Когда бизнес пойдет в науку?

Во вторник, 12 апреля, в Казахстане отмечают День работников науки. Президент АО «Национальный центр научно-технической информации» Адил Ибраев считает: казахстанские компании без официального формализма и принуждения начнут инвестировать в науку, когда оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной

Фото: sib-catholic.ru

Правительство на протяжении всех лет независимости страны поддерживает развитие науки. Инициированы закон о науке, принципы финансирования науки и другие реформы. Многое уже воплощено в жизнь. Внутренние затраты на исследования и разработки в Казахстане за последние пять лет в реальном выражении увеличились более чем в 1,5 раза и в 2015 равнялась 69,3 млрд тенге, при этом общая сумма бюджетных средств в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составила почти 59%.

По данным Комитета по статистике, в 2015 в Казахстане НИОКР занималось 390 организаций, в которых сосредоточено 24,7 тыс. работников, причастных к выполнению научных работ. Из этой численности 18,5 тыс. человек являются специалистами-исследователями, непосредственно занятыми выполнением научных исследований и разработок.

С принятием Закона «О науке» в 2011 сформирована новая система финансирования науки, включающая программно-целевое, грантовое и базовое финансирование.

Значительная часть средств, выделяемых сегодня государством научным организациям, предоставляется в рамках программно-целевого финансирования на выполнение научно-технических программ (НТП), которые являются важной частью системы государственного управления экономикой и направлены на обеспечение развития приоритетных отраслей и комплексов. По сути, это государственный заказ на определенные работы. Долгое время основным способом бюджетного финансирования научных исследований был программно-целевой. Так, по данным государственной регистрации НТП, которая начала осуществляться в АО «НЦНТИ» в 1995, количество регистрируемых программ в год их формирования на новый трехгодичный цикл исследований составляло 57-74 единиц вплоть до 2009.

С 2010 по 2014 регистрировалось в среднем 22 программы, за исключением 2012, когда их число составило - 54. Максимальное количество приходится на 2015 – 96 программ. Их администраторами являются: Министерство образования и науки РК - 58 НТП, Министерство сельского хозяйства РК - 27, Министерство по инвестициям и развитию РК   - 5, Министерство энергетики РК - 4, Министерство национальной экономики РК – 2 НТП.

На реализацию программ в 2015 запланировано инвестировать в общей сложности 11,48 млрд тенге.

С учетом падения цен на наши основные экспортные товары и сложной ситуации, в которой оказалось государство в последний год 11,48 млрд тенге представляются довольно значительной суммой. Какие результаты получит экономика страны от реализации проектов на эту сумму? Некоторое представление о будущих приобретениях дает анализ уже реализованных научно-технических программ. В 2014, например, выполнялось 106 научно-технических программ, зарегистрированных в АО «НЦ НТИ», в том числе: 1 межгосударственная, 4 фундаментальных, 101 – отраслевая. В числе отраслевых НТП - 78 программ в области науки и промышленности, 20 - в области здравоохранения, 2 – по агропромышленному комплексу, 1 – по образованию.

Для анализа результативности выполненных программ, проводимого в АО НЦНТИ, используются следующие показатели: объем финансирования, количество специалистов с высшим образованием, количество полученных охранных документов, научных публикаций и внедренных разработок. Для сравнительного анализа различных НТП используются приведенные формализованные показатели: затраты на 1 специалиста, патентная активность и количество внедренных разработок в расчете на 1 организацию, публикационная активность на 1 специалиста.

Показатели результативности научно-технических программ в разрезе типов НТП в 2014

 

Тип НТП

Объем финансирования, млн. тенге

 

Кол-во специалистов с высшим образованием

Затраты

 на 1 специалиста,

млн. тенге

Кол-во охранных документов, ед.

Патентная активность, в расчете на 1 организацию

Кол-во

внедренных раз-

работок, ед.

Кол-во

внедренных раз-

работок в расчете на 1 орган

Кол-во публи

каций,

 ед.

 

Публика-ционная активность в расчете на 1 спе-циалиста

Межгосудар-ственная НТП

236,15

112

2,1

5

1

-

-

95

0,85

Программы фундаментальных исследований

660,95

200

3,3

2

0,1

2

0,1

214

1,1

Отраслевые НТП

21104,49

8530

2,5

302

1,7

175

1,0

6730

0,79

Всего

22001,59

8842

 

309

 

177

 

7039

 

Источник: Аналитический доклад «Финансовое, кадровое обеспечение научно-технических программ   в республике Казахстан и их результативность (по материалам государственной регистрации научно-технических программ и отчетов в 2014).

Таким образом, приведенные показатели результативности отражают объем средств, затраченный на реализацию данной НТП, а также патентную и публикационную активность, внедрение.

Что связывает эти цифры с реальной экономикой? Единственным документом, отражающим связь выполненной работы с реальной экономикой, является Акт внедрения. Этот документ зачастую не содержит сведений об экономическом эффекте, полученным предприятием от внедрения.

В то же время делать на основе сложившейся ситуации вывод о низкой эффективности и слабом потенциале научных учреждений и казахстанской науки в целом было бы неверно. Ученые выполняют свою работу в том правовом поле, которое было установлено для науки государством в рамках заказа на научно-технические разработки. Уже на первом этапе заявки на проведение научных исследований проходят достаточно серьезную экспертизу, в том числе с привлечением известных зарубежных специалистов мирового уровня. Далее они в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются Национальными научными советами и Высшей научно-технической комиссией.

Надо отметить, что государство стремится поднять эффективность своих инвестиций в науку. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 предполагает увеличение коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ с 16,7% в 2015 до 20% в 2019. Доля расходов бизнеса на НИОКР тоже должна повыситься до 25% (рост на 3,2%). Ожидается, что к 2019 90% научных проектов, администрируемых МОН РК, будут реализовываться только на условии софинансирования со стороны реального сектора.

Но будет ли реальный сектор вкладываться в науку?

Пока еще низкий спрос на уже готовые и даже сделанные по заказу технологические решения говорит, что эти механизмы сегодня в Казахстане не работают. Ученым предлагают искать для своих проектов инвесторов, способных разделить бремя расходов с бюджетом. Чтобы в чем-то убедить бизнесмена, требуется исследование рынка, маркетинговый анализ и хороший бизнес-план. Люди науки – профессионалы в несколько иных сферах.

Существующие инновационные госструктуры говорят инноваторам: «Вы нам принесите идею, а лучше готовую технологию, а мы вам найдем инвесторов». Именно так пытались работать некоторые «институты развития» прошлых лет. Как показывает практика, если рынок не изучен заранее, то вероятность найти инвестора для внедрения технологии близка к нулю. Как результат, «накачка» деньгами очередного фонда раз за разом происходит без какого-либо видимого эффекта для экономики в целом.

Проблема в том, что экономические игроки реального сектора, как государственные, так и частные, не имеют пока серьезных стимулов для внедрения инноваций. Любая инновация – это серьезный риск для бизнеса, это затраты без гарантии результата. Поэтому в Европе, Америке и развитых странах Азии часть этого риска государство берет на себя.

Во всем мире таким стимулом являются налоговые льготы и преференции.  Компании, готовые вкладываться в новые технологии и брать на себя риск их внедрения, получают вычеты из налогов либо освобождаются от налогообложения на определенные периоды. «Налоговые каникулы» на многие месяцы, а то и годы предоставляются стартапам и новым предприятиям по всему миру. Ряд стран прямо возмещает экономическим игрокам расходы на инновации, полностью или частично.

Спрос и заказ на новые разработки должны формировать не сами ученые и  не министерства, которые являются не производственными предприятиями, а органами управления. Это должны делать сами конечные пользователи – компании реального сектора.  Это происходит, например, в Китае, Корее, Чили и других «новых» экономиках, потому что там выгоднее работать именно так, а не иначе. Казахстанские компании тоже  начнут инвестировать в инновации, когда  оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной. И тогда они сами, без официального формализма и принуждения, без госфондов - посредников, придут в НИИ и вузы и предложат сотрудничество.  

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10119 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку