Почему казахстанцы воспринимают в штыки все начинания власти?

28169

Психоделическая белка затронула коллективное бессознательное

Фото: Андрей Лунин

Алматинская соломенная белка ценой в 23 млн тенге на минувшей неделе побила по рейтингам все информационные поводы, отодвинув на задний план даже спасение детей в Таиланде, за которым, затаив дыхание, следил весь мир. 7 тонн металла, 4 тонны древесины и примерно столько же соломы разделили казахстанцев на два противоборствующих лагеря: тех, кому белка оказалась по нраву, и тех, кто назвал её китчем, раскритиковав в пух и прах. 

Почему все инициативы власти по преобразованию городской среды вызывают критику? Этот вопрос Forbes.kz адресовал двум специалистам – политологу и PR-консультанту. Разговор получился не о белке, а о том, какие ценности в подсознании людей затронула скульптура из сена и соломы.

Они всегда критикуют

Марат Шибутов
Марат Шибутов

Политолог Марат Шибутов состоит в общественном совете Алматы, созданном специально, чтобы люди обсуждали решения чиновников и участвовали в жизни города. Слушания открытые, но горожане к ним равнодушны. Приходят пенсионеры, группа гражданских активистов. Иногда появляются «крикуны», люди с явным психическим расстройством, сделавшие борьбу с произволом своей целью.

- Алматы – терпеливый город. Здесь разговаривают, а не отправляют в психушку, даже если ты немного сумасшедший, - рассказывает он. 

Двухлетний опыт общественной работы позволяет политологу сделать выводы: в Казахстане подросли «диванные войска», которые громко заявляют о себе только в социальных сетях. Их влияние на власть сильно преувеличено, говорит Шибутов, проводя параллели с верой в черную магию: кто-то в неё верит - и она действует. А если не верить, то и действовать не будет.

- В Facebook у нас постоянно разыгрывается драма из советского мультика «А Баба-яга против». Не надо ориентироваться на Facebook. Там сидит всего 450 тыс. человек на всю страну, а в городе живёт 1,7 млн человек. Facebook не представляет сам по себе особой ценности. Почему надо учитывать мнение его аудитории, а не аудитории Instagram или вКонтакте? Непонятно, - говорит политолог.

В обществе в целом принято ругать власть и с удовольствием пользоваться благами, которые она предоставляет. В скульптуре белки горожане видят транжирство и делают с ней селфи, критикуют архитектора Яна Гейла и с удовольствием гуляют по облагороженным улицам. Между тем власть, по словам Шибутова, сейчас трудно назвать неспособной к диалогу. Последний пример – история с проектом обустройства парковой зоны возле озера Карасу в нижней части города Алматы. Местный житель Сергей Васильев организовал кампанию по спасению загрязненного водоёма.

Один – и власть к нему прислушалась! А там жило и живет ещё 20 тысяч человек, которых до кампании Васильева ситуация с озером полностью устраивала, - резюмирует политолог.

Фото: Андрей Лунин

Поколение «мыльных пузырей»

Можно списать поведение общества на «синдром выученной беспомощности». Страдая комплексом жертвы, люди выпускают пар в социальных сетях и верят, «сколько ни старайся, всё равно без толку». Но пенсионеры, жившие в СССР, знакомые с цензурой и «железным занавесом», более активны, чем молодёжь. 

- Одна бабушка без интернета граждански более активна, чем сто молодых, поверьте моему опыту. Наши хипстеры думают, что они знают всё, а их в политическом поле вообще не существует, - говорит политолог.

Такую ситуацию он объясняет инфантильностью. Люди, выросшие в относительно благополучных условиях, не умеют анализировать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность.

- У нас возраст, когда человек начинает активно интересоваться политикой, совпадает с возрастом вступления в брак - 28 лет. Практически до 30 лет среднестатистический казахстанец живёт с родителями, ни о чём не думает, у него полный социальный оптимизм. Гражданская активность идёт от того, что в жизни человек считает реальными проблемами и на что он готов тратить время, силы и деньги. Если он занимается ямами на дороге, то это для него проблема. У людей разные шкалы того, что для них неприемлемо, и именно от этого зависит, насколько развито гражданское общество. Для многих проблемой является только выселение из квартиры.

Холодильник победил телевизор

- Это вопрос не про искусство, а про то, что творится сейчас в нашем коллективном бессознательном, - расставил приоритеты специалист в области PR и маркетинга Ерлан Аскарбеков.

Ерлан Аскарбеков
Ерлан Аскарбеков

Часто критикующий государство за провалы в коммуникациях с обществом, сейчас Аскарбеков не был столь категоричен. Он напомнил, что в диалоге участвуют две стороны. То, что власть поддерживает современное искусство как форму культурного досуга - большой плюс.

- Я сейчас живу в Астане, здесь тоже много уличных скульптур, создан «Арбат» на набережной реки Есиль. Люди к таким вещам привыкают постепенно. Например, редкий случай, когда хочется отметить сильный ход в государственном пиаре: интеллектуальный контакт-центр Астаны. Жители могут направлять обращения напрямую акиму и руководителям структурных подразделений. Ответ приходит максимум через 10 минут - это сильно поменяло имидж руководителя в глазах масс.  

«Эффект Исекешева» показывает, что горожанам нужно решение их конкретных проблем. Иначе в стране, где почти треть жителей имеет долги по кредитам и половина из них имеют просрочку по платежам, возникает ситуация, когда сытый голодного не разумеет.

Почему я заговорил о ростовщиках? Люди обросли непомерными потребительскими кредитами под высокие проценты. Это совершенно не смешно. Многие живут не просто в состоянии честной бедности, а нищеты, отдавая половину или треть зарплаты в начале месяца. Хорошо ещё, если это что-то осязаемое, вроде ипотеки. Нет, чаще всего это глупые удовольствия: тои, дорогие машины, бесконечно меняемые смартфоны. Соединился целый ряд факторов: инфантильность народа, его доверчивость и открытость, непонимание капитализма, плюс изощренный маркетинг.

В Казахстане таких исследований не проводится, но, к примеру, американские власти очень внимательно отслеживают индекс экономического оптимизма. Он хорошо объясняет, почему, несмотря на экономический рост, правительство не переизбирается на новый срок. Экономические потрясения оставляют заметный след в сознании. Людей больше заботит хлеб, а не зрелища.

Фото: Андрей Лунин

- Есть выражение: холодильник победил телевизор. В Казахстане холодильник победил и телевизор, и ноутбук, планшет и смартфон. Нельзя сказать, что очень плохая ситуация, но есть чувство, что все мы ходим по тонкому льду, - говорит Ерлан Аскарбеков. - Люди сами должны взять ответственность за свои кошельки. Прошли восьмидесятые, девяностые, можно было понять, что не надо расслабляться. Масштаб этой проблемы совершенно недооценивается, а это проблема если не национальной безопасности, то психологического самочувствия народа.

Чтобы люди начали смотреть в будущее с оптимизмом, в стране должна сформироваться сильная, верящая в себя профессиональная среда, которая в состоянии вести диалог, а не споры ради спора, считает он. С одной стороны, государство долгие годы деполитизировало жителей, в чём-то опираясь на их пассивность. В стране нет молодых политиков, исследователей, депутатов. С другой, государство хоть и медленно, но пытается что-то менять, считает PR-консультант. Но на вопрос, когда общество будет готово к таким же процессам, Ерлан Аскарбеков дает пессимистичный ответ:

- Проще и быстрее исправить государственный пиар - это вопрос технологий. А здесь вопрос психологии. Здесь, боюсь, либо вообще ничего не поменяется, либо поменяется, самое оптимистичное, лет через 50. Мы вряд ли доживём.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить