Офис на час

13186

Как кризис сформировал спрос на коворкинги

Фото: Дамир Отеген

Формат коворкинга (от англ. co-working – совместная работа), начавший активно развиваться в мировом масштабе примерно 10 лет назад, в последние годы набирает популярность в Казахстане. В значительной степени интерес к новому формату подогрел экономический кризис, заставивший компании оптимизировать затраты на аренду офисов, а также то обстоятельство, что многие сотрудники все чаще предпочитают работать «на удаленке» или переходят на гибкий график, без привязки к определенному рабочему месту.

Выгодный микс

Основателем концепции коворкинга считают американского программиста Бреда Ньюберга. Именно ему пришла идея разбавить упорядоченную структуру работы в офисе элементами творческого полета, характерного для фриланса, одновременно исключив из трудового процесса факторы, мешающие полноценной работе дома. Взяв в аренду просторное помещение, программист сдавал его в аренду тем, кто разделял такой подход, взамен предоставляя оснащенное мебелью и техникой рабочее пространство, доступ в интернет. Со временем в подобных заведениях появились переговорные помещения, где можно провести встречу без риска отвлечь от работы соседей, и небольшие кафе. В результате для многих специалистов-одиночек и команд небольших стартапов коворкинг стал оптимальной формой организации рабочего пространства, местом, где можно в комфортной обстановке встретиться с коллегами и клиентами, в том числе приехавшими из других городов. По данным Global Coworking Survey, наиболее широко востребован данный формат среди представителей IT-индустрии, на втором месте – сфера PR и маркетинга.

В мировом масштабе доля коворкингов составляет примерно десятую часть рынка офисной недвижимости, но привлекательность сегмента оценивается достаточно высоко. К 2022 году, согласно прогнозам Global Coworking Unconference Conference, в коворкингах будут работать 5,1 млн человек. По данным, представленным аналитическим отделом казахстанской BI Property, если в 2012 году в мире насчитывалось 1130 пространств для совместной работы, то в 2018-м их число выросло до 13 800. Общая площадь коворкингов увеличилась с 43 тыс. до 1180 тыс. кв. м. Более трети (34%) от общей площади пространств приходится на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона, он же генерирует самый большой рост спроса – согласно исследованиям Instant Group, за 2018 год предложение коворкингов в ключевых городах АТР выросло более чем на 15%, а в Гонконге, Бангалоре, Сингапуре и Мельбурне – на 19%. На долю США и Европы, по информации BI Property, приходится 27 и 26% площадей «гибких офисов» соответственно. В США по темпам роста количества коворкингов лидируют штаты Техас, Калифорния и Нью-Йорк, где предложение увеличивается на 12% в год (в других штатах – на 4%). Основное количество «гибких офисов» сконцентрировано в Сан-Франсциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В Европе лидирующие позиции занимают Амстердам, Париж, Берлин и Лондон.

Почти 80% коворкингов позиционируют себя как нечто большее, чем просто рабочее пространство – площадка для творчества, профессионального общения, акселератор; 15% пока ограничиваются ролью офиса, остальные пока не определились с позиционированием.

Участники глобального опроса, проведенного компанией Knight Frank, главным преимуществом коворкингов по сравнению с традиционными офисами назвали гибкость: те же стартапы в случае успешного развития бизнеса могут арендовать дополнительные площади, а если дела пойдут неудачно, напротив, покинуть коворкинг, не опасаясь штрафных санкций. Среди других достоинств – располагающая к общению атмосфера, возможность командной работы, обмена знаниями и идеями с единомышленниками, как результат – формирование своеобразного профессионального сообщества, хорошее техническое оснащение помещений, транспортная доступность, близость к дому.

И все же для многих начинающих предпринимателей решающим фактором в пользу выбора коворкинга является оптимальное соотношение цены и качества. Проанализировав расходы на аренду и отделку офисного помещения площадью 56 кв. м в двух десятках коворкингов разных стран, эксперты Knight Frank пришли к выводу, что стартапу аренда места в коворкинге обходится практически вполовину дешевле, чем аренда классического офиса.

Для молодых и не только

О том, что в коворкингах средний чек ниже, чем в офисах традиционного формата, а условия работы гибче и лучше, говорят и игроки казахстанского рынка. «Экономика Казахстана развивается в том числе за счет малого и среднего бизнеса, растет число компаний МСБ, ищущих площадки для нетворкинга, а коворкинги рассчитаны в первую очередь именно на молодые фирмы. При средней ставке аренды в бизнес-центрах Нур-Султана на уровне 8000–11 000 тенге за квадратный метр аренда коворкинга обходится в 30 000–80 000 тенге за точку, в зависимости от услуг, которые включает пакет, это могут быть как просто рабочее место и интернет, так и дополнительные сервисы. Это подходящие расценки для молодых компаний, которые на начальном этапе деятельности не могут позволить себе больших инвестиций», – отмечает аналитик BI Property Арсен Мухамбетов.

Аналитик-консультант рынка недвижимости компании «Оценка собственности» Анна Шацкая отмечает, что при средней рабочей площади в 7,5 кв. м на одну рабочую станцию и средней стоимости фиксированного места 35–45 тыс. тенге, аренда «квадрата» коворкинг-пространства обойдется в 4,7–6 тыс. тенге, что соответствует средней ставке в бизнес-центрах класса В без учета коммунальных расходов, услуг связи, клининга, мебели и техники. Если учесть, что, оплачивая стоимость абонемента в коворкинге, предприниматель или команда получают целый пакет основных, а зачастую и дополнительных опций, выгода налицо. Как правило, в стоимость абонемента входят рабочее место с оборудованием, интернет, возможность пользоваться зоной отдыха, спортивным и конференц-залом, услугами кафе. Различные варианты абонементов предусматривают включение в стоимость услуг секретаря, предоставление юридического адреса, возможность посещения тренингов и консультаций. Некоторые пространства оснащены номерами для полноценного отдыха, так что резиденты коворкинга, задержавшись допоздна во время работы над проектом, имеют возможность переночевать с комфортом, не тратя время и деньги на поездку домой. Эта опция особенно актуальна для сотрудников, проживающих далеко от места работы, например жителей пригородов.

По данным «Оценки собственности», в Алматы работают 18 коворкинг-центров общей площадью 15 197 кв. м на 1631 рабочее место. В Нур-Султане насчитывается 13 действующих коворкингов общей площадью 16 330 кв. м на 1960 мест. За последние два года прекратили работу четыре коворкинга в Алматы и два в Нур-Султане. На рынке южной столицы основную долю, 88%, занимают классические коворкинги, в северной на долю таких пространств приходится 55%. В числе специализированных проектов – коворкинговые площадки для IT-компаний и предпринимателей, робототехников, дизайнеров и даже для работающих мам.

У нас относительно новая форма организации офисного пространства активно развивалась на протяжении двух последних лет, и тон в продвижении тренда задавал Алматы. Еще в 2017 году в мегаполисе насчитывалось лишь шесть коворкингов, а к 2019-му стало 18. В 2012 году в Алматы открылся первый в Центральной Азии коворкинг L.E.S. Старожил рынка работает и сегодня, предоставляя своим резидентам за 70 000 тенге в месяц полностью оборудованный мини-офис по системе «все включено», завтраки, канцелярские принадлежности, услуги секретаря, доступ в фитнес-центр. За дополнительную плату выделяются компьютеры и места в LES Hostel. По словам директора по развитию Анвара Сейфуллина, резидентами коворкинга являются не столько начинающие бизнесмены и старт­аперы, сколько компании, уже имеющие опыт успешной работы на рынке, клиенты, у которых появилась необходимость открыть филиал в Алматы.

Проектом, одновременно вдохнувшим жизнь в не слишком удачное с точки зрения конструкторских решений строение и задавшим тон развитию нового направления, стал алматинский SmArtPoint. Во многом это произошло благодаря тому, что на площадь 9000 кв. м девелоперу в лице Mercury Property сразу удалось привлечь крупных якорных арендаторов, включая одного из лидеров рынка e-commerce холдинг Chocofamily, American Space Almaty, культурное пространство «Трансформа», многочисленные стартапы и даже городской акимат. По оценкам управляющей компании, ставка на новую концепцию оправдала себя: если до запуска коворкинга на обслуживание пустующего помещения площадью 10 000 «квадратов» приходилось тратить 60 млн тенге в год, то теперь выручка достигла 500 млн тенге.

В премиальном сегменте работает открывшееся в прошлом году пространство Level 8. Общая площадь коворкинга составляет 1600 кв. м, стоимость рабочего места в приватном офисе – от 180 тыс. тенге. Основная аудитория – компании, открывающие представительства в Алматы, для них важны престижная локация офиса и то, что при этом нет необходимости арендовать большие площади, вкладываться в ремонт, в покупку мебели. В свою очередь, открытие коворкингового пространства в высоком ценовом сегменте рынок может расценивать как свидетельство того, что интерес к новым, гибким принципам формирования рабочего пространства проявляют как девелоперы, работающие в премиальном ценовом сегменте, так и крупные корпорации, которые все чаще оценивают целесообразность нестандартного подхода к выбору офисного пространства.

В Алматы и Нур-Султане открываются заведения, входящие в международные сети коворкингов. В 2017 году в Алматы открылось рабочее пространство Regus, часть глобальной сети, насчитывающей около 3000 бизнес-центров в 900 городах. Весной 2019 года в Нур-Султане открылась площадка Seedspace Nur-Sultan, проект реализован на территории отеля Hilton Astana городским акиматом, компанией BI Property и бизнес-инкубатором Seedstars в партнерстве с Astana Innovations. «В Seedspace будет действовать специальная бизнес-модель. Будут продаваться абонементы, которые откроют доступ к сети Seedspace по всему миру. Пространство состоит из трех зон: коливинг (в проекте предусмотрен отель на 14 номеров), коворкинг и аренда офисов. Мы также развиваем коворкинговое пространство в Astana Business Campus на территории 45 га», – говорит Арсен Мухамбетов. По словам представителей BI Group, на стадии проекта трудно прогнозировать уровень заполняемости, поскольку спрос на услуги коворкингов – величина непостоянная, может меняться не только на протяжении года, но и в течение одной недели.

Вслед за двумя самыми крупными городами тренд на открытие коворкингов подхватили регионы, и одним из первых оказался Шымкент, получивший в прошлом году статус города республиканского значения. В относительно новом для местного рынка формате работает коворкинг Scrum, под крышей которого расположился региональный офис Chocofamily. Администрация предлагает арендовать рабочие места за 22 000 тенге в месяц. Аренда включает доступ к общим услугам и возможность работы в удобное для клиента время. Фрилансеры или командированные, у которых нет необходимости арендовать место на целый месяц, могут воспользоваться услугой «динамичного» рабочего места, которая предполагает, что клиент приходит со своим ноутбуком и занимает любой свободный стул или диван.

Гибкие варианты резидентства с оплатой от почасовой до помесячной, а также с возможностью аренды конференц-зала и переговорных комнат предлагает шымкентский коворкинг «Цех», среди арендаторов которого как разработчики сайтов, мобильных приложений, так и предприниматели, работающие в разных сферах, от дистрибуции продуктов питания до творческих мастерских. Аренда рабочего места на один день обойдется в 2000 тенге, на 30 дней – в 21 000.

Коворкинги в Казахстане делают первые шаги, и, оценивая более отдаленные перспективы, участники рынка прогнозируют рост спроса и открытие новых центров в крупных городах. Тому будет способствовать тенденция к дальнейшему сокращению расходов на аренду помещений и переезду в офисы небольшого формата.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить