К чему приведёт присоединение СК-Фармации к Фонду медстрахования

Один из актуальных вопросов институционального характера в сфере здравоохранения – планируемое присоединение ТОО «Самрук Казына-Фармация» к Фонду социального медицинского страхования

Фото: © Depositphotos.com/AndreyPopov

Статус ФСМС в связи с перспективой переноса сроков полного введения обязательного медицинского страхования до 2020 года пока неясен, а СКФ, или единый дистрибьютор, отвечает за бесперебойное обеспечение лекарствами клиник-поставщиков гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).

Однако, предлагаемое присоединение несёт в себе ряд серьёзных противоречий.

Во-первых, возникает замкнутый круг во взаимоотношениях ФСМС и клиник. Процесс выглядит так: ФСМС, как заказчик, контрактирует клинику на предоставление медицинских услуг населению; после чего клиника за счет средств того же контракта контрактирует ФСМС на поставку лекарств для оказания тех же медицинских услуг. В такой системе у обеих сторон возникают различные, не всегда согласованные, стимулы, а роли заказчика и поставщика накладываются. Трудно предсказать, как это изменит баланс сил и повлияет на управляемость отношений.

Во-вторых, существует две нестыковки стратегического порядка. Основной смысл реформы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) – в разделении функций формирования политики (Министерство здравоохранения) и финансирования медицинской помощи (ФСМС). Однако при реализации предлагаемой схемы ФСМС будет самостоятельно определять потребность в лекарствах и одновременно финансировать эту потребность, что создаст конфликт интересов. Это может привести к снижению обеспеченности клиник лекарственными средствами и поставить под вопрос безопасность пациента. На фоне такого снижения доступности поблекнут все существующие административные барьеры, а конфликт при этом будет скрыт внутри системы.

Здесь начинается плавный переход к проблеме централизации: существование множества субъектов здравоохранения, и, соответственно, множества сил, делает видимыми конфликты. И это важно: обострение проблем и вынесение конфликтов за пределы системы либо на более высокий уровень – один из ключевых ингредиентов решения вопроса недофинансированности отрасли. В условиях же сверхцентрализации системы проблемы будут законсервированы, а у субъектов не останется рычагов воздействия на ситуацию, как это уже произошло с управлениями здравоохранения регионов.

В-третьих, с точки зрения тактики сглаживания переходного периода реформы ОСМС, фонд на начальном этапе должен быть компактной, оперативной, максимально сфокусированной структурой. Если же к ФСМС будет присоединена столь крупная организация, как СКФ, фактически иного рода деятельности, то фонд рискует не выполнить в полной мере собственные ключевые задачи.

Остается надеяться, что позиции реформы ОСМС не будут ослаблены поспешным институциональным решением.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


консультант в сфере здравоохранения

 

Статистика

2124
просмотра
 
 
Загрузка...