Когда торговые площадки обгонят по популярности поисковики

15855

Что ждёт интернет-магазины в будущем, зачем крупные игроки рынка объединяются и какие перспективы у рынка электронной коммерции Казахстана? Своим видением ситуации поделился с читателями Forbes.kz Иван Портной, СЕО маркетплейса Satu.kz

Фото: pixabay.com

Анализируя тенденции e-commerce, можно сделать вывод: если маленькие и средние интернет-магазины не найдут способов «привязать» к себе постоянную аудиторию — в ближайшие 7-10 лет шансы вести прибыльный бизнес у них низкие. Что делать в такой ситуации? Есть два варианта: присоединиться к маркетплейсам или продумать, как по максимуму удовлетворить повседневные и рабочие потребности клиентов, чтобы они стали постоянными пользователями.

Поисковые системы потеряют силу

Сейчас основными источником трафика для интернет-магазинов являются переходы из поисковых систем. Однако тенденции меняются: аудитория все больше доверяет конкретным торговым площадкам. Придет время, когда покупатели будут искать нужный товар не в Google, а напрямую на маркетплейсах.

Так, в США в начале 2018 Amazon стал лидирующей площадкой для онлайн-покупок, на которую пользователи заходили напрямую, минуя поисковики. Согласно аналитическим данным Future Shopper, больше половины покупателей (51%) в Объединённом Королевстве и США начинают искать товары сразу с Amazon. А вот Google для этой же цели используют только 16% респондентов.

Казахстанский рынок онлайн-продаж эта тенденция настигнет в течение ближайших пяти лет. Примерно через 8-10 лет случится переломный момент, когда поисковики перестанут быть первым номером для поиска товаров в онлайне.

3 проблемы для роста e-commerce в Казахстане

1. Логистика

Географические особенности Казахстана значительно усложняют логистику. Ситуацию пытается исправить Казпочта. Для этого логист меняет свою инфраструктуру, чтобы быстро доставлять посылки в отдалённые регионы страны. Пробуют новые форматы — супермаркеты посылок, доставка дронами и т.д. В целом отделения принимают и отправляют более 3 тыс. посылок в час.

Приоритетом для Казпочты является растущий рынок e-commerce Казахстана, который ежегодно увеличивается на 25-30%. Для этого оператор уже обеспечивает все услуги для работы интернет-магазинов: упаковку и хранение товаров, отгрузку через фулфилмент-центры или прямую доставку в отделения или курьером.

2. Уровень доверия в сети

Проблема, которую нужно решать всем игрокам рынка, — это доверие к покупкам в интернете. Из-за его нехватки клиенты до сих пор готовы платить больше, но покупать офлайн, чтобы «подержать в руках» товар перед покупкой.

В Казахстане крупные игроки пытаются решить проблему доверия, внедряя безопасные способы онлайн-оплаты. За рубежом проблему махинаций и недобросовестности решает система платежей PayPal, взяв на себя роль судьи между продавцом и покупателем. Такой же сервис предлагают маркетплейсы Ebay, AliExpress, Amazon, Tmall.

Через некоторое время и наш рынок придёт к практике онлайн-оплаты, заменив собой наложенный платёж. Так, в странах Европы от 44% до 75% интернет-покупок оплачивают картой. Ключевую роль в этом развитии сыграют крупные маркетплейсы. Но небольшому и среднему бизнесу тоже нужно заботиться о своей аудитории, прививать чувство стабильности, изучать и удовлетворять её потребности. В этом и заключается сервис.

3. Сервис

Онлайн-бизнесу стоит подстраивать процессы под потребности клиентов — и точно не наоборот. Увы, логику формата «клиент привыкнет» до сих пор применяют в работе небольшие интернет-магазины и точки продаж офлайн. Для них совершенно нормально не позвонить клиенту в течение 2-3 часов после заказа, ограничить выбор логистических компаний, отправить покупку не в день заказа, а через несколько дней.

Однако если такие компании в скором времени не начнут соответствовать рыночным ожиданиям, их дни будут сочтены. Уже сегодня must have для интернет-магазина — это наличие товара, связь с покупателем максимум через 30 минут после заказа, отправка товара в тот же день, помощь в поиске товара и т.д.

Объединение ради развития

Чтобы обеспечить максимальный уровень сервиса для клиентов, лидеры рынка вместо конкурентной борьбы выбирают кооперацию. Это — всемирный тренд. Конкуренция приводит скорее к росту бюджетов на рекламу, а не бизнес-показателей.

Поэтому крупные игроки рынка объединяются и вместе удовлетворяют растущие клиентские потребности. В Казахстане это сделали Chocotravel и Aviata, в России — Mail.ru, Мегафон и AliExpress, в США — Whole Foods и Amazon.

Этот тренд актуален также для среднего и малого бизнеса. Кооперируясь с крупными игроками, можно вместе завоевать доверие аудитории, удовлетворять клиентские потребности, быть постоянно нужным для заказчиков. Ведь как только значимые игроки рынка улучшают клиентский опыт, требования со стороны покупателей тут же повышаются во всех сферах. Если один банк ввёл круглосуточную поддержку — такого же сервиса будут ждать не только от других банков, но и от операторов связи, сервисов услуг и т.д. Покупатели привыкают к возможности вызвать такси через смартфон, найти сантехника за несколько минут, провести платёж за один клик.

Если не обеспечить положительный клиентский опыт в сфере онлайн-продаж, всем участникам рынка будет сложно перешагнуть 1-1,5 процентный барьер доли e-commerce во всём ретейле. В развитых странах Запада этот показатель уже составляет 15%. Рано или поздно мы тоже придём к этому значению, а рынок электронной коммерции увеличится в 5 раз. Другой вопрос в том, как долго придётся к идти к этому.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить