Что казахстанцы чаще всего покупают в интернете

Согласно прогнозу eMarketer, мировой рынок e-commerce будет расти. Своим видением развития электронной коммерции с Forbes.kz поделились руководители одного из крупнейших игроков на рынке e-commerce в СНГ — EVO.company

Источник: eMarketer
Источник: eMarketer

EVO.company — продуктовая IT-компания,  один из лидеров рынка электронной коммерции Украины. Компания создаёт маркетплейсы и торговые интернет-площадки, на которых предприниматели и частные лица продают свои товары и услуги. Проекты компании успешно работают на Украине (prom.ua, bigl.ua, crafta.ua, zakupki.prom.ua, kabanchik.ua, vchasno.com.ua) и в странах СНГ: satu.kz, megamaster.kz, deal.by, tiu.ru.

По экспертным оценкам, доля e-commerce в общем объёме мирового ретейла составляет 10-15% при ежегодном росте на 22%. Казахстанский рынок в этом плане находится в зачаточном состоянии. Доля e-commerce в нашей стране составляет всего 1%, а динамика роста — 25% в год. Причем основной рост обеспечивается за счёт маркетплейсов. Это связано с тем, что маркетплейсы по своей природе универсальны и не боятся перепадов спроса на ту или иную категорию товаров. Какая бы категория товаров не росла, маркетплейсы растут вместе с ней, в отличие от интернет-магазинов, которые часто являются заложниками одной-двух категорий.

По словам CEO EVO.company Николая Палиенко, маркетплейсы являются основой для роста электронной коммерции. Ведь уже сегодня капитализация онлайн-ретейлера Amazon в два раза больше, чем у крупнейшей в США сети супермаркетов Walmart.

- По нашему мнению, маркетплейсы популярны у продавцов и покупателей по ряду причин. Во-первых, мы предоставляем готовую инфраструктуру и технологии для онлайн-торговли. Не каждый предприниматель может позволить себе открыть интернет магазин, так как это дорого и его постоянно нужно обслуживать. Во-вторых, у наших сервисов огромная аудитория потенциальных покупателей, что даёт возможность начать продажи уже с первого дня после размещения своего предложения. В-третьих, маркетплейсы располагают продавцов к улучшению качества обслуживания клиентов и расширению ассортимента предлагаемых товаров или услуг. С помощью своих отзывов покупатели могут напрямую влиять на продажи, что заставляет предпринимателей постоянно улучшать сервис. Мы называем это эволюцией участников. Также, существенное влияние на развитие маркетплейсов оказывает доступность «длинного хвоста» товаров и услуг для любого потребителя и обеспечение доверия между покупателем и продавцом, — отмечает Николай Палиенко.

Одной из отличительных особенностей онлайн-ретейла в Казахстане является «мобильность» покупателей. По данным We Are Social and Hootsuite 93% интернет-пользователей по всему миру используют мобильный интернет. Казахстан в тренде — более 70% казахстанцев посещают интернет-магазины с мобильных устройств. Чего не скажешь об Украине и Белорусии, где доля мобильных пользователей составляет 43% и 35% соответственно. Лидером же по этому показателю является Китай — 82%.

Эту статистику отчасти подтверждают данные Satu.kz, где за первое полугодие 2017 доля трафика с мобильных устройств составила 55%, а доля заказов от этих пользователей — 65%.

* включая пользователей мобильного приложения
* включая пользователей мобильного приложения

- По нашим прогнозам в 2017 товарооборот рынка e-commerce в Казахстане вырастет на 25% и составит около 28,6 млрд тенге, — отмечает Иван Портной, руководитель отдела развития маркетплейсов.

По его словам, украинцы больше покупают на локальных маркетплейсах, а казахстанцы — на зарубежных. Тем не менее, за первое полугодие 2017 пользователи Satu.kz приобрели у казахстанских предпринимателей товаров на 10 млрд тенге. Это на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И хотя количество заказов уменьшилось на 12%, средний чек заказа увеличился на 29% и сейчас составляет чуть более 30 тыс тенге, что в 2,5 раза больше, чем на Украине.

- В предыдущие годы драйверами роста электронной коммерции Украины были сначала техника и электроника, затем — одежда, обувь и аксессуары. Но в ближайшем будущем предпочтения потребителей изменятся. Продажи будут расти в таких категориях товаров, как красота и здоровье (в основном, косметика и парфюмерия), а также товары для дома, продукты питания. А вот в Казахстане товары для красоты и здоровья, а также для дома и сада уже являются лидерами продаж, в то время как перспективным направлением станут зоотовары и канцтовары, — говорит Иван Портной.

Основными драйверами роста e-commerce рынка Украины и Казахстана, по мнению Ивана Портного, станут надежные системы платежей, дешевая доставка и рост количества мобильных приложений для онлайн-торговли.

В Казахстане безналичный способ оплаты товаров и услуг растет, в 2016 сумма безналичных платежей выросла на 60% по сравнению с 2015 и составила, по данным НБ РК, 1,3 трлн тенге. Тем не менее, для казахстанских пользователей наличные являются приоритетным способом оплаты товаров и услуг на Satu.kz — 77% покупателей отдают предпочтение этому виду оплаты.

С июня 2017 пользователи Satu.kz могут принимать и производить оплату товаров с помощью Visa и MasterCard, выпущенных любым банком страны. Совместный проект Satu.kz и финтех-компании Wooppay стал первым онлайн-способом оплаты покупок на крупнейшем маркетплейсе Казахстана.

В современном мире маркетплейсы не ограничиваются продажей товаров, а заполняют все большее количество отраслей. Например, жилье в любом уголке мира можно забронировать с помощью сервиса AirBnB, который сам не владеет недвижимостью, а выступает посредником между арендатором и арендодателем. А заказать такси можно в Uber, который также не владеет ни одним автомобилем. CEO EVO.company Николай Палиенко видит большие перспективы в развитии C2C маркетплейсов, следствием чего явилось приобретение в феврале 2015 онлайн-сервиса заказа услуг Kabanchik.ua. В Казахстане этот сервис известен под названием MegaMaster.kz.

- Сегодня большинство казахстанцев для решения бытовых задач обращаются к специализированным компаниям. Однако, стоимость их услуг значительно выше, чем у частных мастеров, а скорость выполнения заданий ниже за счет потери времени на организацию рабочего процесса. C2C маркетплейсы устраняют эти недостатки, так как заказчик услуги напрямую контактирует с ее исполнителем. На Украине, к примеру, с момента размещения заявки на сервисе до её полного выполнения проходит всего 2-3 часа. А из-за низких издержек частного специалиста или ИП стоимость услуг снижается на 30-40%, — говорит Роман Киригетов сооснователь и CEO проекта MegaMaster.kz.

По данным MegaMaster.kz, активнее всего казахстанцы становятся домашними мастерами, курьерами, мастерами в сфере строительства и интернет-фрилансерами. На Украине со специализациями ситуация аналогичная, однако в тройку самых популярных вошли клининговые услуги. В Казахстане эта ниша менее развита и занимает 7 место в рейтинге.

- Краеугольный камень развития сервисов заказа услуг — гарантия безопасности пользователей. Чтобы ее обеспечить мы тщательно проверяем всех исполнителей (вплоть до проверки паспорта). После выполнения каждого задания специалисты получают отзыв заказчика и оценку качества работы, а заказчики получают обратную связь от мастеров. Такая система рейтингов и отзывов минимизирует для обеих сторон шанс связаться с мошенником, а механизм «Безопасная сделка» гарантирует исполнителям оплату выполненных заданий, — говорит Роман Киригетов.

Будущее маркетплейсов очевидно, они будут расти за счёт более мелких игроков на рынке, как это происходит в реальной жизни — крупные торговые центры поглощают мелкие точки розничных продаж. Учитывая, что это будет выгодно, как продавцам, так и покупателям, такое будущее должно устраивать всех.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


Технический директор Forbes.kz

 

Статистика

6255
просмотра
 
 
Загрузка...