Офисы будущего с учетом тренда на «удаленку»

Как будут меняться рабочие пространства из-за пандемии COVID-19

ФОТО: Depositphotos.com/Nastazia

Коронавирус вошел в нашу ежедневную рутину и полностью изменил шаблон социальной жизни, в том числе поменялись подходы к формированию рабочих пространств. Привычный уклад сменился периодом ограничений, норм и протоколов – теперь недостаточно просто поддерживать рабочие места в чистоте и порядке. При новой действительности для того, чтобы можно было работать как минимум с той же эффективностью, что и до карантина, работодатели и арендодатели должны продуманно обустроить рабочие площади с соблюдением всех санитарных норм, а также норм социального дистанцирования (2 метра).

Но и это еще не все. «Коронакризис» заставил почти всех перейти на удаленную работу, и многие работодатели увидели, что данный формат взаимодействия достаточно приемлемый и, если его доработать, можно, не потеряв в продуктивности, сократить арендные расходы. В результате под угрозой могут оказаться бизнес-центры и офисы в них. Эксперты уже отмечают, что после COVID-19 они не смогут функционировать в прежнем режиме, то же самое может произойти и с open-space-пространствами и коворкинговыми площадками. По данным международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, более 50% рабочей силы в ближайшем будущем станет работать в гибридном режиме – и онлайн, и офлайн.

Децентрализация офисов

Руководитель офиса Cushman & Wakefield в Казахстане Гульшат Сариева замечает, что, когда мы говорим о выходе из карантина, то имеем в виду возврат на работу, а не обязательно в офисные пространства. «Сегодня рабочее место – это не просто офис и стол, где ты сидишь, а целая экосистема, не конкретный юридический адрес, а совокупность рабочих условий, где ты можешь быть максимально продуктивным», – поясняет она. В зависимости от того, где сотрудники будут достигать определенных показателей и при каких условиях, крупные компании в настоящее время формируют стратегию по выходу из чрезвычайного режима.

Сариева приводит пример: клиенты Cushman & Wakefield в Китае решили поэтапно возвращаться в офис. Перед тем как запустить процесс, они выслали каждому сотруднику список вопросов, который позволит определить, должен ли он находиться в офисе или может работать удаленно. В частности, уточняется, зачем именно сотруднику быть в офисе, почему он не может работать из дома или, наоборот, хочет остаться на «удаленке». Согласно опросу, проведенному компанией, около 21% китайских предприятий уже решили изменить режим работы и принять бизнес-платформу для домашней или удаленной работы сотрудников. Кроме того, 81% респондентов, вероятно, добавят более интеллектуальные программные продукты и устройства для рабочих сетей связи, например для облачных конференций.

С учетом тренда на «удаленку» и преобразование офисных пространств эксперты Cushman & Wakefield разработали рекомендации для владельцев БЦ и работодателей. Во-первых, речь идет о минимизации финансовых стрессов, поскольку жизнеспособность арендаторов является ключом к стабильному заселению недвижимости и долгосрочному доходу от аренды. Эксперты советуют арендодателям вести открытый диалог с арендаторами, консультироваться не только с юристами, но и с рисковиками, а также пытаться думать творчески. Например, в Китае арендодатели предлагают своим клиентам консультации по налогам или помощь с заявками на субсидии.

Во-вторых, следует помнить о здоровье и безопасности пользователей бизнес-центра. По мнению экспертов, все стороны – и управляющие зданием, и его владельцы, и арендаторы – должны четко разграничивать индивидуальные обязанности и возможности. Кроме того, каждый из них должен работать на производство всех атрибутов санитарной безопасности – например, делать вывески и разметку для поддержания безопасных расстояний, осуществлять строгий контроль пропускной способности лифтов, устанавливать защиту от чихания в зонах приема и пр. Здесь есть две стороны медали: если арендатору придерживаться всех правил, в том числе социального дистанцирования, то, согласно исследованию Cushman & Wakefield, занимаемая площадь увеличится на 15–20%, соответственно вырастут и расходы. Однако если хотя бы 50% сотрудников компании будут работать удаленно, то размер занимаемой площади не поменяется.

Уровни безопасности

В европейском офисе Cushman & Wakefield за время карантина создали концепцию офиса будущего – 6 FEET office, то есть офиса шести уровней.

Первый уровень – быстрое сканирование, то есть краткий, но тщательный анализ текущей рабочей среды в области вирусной безопасности и любых других возможностей для улучшения.

Второй – офис, где разработан набор простых и понятных правил поведения, которые ставят безопасность каждого на первое место.

Третий – визуально отображаемая и уникальная маршрутизация для каждого офиса, делающая трафик абсолютно безопасным. Наличие подобной системы значительно минимизирует риски заражения.

Четвертый – рабочие станции, то есть адаптированное и полностью оборудованное рабочее место, где пользователь может безопасно работать.

Пятый – наличие обученного сотрудника, который консультирует и оперативно обеспечивает оптимально функционирующую и безопасную среду объекта.

Шестой – разработка параметров для сертифицирования. У каждой компании должен быть сертификат, подтверждающий, что были приняты меры по внедрению рабочей среды, защищенной от вирусов.

Евгения Лучинская, официальный представитель A-Store Estates, в интервью для CRE, отметила, что для собственников бизнес-центров сейчас как раз самое время проверить инженерно-техническое обеспечение своих зданий и то, насколько оно соответствует предпринимаемым мерам по профилактике распространения инфекций. Большую роль в этом играет вентиляционная система, которая в бизнес-центрах А-класса обязательно должна быть приточно-вытяжной. Кроме того, расчетный расход воздуха на человека должен составлять не менее 60 м3 в час с кратностью воздухообмена не ниже 3 раз – это значит, что воздух в помещении за один час должен смениться 3 раза. Также важна своевременная очистка и замена фильтров в блоках фильтрации, и лучше, если на период ухудшения эпидемиологической обстановки это будут фильтры абсолютной очистки HEPA. При таких условиях в помещении будет создаваться не просто благоприятный микроклимат, а по-настоящему здоровая среда.

В Китае, рассказывает Сариева, в новых бизнес-центрах уже стоят самые лучшие фильтры и системы вентиляции. Эти вещи там закладывались еще до пандемии из-за высокого уровня загрязнения воздуха. Это одна из причин того, почему в Китае работники смогли вернуться на свои места так быстро. Кроме того, по словам эксперта, действует система «умных» лифтов – дверь открывается, и вы поднимаетесь на нужный вам этаж без соприкосновения с поверхностью панели. Такие системы в Казахстане еще предстоит развить. Еще один тренд приведет к тому, что в будущем, полагает Сариева, у компаний не будет своих конференц-залов, а будут общие – на весь бизнес-центр, где система вентиляции будет работать по аналогии с инфекционными отделами больниц.

Найти баланс

Офисы будущего – это не только про ограничения и новые правила. Иногда это совершенно иной взгляд на рабочее пространство, и формируется такой взгляд обычно в умах более молодого поколения. Согласно данным Cushman & Wakefield, 73% сотрудников в мире считают, что их компания должна перевести часть работы на дом. Отмечается, что больше всего хотят работать в гибридном режиме представители поколений Y и Z.

Основатель Seasteading Instituete Пэтри Фридман в интервью для The Telegraph отметил, что люди из технологических центров, таких как Кремниевая долина, ищут новые места работы, которые были бы дешевле и безопаснее. Сам Фридман уверен, что идеальным рабочим пространством для технологичного поколения станут плавучие чартерные города. В таких местах, по его словам, система управления определяется собственным документом (хартией), а не национальным законодательством. Плавучие города могут стать решением не только для обеспокоенных вопросами безопасности и налогов миллиардеров, но и для людей из стран, борющихся с ростом уровня моря, перенаселения или, в нынешнем контексте, с высоким уровнем заражения COVID-19.

Однако, если молодое поколение не хочет регулярно работать в офисе, это еще не означает, что оно предпочитает работу из дома. Согласно исследованию Cushman & Wakefield, у молодых людей обычно имеются проблемы c жильем, они чаще всего сталкиваются с некомфортным домашним рабочим пространством. Зачастую молодежь проживает в арендном жилье совместно с другими соарендаторами или в доме своих родителей. Поэтому маловероятно, что у них найдется индивидуальное рабочее пространство. В основном эти респонденты жалуются на отсутствие условий для сфокусированной работы, а также на высокий уровень отвлечения. В отличие от них старшее поколение, кажется, приспосабливается лучше: данные исследования свидетельствуют о меньшем количестве проблем и положительном опыте работы на дому у взрослых людей, отмечают в Cushman & Wakefield.

По данным RBC, в Москве сегодня корпоративные офисы идут по модели коворкингов в плане организации пространств и сервиса, а девелоперы интегрируют целые этажи с гибкими офисами в новые бизнес-центры. Например, одна из самых крупных сделок 2019 – аренда «Яндексом» 20 тыс. кв. м в деловом центре «Москва-Сити», включая места в коворкинге Business Club.

Это говорит о том, что в ближайшее время работодателям потребуется превратить офис не в пространство контроля и надзора, а в место для эффективной коммуникации. Одно дело, когда ты работаешь удаленно сам на себя, другое, когда функционируешь в корпоративной среде. Удаленная работа сотрудников компании, по мнению многих руководителей, в частности главы «Фридом Финанс» Тимура Турлова, может ослабить личностные отношения и замедлить рабочие процессы. Ведь человек все-таки существо социальное.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4175 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
20 октября родились
Ахметжан Шардинов
председатель совета директоров ТОО «Алматинский завод мостовых конструкций»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить