Почему казахстанскому образованию опять нужны реформы

23667

Пандемия еще больше усугубила качество школьного образования

ФОТО: © Depositphotos.com/kckate16@gmail.com

Образование в Казахстане по-прежнему пытается оправиться от последствий пандемии. Громче всего об этом говорят результаты Единого национального тестирования (ЕНТ) прошлого года. Из 145 тыс. выпускников, сдававших ЕНТ, 75,5% выбрали тестирование на казахском языке, 24,3% – на русском, и 350 человек, то есть 0,2%, – на английском. Средний итоговый балл составил всего лишь 69,08 из 140. Иными словами, около 40% учеников не смогли достичь порогового балла. Казахстанским школьникам не помогла даже возможность сдать тестирование с двух попыток, впервые появившаяся как раз в 2021 году. Вывод простой: выпускники не сумели в должной степени усвоить школьную программу, а система среднего образования за 30 лет независимости так и не смогла обеспечить такой уровень передачи знаний, при котором отстающих было бы значительно меньше, чем успевающих.

Проблем в школьном образовании много. К старым добавляются новые, и с каждым годом ситуация осложняется все сильнее. Независимые эксперты бьют в набат, среди всех проблем выделяя неравный доступ к знаниям и медленный переход на новые форматы образования. Власти все чаще вынуждены соглашаться с этими высказываниями. Как отмечает ученый-исследователь, историк, эксперт в образовательной сфере Жаслан Нурбаев в работе «Неравенство в системе образования», казахстанцы зачастую становятся жертвами неравенства в разных сферах жизни, что «приводит к социальному напряжению и конфликтам». При этом, по мнению Нурбаева, среднее образование нередко закладывает основу для будущего неравенства, в основном – между сельчанами и горожанами. Экстренный переход на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19, снижение мотивации учеников и необдуманная цифровизация, которая во многих случаях, как это у нас водится, превращается в самоцель – все это лишь усугубляет положение. Тяжело приходится и школьным учителям: среднестатистический отечественный педагог вынужден использовать как минимум две онлайн-платформы для проведения уроков, а то и больше. Административная неразбериха, слабая техническая оснащенность и высокая нагрузка лишают преподавателей какого-либо энтузиазма и творческого подхода к работе.

Проваленные тесты

Низкий уровень знаний школьников подтверждается и международными тестами. Как известно, одна из признанных систем оценки знаний школьников – экзамен PISA, который проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По результатам PISA 2018 года (последний по времени – сдается раз в четыре года) казахстанские ученики заняли 69-е место из 79. Результаты оказались плачевными по всем параметрам: низкий уровень математической грамотности, неконкурентные показатели по естествознанию и удручающие навыки чтения и усвоения прочитанного.

Если PISA фиксирует уровень знаний молодых людей, только планирующих выход в большую жизнь, то другой схожий международный тест – PIAAC – помогает оценить образовательный багаж взрослого населения. К сожалению, и здесь ситуация для нас оставляет желать лучшего. Согласно опубликованным в 2018 году результатам PIAAC, выяснилось, что казахстанцы в возрасте 25–34 лет обладают примерно тем же набором навыков, что и их соотечественники в возрасте 55–65 лет. Это противоречит мировому тренду: как правило, молодежь уверенно обгоняет старшее поколение в плане навыков. Во-первых, молодые люди лучше приспособлены к современному миру. Во-вторых, у них в силу физиологических причин лучше развиты когнитивные навыки. В-третьих, сегодня существенно больше людей получают высшее образование, чем, скажем, полвека назад. Например, в Казахстане почти половина граждан в возрасте 25–34 лет имеет диплом о высшем образовании, тогда как среди жителей 55–65 лет таковым обладает всего 27%. Несмотря на это оказалось, что представители старшего поколения казахстанцев, по результатам PIAAC, обладают более широким набором навыков, чем молодежь.

Другими словами, те навыки и знания, которые люди получали в советское время, зачастую превосходят качество современного отечественного образования (один из традиционных доводов ностальгирующих по СССР). Авторы PIАAC констатируют, что в целом взрослое население в Казахстане демонстрирует низкий уровень как арифметической, так и языковой грамотности. По обоим показателям наша страна находится гораздо ниже средних значений в государствах ОЭСР.

Результаты PIAAC не столь широко известны и растиражированы казахстанскими СМИ, как, к примеру, итоги PISA или неудачи национальной олимпийской сборной. Однако имиджу страны такие плачевные показатели наносят едва ли не больший удар. В отчетах ОЭСР, в частности, отмечается, что каждый второй казахстанец в возрасте 16–65 лет при чтении текста может делать только простые выводы и умеет сопоставлять на предмет взаимного соответствия не слишком насыщенные или длинные тексты.

Новые решения

Правительство прекрасно знает о системных проблемах в образовании и постоянно говорит о них. Решить их, как правило, пытаются очередными реформами. Так, ЕНТ с недавних пор ученики сдают в электронном формате, а результаты получают почти сразу. Вроде бы растет оплата труда учителей, что должно их стимулировать. Например, только за прошлый год заработная плата работников сферы образования в среднем выросла сразу на 27%. По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, начиная с 2023 года Казахстан постепенно начнет переход к 12-летнему формату обучения в школе. Меняется и содержание школьной программы. В частности, в следующем учебном году из нее уберут предмет «Самопознание», необходимость которого всегда была сомнительной (пока предлагается оставить в факультативном виде); учителя больше сосредоточатся на развитии у учеников так называемых soft skills (навыков общения, работы в команде и психологической грамотности). Кроме того, в программу будут введены предметы по финансовой грамотности и основам предпринимательства (последние уже преподаются в ряде школ). Таким образом, наконец-то наше правительство услышало рекомендации ОЭСР, которая еще в 2009 году советовала нам развивать те компетенции, которые помогли бы школьникам социализироваться и реализовать таланты и навыки во взрослой жизни.

О необходимости изменений в образовательных подходах высказывался и глава государства – правда, акцентировав внимание на высшем образовании. «Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла. Приоритет нужно отдать техническим профессиям, предстоит взрастить новое поколение инженеров-промышленников», – сказал, в частности, Касым-Жомарт Токаев на заседании мажилиса в январе этого года. Вскоре после этого, в ходе встречи с казахстанскими бизнесменами, он вновь подчеркнул необходимость перевода высшего образования на технические рельсы и сообщил, что государство планирует отправлять успешных выпускников школ в ведущие технические вузы, преимущественно России. Российское техническое образование будет доступно и на территории Казахстана: по итогам переговоров президентов двух стран в феврале этого года было принято решение об открытии у нас филиалов ведущих вузов РФ соответствующей направленности, среди которых – МИФИ, Национальный исследовательский университет им. Губкина и Московский государственный технический университет им. Баумана.

В будущем станет понятно, поможет ли политическая воля главы государства переломить ситуацию хотя бы в высшем образовании Казахстана. За годы независимости в стране сменилось 12 министров образования, а многие реформы в этой сфере оказались неудачными или неоконченными. В результате общий уровень получаемых школьниками и студентами знаний очевидно пострадал, о чем свидетельствуют и упомянутые выше результаты PISA и PIAAC. А это ни много ни мало уровень нового поколения казахстанцев, которому развивать страну. Учитывая этот факт, никто не удивляется, что любые новые изменения образовательного ландшафта воспринимаются в обществе с изрядной долей опасений и скептицизма.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить