённости о потенциальных рисках.

Мы также рекомендуем разработать индикаторы, которые будут показывать уровень социального и экономического здоровья на местном уровне. Власти обязаны учитывать эти индикаторы наряду с потенциальными внешними факторами, которые способны привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в здравоохранении. При принятии решений в периоды неопределённости следует руководствоваться принципом соблюдения предосторожностей.

Мы предлагаем использовать адаптируемые стратегии, которые учитывают новейшие научные знания. Планы действий должны регулярно подвергаться ревизии и совершенствоваться в свете новых открытий. Систематический подход к противопандемической профилактике, готовности и реагированию поможет определить, какие меры эффективны, а какие требуют коррекции.

Для улучшения понимания научных методов, стоящих за предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения, и для обеспечения чёткого, эффективного и правильного информирования крайне важно взаимодействовать с обществом и СМИ. Кроме того, одним из важных приоритетов должно стать привлечение местных сообществ к разработке мер профилактики.

Императивом является международное научное сотрудничество и координация. Опираясь на прежние и нынешние инновации, мы сможем максимальным образом воспользоваться ресурсами и получить пользу от глобального объединения данных и экспертных знаний.

Для принятия научно обоснованных решений жизненно необходимо долгосрочное финансирование. Инвестиции в исследования, в медицинский надзор и повышение готовности следует осуществлять в течение длительного времени, а не только во время борьбы с пандемией. Корректируя механизмы финансирования для повышения гибкости в поддержке межотраслевых проектов, мы сможем адаптировать поставленные задачи под локальные нужды.

Использование научно-обоснованных решений при формировании политики – это постоянный процесс, который требует сотрудничества, доверия и твёрдой приверженности учитывать самые лучшие научные данные при разработки необходимых мер и действий. Для повышения эффективности стратегий противопандемической профилактики необходимо создавать механизмы их мониторинга и коррекции.

Шестой ежегодный Парижский форум мира, который пройдёт 10-11 ноября, а особенно сессия этого форума под названием «От науки к политике: Как улучшить разработку мер противопандемической профилактики, готовности и реагирования?», предоставит властям и финансовым донорам возможность задуматься о трудных уроках последних трёх лет и безотлагательно взяться за решение насущных проблем.

Эта статья была совместно написана консорциумом PREZODE, международными учёными, представителями органов власти, организаций гражданского общества, частными деятелями, международными финансовыми донорами. Её подписали: Магда Робало – президент Института глобального здравоохранения и развития (IGHD), бывший министр здравоохранения Гвинеи-Бисау; Папа Сек – старший советник президента Республики Сенегал; Мари-Анж Сарака-Яо – руководитель отдела роста и мобилизации ресурсов в вакцинном альянсе Gavi; Брижит Отран – член Комитета по мониторингу и прогнозированию рисков для здоровья (COVARS); Йенс Нильсен – гендиректор Всемирного климатического фонда; Элоиза Тодд – исполнительный директор и один из основателей Сети борьбы с пандемией; Жан-Люк Анго – специальный посланник инициативы «Предотвращение появления зоонозных заболеваний»; Элизабет Клавери де Сен-Мартен – президент и гендиректор французского Центра международного сотрудничества в сфере аграрных исследований для международного развития (CIRAD); Филипп Моген – гендиректор института INRAE; Валери Вердье – гендиректор французского Национального исследовательского института устойчивого развития (IRD); Муссо Муньеме – профессор ветеринарного здравоохранения в Университете Замбии, координатор программы «Единое здравоохранение» в проекте ACEIDHA; Осман Дар – директор проекта «Единое здравоохранение» в Королевском институте международных отношений; Шерил Страуд – исполнительный директор комиссии «Единое здравоохранение»; Тхи Фыонг Ву – сотрудник секретариата партнёрства «Единое здравоохранение» во Вьетнаме; Мануэль Миллер – вице-президент организации VSF-International; Фам Дук Фук – координатор университетской сети «Единое здравоохранение» во Вьетнаме (VOHUN); Зеев Нога – генеральный секретарь инициативы PREZODE; Аньес Соука – директор по вопросам здравоохранения и социальной защиты во Французском агентстве развития; Тьерри Лефрансуа – консультант по вопросам «Единого здравоохранения» в центре CIRAD, член комитета COVARS; и многие другие.

Мариса Пейр, исследователь во французском Центре международного сотрудничества в сфере аграрных исследований для международного развития (CIRAD), один из основателей и советник по науке в инициативе PREZODE

Жюстен Вайсс, основатель и генеральный директор Парижского форума мира

Питер Сэндс, исполнительный директор Глобального фонда борьбы со СПИД, туберкулёзом и малярией

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить