Казахстанский покупатель ведёт себя уверенней, чем российский

По оценкам Национального банка Казахстана, с апреля 2017 рост экономики в республике стал восстанавливаться, ситуация на рынке труда улучшается
Фото: © Depositphotos.com/halfpoint

И это несмотря на то, что уровень реальных заработных плат в первом квартале упал на 2,7% по отношению к значению за январь-март предыдущего года. По данным торговых центров Казахстана, трафик в них растет, обороты арендаторов также растут, по сравнению с прошлым годом.

Если мы посмотрим на ситуацию в России, реальные располагаемые денежные доходы в апреле снизились на 7,6% по сравнению с апрелем 2016 (по данным Росстата), экономическая ситуация находится в состоянии неопределенности, покупатель чувствует себя неуверенно и не торопится совершать необдуманные покупки. Реальные доходы россиян снижались три года подряд, и это снижение по темпам почти в три раза обгоняет Казахстан. Темп розничных продаж в России в реальном выражении стал нулевым. Это не могло не отразиться на покупательской модели россиян, которая стала исключительно рациональной и сберегательной.

Shopping Index в Москве (плотность потока, который рассчитывается еженедельно на основе анализа трафика более чем 150 торговых центров) в 2017 показывает снижение на протяжении всего первого квартала на 7-10%.

В Казахстане, в отличие от Москвы, покупатель ведет себя в соответствии с сезонностью категорий, что говорит о большей покупательской уверенности, по сравнению с Москвой. По данным Shopping Index Казахстана в сегменте «одежда – обувь», она ярко выражена, в отличие от Москвы, где покупатель старается приобретать товары и продукты исключительно по скидкам, в сезон больших распродаж. В Москве ни сезонность, ни праздники в такой степени уже не влияют на сам факт покупки. По словам представителей крупных обувных сетей, таких как Zenden, «Обувь России», пик продаж в Москве приходится на традиционно несезонный месяц – декабрь, когда проходят акции и скидки (журнал «Молл», N 135, март 2017, см. график).

По словам исполнительного директора Eurasia RED Дмитрия Ревина, молл «Апорт» чувствует себя очень комфортно. Сегодня молл строит третью очередь своего проекта, планируя трафик в 12 млн гостей в год. К 2016 посещаемость «Апорта» уже составила 10 млн гостей, что втрое больше, чем в 2009.

- 10 лет назад молл ориентировался на клиентов масс-маркет и на привод в страну первых флагманских профессиональных концепций доступных международных брендов, - говорит Дмитрий, - данная стратегия после трех девальваций за эти годы полностью оправдала себя и доказала свою жизнеспособность. У наших лучших арендаторов за последний год прирост оборотов - от 15 до 42% в тенге.

- Казахстан пострадал от девальвации рубля в меньшей степени, у нас нет санкций - комментирует ситуацию заместитель директора по аренде MEGA в Алматы Зарина Самигуллина, - сейчас рынок восстанавливается. Наш покупатель – в сегменте средний плюс едет в MEGA целенаправленно, с деньгами, у нас высокая конверсия. К нам приезжают развлечься, приятно провести время и сделать шоппинг всей семьей. Арендаторы чувствуют себя хорошо.

- В отличие от Москвы, где доминирует рациональная модель покупательского поведения, - комментирует финансовый директор ТРЦ «Dostyk Plaza» Алексей Хегай, - в нашем торговом центре, скорее, превалирует покупательская модель с привычным и поисковым поведением, характерная для экономических моделей торговых центров в период восстановления и роста. В целом, можно предположить, что Алматы отличается по покупательскому профилю от Москвы. Но, думаю, есть и много общего между нашими моделями. Несмотря на то, что алматинские ретейлеры в последнее время проводят нетипичные и внесезонные распродажи, интерес потребителей к акциям все еще велик, однако сейчас такие акции требует внятной маркетинговой поддержки, с прямой и понятной коммуникацией с потребителем.

Что же касается трафика, суммарное количество посетителей Dostyk Plaza в первом квартале отражает существенный рост посещаемости. Прирост за 1 квартал 2017 составил 54% к показателям 1 квартала 2016. При этом рост трафика посетителей произошёл на фоне стабильной конверсии в 60-70% и рост фактического оборота по всему ТРЦ в тенге составляет 27,2% по отношению к 2016, и 87,7% к 2015.

А вот с майскими праздниками в этом году произошло нетипичное отклонение. В мае была аномально хорошая и жаркая погода, и горожане предпочли выезд на природу, в горы, к речкам и водоемам, что сказалось на сглаживании пиков посещения, привычных для этого месяца в прошлых годах.

На позитивный рост показателей повлияла, в том числе и реализация отложенного спроса потребителей среднего класса, произошла «оттепель» в сфере ритейла Казахстана в целом, и посетители торгово-развлекательных центров вернулись к потреблению товаров и услуг.

Президент Watcom Роман Скороходов резюмирует:

- В России и Казахстане модель покупательского поведения чем-то отличается, но в чем-то и похожа. Это объясняется объективными факторами, влияющими на экономику России и республику Казахстан. Shopping Index достаточно точно это фиксирует. Данный тренд нужно учитывать и брендам, выходящим на рынок Казахстана, и торговым центрам.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте