Когда бизнес пойдет в науку?
Во вторник, 12 апреля, в Казахстане отмечают День работников науки. Президент АО «Национальный центр научно-технической информации» Адил Ибраев считает: казахстанские компании без официального формализма и принуждения начнут инвестировать в науку, когда оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной
Правительство на протяжении всех лет независимости страны поддерживает развитие науки. Инициированы закон о науке, принципы финансирования науки и другие реформы. Многое уже воплощено в жизнь. Внутренние затраты на исследования и разработки в Казахстане за последние пять лет в реальном выражении увеличились более чем в 1,5 раза и в 2015 равнялась 69,3 млрд тенге, при этом общая сумма бюджетных средств в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составила почти 59%.
Инновационная экономика – это возможно
Может ли Казахстан сделать зарождающийся инновационный сектор своей экономи... →
По данным Комитета по статистике, в 2015 в Казахстане НИОКР занималось 390 организаций, в которых сосредоточено 24,7 тыс. работников, причастных к выполнению научных работ. Из этой численности 18,5 тыс. человек являются специалистами-исследователями, непосредственно занятыми выполнением научных исследований и разработок.
С принятием Закона «О науке» в 2011 сформирована новая система финансирования науки, включающая программно-целевое, грантовое и базовое финансирование.
Значительная часть средств, выделяемых сегодня государством научным организациям, предоставляется в рамках программно-целевого финансирования на выполнение научно-технических программ (НТП), которые являются важной частью системы государственного управления экономикой и направлены на обеспечение развития приоритетных отраслей и комплексов. По сути, это государственный заказ на определенные работы. Долгое время основным способом бюджетного финансирования научных исследований был программно-целевой. Так, по данным государственной регистрации НТП, которая начала осуществляться в АО «НЦНТИ» в 1995, количество регистрируемых программ в год их формирования на новый трехгодичный цикл исследований составляло 57-74 единиц вплоть до 2009.
Почему в Казахстане наука остаётся дорогой бесполезной игрушкой
Мнение, что самые передовые технологии можно купить, ошибочно. Никто и нико... →
С 2010 по 2014 регистрировалось в среднем 22 программы, за исключением 2012, когда их число составило - 54. Максимальное количество приходится на 2015 – 96 программ. Их администраторами являются: Министерство образования и науки РК - 58 НТП, Министерство сельского хозяйства РК - 27, Министерство по инвестициям и развитию РК - 5, Министерство энергетики РК - 4, Министерство национальной экономики РК – 2 НТП.
На реализацию программ в 2015 запланировано инвестировать в общей сложности 11,48 млрд тенге.
С учетом падения цен на наши основные экспортные товары и сложной ситуации, в которой оказалось государство в последний год 11,48 млрд тенге представляются довольно значительной суммой. Какие результаты получит экономика страны от реализации проектов на эту сумму? Некоторое представление о будущих приобретениях дает анализ уже реализованных научно-технических программ. В 2014, например, выполнялось 106 научно-технических программ, зарегистрированных в АО «НЦ НТИ», в том числе: 1 межгосударственная, 4 фундаментальных, 101 – отраслевая. В числе отраслевых НТП - 78 программ в области науки и промышленности, 20 - в области здравоохранения, 2 – по агропромышленному комплексу, 1 – по образованию.
Для анализа результативности выполненных программ, проводимого в АО НЦНТИ, используются следующие показатели: объем финансирования, количество специалистов с высшим образованием, количество полученных охранных документов, научных публикаций и внедренных разработок. Для сравнительного анализа различных НТП используются приведенные формализованные показатели: затраты на 1 специалиста, патентная активность и количество внедренных разработок в расчете на 1 организацию, публикационная активность на 1 специалиста.
Показатели результативности научно-технических программ в разрезе типов НТП в 2014
Тип НТП |
Объем финансирования, млн. тенге
|
Кол-во специалистов с высшим образованием |
Затраты на 1 специалиста, млн. тенге |
Кол-во охранных документов, ед. |
Патентная активность, в расчете на 1 организацию |
Кол-во внедренных раз- работок, ед. |
Кол-во внедренных раз- работок в расчете на 1 орган |
Кол-во публи каций, ед.
|
Публика-ционная активность в расчете на 1 спе-циалиста |
Межгосудар-ственная НТП |
236,15 |
112 |
2,1 |
5 |
1 |
- |
- |
95 |
0,85 |
Программы фундаментальных исследований |
660,95 |
200 |
3,3 |
2 |
0,1 |
2 |
0,1 |
214 |
1,1 |
Отраслевые НТП |
21104,49 |
8530 |
2,5 |
302 |
1,7 |
175 |
1,0 |
6730 |
0,79 |
Всего |
22001,59 |
8842 |
|
309 |
|
177 |
|
7039 |
|
Источник: Аналитический доклад «Финансовое, кадровое обеспечение научно-технических программ в республике Казахстан и их результативность (по материалам государственной регистрации научно-технических программ и отчетов в 2014).
Таким образом, приведенные показатели результативности отражают объем средств, затраченный на реализацию данной НТП, а также патентную и публикационную активность, внедрение.
Наука и инновации: централизация ресурсов и ответственности
Состояние отечественной науки можно описать следующим образом: неэффективны... →
Что связывает эти цифры с реальной экономикой? Единственным документом, отражающим связь выполненной работы с реальной экономикой, является Акт внедрения. Этот документ зачастую не содержит сведений об экономическом эффекте, полученным предприятием от внедрения.
В то же время делать на основе сложившейся ситуации вывод о низкой эффективности и слабом потенциале научных учреждений и казахстанской науки в целом было бы неверно. Ученые выполняют свою работу в том правовом поле, которое было установлено для науки государством в рамках заказа на научно-технические разработки. Уже на первом этапе заявки на проведение научных исследований проходят достаточно серьезную экспертизу, в том числе с привлечением известных зарубежных специалистов мирового уровня. Далее они в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются Национальными научными советами и Высшей научно-технической комиссией.
Надо отметить, что государство стремится поднять эффективность своих инвестиций в науку. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 предполагает увеличение коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ с 16,7% в 2015 до 20% в 2019. Доля расходов бизнеса на НИОКР тоже должна повыситься до 25% (рост на 3,2%). Ожидается, что к 2019 90% научных проектов, администрируемых МОН РК, будут реализовываться только на условии софинансирования со стороны реального сектора.
Но будет ли реальный сектор вкладываться в науку?
Как Казахстан исключил из науки экспертов реального сектора
К чему привела реформа в присуждении ученых степеней в РК? На эту тему разм... →
Пока еще низкий спрос на уже готовые и даже сделанные по заказу технологические решения говорит, что эти механизмы сегодня в Казахстане не работают. Ученым предлагают искать для своих проектов инвесторов, способных разделить бремя расходов с бюджетом. Чтобы в чем-то убедить бизнесмена, требуется исследование рынка, маркетинговый анализ и хороший бизнес-план. Люди науки – профессионалы в несколько иных сферах.
Существующие инновационные госструктуры говорят инноваторам: «Вы нам принесите идею, а лучше готовую технологию, а мы вам найдем инвесторов». Именно так пытались работать некоторые «институты развития» прошлых лет. Как показывает практика, если рынок не изучен заранее, то вероятность найти инвестора для внедрения технологии близка к нулю. Как результат, «накачка» деньгами очередного фонда раз за разом происходит без какого-либо видимого эффекта для экономики в целом.
Проблема в том, что экономические игроки реального сектора, как государственные, так и частные, не имеют пока серьезных стимулов для внедрения инноваций. Любая инновация – это серьезный риск для бизнеса, это затраты без гарантии результата. Поэтому в Европе, Америке и развитых странах Азии часть этого риска государство берет на себя.
Во всем мире таким стимулом являются налоговые льготы и преференции. Компании, готовые вкладываться в новые технологии и брать на себя риск их внедрения, получают вычеты из налогов либо освобождаются от налогообложения на определенные периоды. «Налоговые каникулы» на многие месяцы, а то и годы предоставляются стартапам и новым предприятиям по всему миру. Ряд стран прямо возмещает экономическим игрокам расходы на инновации, полностью или частично.
Спрос и заказ на новые разработки должны формировать не сами ученые и не министерства, которые являются не производственными предприятиями, а органами управления. Это должны делать сами конечные пользователи – компании реального сектора. Это происходит, например, в Китае, Корее, Чили и других «новых» экономиках, потому что там выгоднее работать именно так, а не иначе. Казахстанские компании тоже начнут инвестировать в инновации, когда оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной. И тогда они сами, без официального формализма и принуждения, без госфондов - посредников, придут в НИИ и вузы и предложат сотрудничество.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook