Энергоэффективность с китайской спецификой: как Пекин прощается с углём

НЬЮ-ХЕЙВЕН – Изменение климата происходит здесь и сейчас, поэтому легко упустить из вида важные признаки прогресса. Наглядным примером является Китай – мировой лидер по объёмам выбросов парниковых газов. Меняя свою экономическую модель, переключаясь на новые источники топлива, развивая новые транспортные системы и занимаясь экологичной урбанизацией, Китай со своей стратегией устойчивости стал примером глобального лидерства, к которому остальные страны мира должны очень внимательно присмотреться. Поспешно демонизируя Китай из-за торговых вопросов, Запад всё это совершенно проигнорировал

ФОТО: Depositphotos.com/mihtiander

За последние 12 лет в структуре китайской экономики произошёл радикальный переход от избыточной опоры на промышленные отрасли с их дымящими трубами к низкоуглеродному сектору услуг. В 2006 на долю так называемого вторичного сектора (он включает, прежде всего, промышленность, но также строительный сектор и производство электроэнергии) приходилось 48% китайского ВВП, а на долю третичного сектора (или сектора услуг) – всего 42%. К 2018 эти доли поменялись местами: 41% у вторичного сектора и 52% у сектора услуг. Для крупной экономики структурные изменения такого масштаба за столь короткий период являются практически беспрецедентными.

Этот сдвиг произошёл неслучайно. В марте 2007 бывший премьер-министр Вэнь Цзябао выступил со знаменитым предостережением, заявив, что китайская экономика становится всё более «нестабильной, несбалансированной, нескоординированной и неустойчивой». Эти слова спровоцировали оживлённые дебаты по поводу рисков для устойчивости, что оказало огромное влияние на дальнейшие пятилетние планы и реформы в Китае. Руководство страны пришло к выводу, что китайская экономика больше не может себе позволить следовать курсом энергоёмкого и экологически грязного развития, заданным в начале 1980-х Дэн Сяопином с его гамбитом гиперроста.

Одновременно с этой радикальной структурной трансформацией экономики Китай активно менял структуру потребления топлива, отказываясь от углеродоёмкого угля в пользу нефти, природного газа, гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии. Хотя в 2018 на долю угля всё ещё приходилось 58% общего первичного потребления энергоресурсов в Китае, что в три с лишним раза превышает долю угля в остальном мире (18%), эта цифра резко снизилась по сравнению с 74% в 2006 (то есть за год до того, как «четыре не» Вэня впервые привлекли серьёзное внимание к проблеме устойчивости).

Не менее важно и то, что Китай является мировым лидером в переходе на безуглеродные возобновляемые источники энергии, такие как ветер, солнце и геотермальная биомасса. В 2018 потребление электроэнергии из возобновляемых источников в Китае на 38% превышало аналогичный показатель в США и втрое – показатель Германии. Хотя на долю возобновляемой энергетики до сих пор приходится лишь 4% общего первичного энергопотребления в Китае, этот сектор рос на 25% ежегодно в течение последних пяти лет (в том числе на 29% в 2018). И если Китай останется на этой траектории, тогда к 2025 доля возобновляемой энергетики может достигнуть 20% в общих объёмах энергопотребления в стране. Это будет мощный прорыв на пути к более чистой и менее углеродоёмкой экономике.

Быстро меняющаяся транспортная модель стала третьим ключевым компонентом стратегии устойчивости Китая. Страна обладает крупнейшей в мире сетью высокоскоростных железных дорог, наиболее быстрорастущей сетью метро в мире, а также прилагает огромные усилия для перехода на электромобили. Согласно прогнозам Всемирного банка, к следующему году протяжённость введённых в строй высокоскоростных железных дорог в Китае превысит 30 тыс. км (в 2017 эта цифра немного превышала 25 тысяч км), и она увеличится ещё больше в предстоящие годы. Этот энергоэффективный вид транспорта на дальние расстояния резко контрастирует с улегродоёмкой транспортной сетью США – системой федеральных автомагистралей между штатами, построенных в 1950-е и 1960-е.

Наконец, городская среда – очевидный критический аспект любой стратегии по повышению устойчивости – особенно важна для Китая, где быстрая урбанизация будет продолжаться ещё примерно три десятилетия, а доля городского населения, по всей видимости, возрастёт с почти 60% сегодня до 80% к 2050 году. Да, как и в других странах, дороги в крупнейших городах Китая сильно перегружены. Но Китай пытается что-то с этим сделать и может похвастаться тем, что здесь находятся семь из 12 самых длинных в мире сетей метрополитена. Кроме того, в сравнении с рынком электромобилей в Китае все остальные просто меркнут. В 2017 продажи превысили 500 тыс. электромобилей по сравнению с менее чем 200 тыс. в США и Европе. Согласно прогнозам, лидерство Китая в секторе электромобилей значительно увеличится в течение следующего десятилетия.

Китай также выделяется особым вниманием к новой модели экологичных городов, где применяются строительные материалы с низкой энергоёмкостью, лёгкий массовый транспорт, а также имеются хорошо спланированные «городские карманы» с зелёными пространствами. В этом смысле следует особо отметить новый район Сюнъань, проектируемый в качестве «пригородного центра» к югу от Пекина, а также уже существующий китайско-сингапурский экогород Тяньцзинь и недавно объявленные планы Хайнаня полностью перейти на энергетически чистый транспорт. По последним оценкам, Китай сегодня вынашивает планы строительства более 250 экогородов. Поскольку эта страна является сравнительным новичком в урбанизации, у неё есть возможность применять новые модели городского планирования и энергоэффективности, которые были недоступны первопроходцам в индустриально развитом мире.

Достаточно ли всего этого, чтобы добиться существенных перемен для Китая и для планеты? Хорошая новость в том, что доля Китая в мировых объёмах выбросов парниковых газов перестала расти, хотя и остаётся на высоком уровне. Доля Китая в мировых выбросах углекислого газа удвоилась с 14% в 2001 году до 28% в 2011, но с тех пор не росла. Хотя в 2018 объёмы выбросов CO2 повысились в абсолютных цифрах на 2,2%, эта цифра оказалась меньше, чем в США (2,6%), России (4,2%) и Индии (7,0%). Впрочем, этот результат весьма далёк от снижения объёмов выбросов на 1,6% и 2% в Европе и Японии соответственно.

Увы, хорошая новость Китая, вероятно, недостаточно хороша для планеты, которая, по мнению многих, уже находится в кризисе. Одно дело изменить траекторию кривой и стабилизировать долю выбросов. И совсем другое дело – добиться сокращения объёмов выбросов на 20%, как это изначально предусмотрено в Парижском климатическом соглашении 2015. Тем не менее, отказываясь от углеродоёмкого промышленного производства в пользу низкоэнергоёмких услуг, а также поддерживая переход на электромобили, строительство высокоскоростных железных дорог и экологичную урбанизацию (и, скорее всего, сохраняя курс в рамках всех этих тенденций), Китай задаёт высокую планку для остальных стран мира.

Торговая война важна, но Китай выигрывает в гораздо более важной битве за устойчивость. К своей чести, Китай сосредоточил внимание на этой битве в тот момент, когда его подушевой ВВП едва превышает треть от уровня так называемых развитых стран. Сравнительно бедная страна сделала осознанный выбор: переключить внимание с количества на качество экономического роста.

А что делаем мы?

© Project Syndicate 1995-2019 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8707 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
28 января родились
Кайрат Келимбетов
управляющий Международным финансовым центром "Астана"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить