Нигматулин - Шамшидиновой: Вы доплачиваете не за знание языка, а за бумажку формата А4

37525

За что учителя, прошедшие курсы английского, получают доплату 35,5 тыс. тенге, выясняли депутаты у министра образования

Нурлан Нигматулин
Фото: Серикжан Ковланбаев
Нурлан Нигматулин

Министерство образования и науки изучает возможность изменения системы доплаты школьным педагогам, преподающим предметы на английском языке, сообщила глава ведомства Куляш Шамшидинова

Вопрос о размере доплат подняли депутаты мажилиса на пленарном заседании, в ходе обсуждения отчёта правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год. Так, Джамиля Нурманбетова обратила внимание, что в 2018 году из республиканского бюджета было выделено более 1,6 млрд тенге на доплату 6 740 учителям-предметникам, уже получившим сертификаты по прохождению языковых курсов. 

Но, несмотря на то что все эти педагоги получили сертификаты уровня «В» и выше, только 818 из них ведут занятия в формате «полного погружения», то есть полностью на английском языке. 

- 5 922 педагога преподают в формате частичного погружения путём проведения только отдельных элементов урока на английском языке. Но при этом обе категории учителей получают одинаковую доплату – 35 394 тенге в месяц. Получается, что абсолютное большинство сертифицированных учителей не могут вести занятия в формате полного погружения? - удивилась депутат. 

- Преподавание на английском языке должно начинаться хотя бы при выполнении двух условий: первое – уровень подготовленности учителей, второе – это уровень подготовленности самих детей, которые должны были уже полностью получать образование на английском языке. Поэтому в этом году только в 352 школах полное погружение идёт в преподавании предметов. Но изначально было принято решение по доплате всем одинаково. Этот вопрос сейчас обсуждается и изучается Министерством образования и науки, и мы хотим внести чёткое и ясное понимание, кому доплата должна идти, а кому доплата не должна идти. Мы над этим вопросом работаем, - ответила министр. 

- Получается, вы доплачиваете не за знание языка, вы доплачиваете за бумажку форматом А4 под названием «сертификат», - вступил в дискуссию председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Напрашивается вывод, что степень владения языком учителей нивелируется, и, откровенно говоря, понятно, почему это делается. Это позволяет вам просто улучшить показатели в отчётах стратегического плана. (...) Самое главное - от такого непрофессионального подхода страдает качество обучения. Отсюда, кстати, острое восприятие населения такого, с позволения сказать, трёхъязычного образования. Никто не говорит, что не надо преподавать в школах на английском языке, но делать эту работу надо правильно, по-умному, а не ради отчётов.

Депутат Ирина Смирнова продолжила тему. Оказалось, что у министерства расходятся и данные по количеству учителей, прошедших обучение для преподавания на английском языке. Так, согласно отчёту правительства, на языковых курсах по итогам 2018 года прошли обучение 18 902 педагога, или 54,5% от общей потребности учителей-предметников (34 651 человек). Депутату же в ответ на её запрос министерство предоставило другую цифру о прошедших обучение педагогов - 11 423 человека, или 32,9% от общей потребности. 

- Разница при этом составляет 7 479 педагогов, и обучение каждого из них подразумевает немалые деньги. Вот такая арифметика. Объясните, пожалуйста, почему в официальных данных министерства один и тот же показатель представлен разными цифрами? - недоумевала депутат. 

- В 2016-м курсы начинались к концу года, трёхмесячные, и на следующий год эти же люди дальше продолжили обучение шесть месяцев. Такая же ситуация повторилась в 2017 году. Потому что после трёхмесячного курса уровень не взяли. В следующем году ещё 8 месяцев они дальше продолжали обучаться. Одни и те же люди, просто объём курсов был длинный, поэтому такие цифры. 18 902 по каждому году выходит, когда добавляешь, а на самом деле прошли обучение 11 423 человека, - ответила Шамшидинова. 

- Напоминает попытку искусственного достижения показателей стратегического плана. Всё должно быть очень просто. Все эти предметы, начиная с начальных классов, называющиеся арифметикой, затем математикой, когда складываются цифры, очень простые. Вот таких комментариев не нужно делать: «Мы подразумеваем, это считалось или не считалось». Вообще, здесь, как и во всей сфере, надо навести порядок, потому что эта сфера - особенная. Вы это понимаете и знаете, как министр. Она затрагивает очень большое количество граждан, касается формирования личностей, которые будут строить будущее страны. Тем более что из госбюджета выделяются огромные средства. По отчёту Счётного комитета, (расходы на) образование в госбюджете составляют почти 17% всего госбюджета. Более 2 трлн тенге. То есть деньги есть, Куляш Ногатаевна? Деньги есть! Программы есть. А вопросы остаются. И остаются вопросы не только у депутатского корпуса, у общественности накопилось немало вопросов, - заявил Нигматулин. 

В итоге председатель мажилиса предложил уже в сентябре провести парламентские слушания по вопросам образования.

- Куляш Ногатаевна, в сентябре ждем вас. Дети в сентябре пойдут в школу, а вы - к нам в мажилис, - предложил он.

Министр согласилась. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить