Жанболат Мелдешов: Зарубежные вузы стоят в очереди за казахстанскими студентами

Президент Центра международных программ – о зарубежном образовании для каждого казахстанца

Жанболат Мелдешов
Фото: архив пресс-службы
Жанболат Мелдешов

Казахстанская система высшего образования столкнулась с проблемой отставания от общемирового уровня знаний и их актуальности. Вдобавок не все выпускники школ получают возможность бесплатно отучиться в вузе.

Одним из вариантов решения этой проблемы является получение казахстанцами образования за рубежом. Активную работу в этом направлении ведет Центр международных программ (ЦМП).

О тяге казахстанцев к знаниям, востребованности выпускников иностранных вузов на казахстанском рынке труда и «утечке мозгов» рассказывает президент ЦМП, выпускник Эксетерского университета (Великобритания) Жанболат Мелдешов.

Зарубежное образование – это один из главных актуальных трендов. Чем, на ваш взгляд, вызвано его появление и стоит ли ему противодействовать? Обязательно ли учиться за рубежом, чтобы получить хорошее образование?

- В эпоху инновационной экономики, основанной не на ресурсах, а на знаниях, качественное образование играет решающую роль. Стремиться к лучшим знаниям, найти университет, который даст лучшее образование, несмотря на то, насколько он далеко, - это абсолютно нормальное желание. Мы не считаем нужным противодействовать этому процессу.

Я не могу судить обо всех казахстанских и зарубежных вузах, но могу привести собственный пример. Я учился в Алматинском государственном университете и в РУДН по специальности «Международное право». Так вот, в Алматы я учился по учебникам, авторы которых впоследствии преподавали мне в Москве.

Насколько велик разрыв между казахстанскими и зарубежными вузами?

- Разрыв между нашим и зарубежным образованием варьируется в зависимости от специальности. Например, в гуманитарной сфере разрыв небольшой, и выпускники наших университетов могут без особых сложностей учиться в магистратуре ведущих зарубежных университетов мира. Что же касается технических специальностей, биотехнологии, медицины, то разрыв значителен.

Министерством образования и науки в данный момент проводится большая работа по повышению качества обучения в казахстанских вузах. Главный вопрос текущей повестки дня – реализация принципов академической свободы отечественных университетов, которая даст импульс развитию образовательных услуг. Кроме того, значительное внимание сейчас уделяется изучению английского языка на всех этапах образования. Владение английским языком – необходимый элемент гармоничного развития специалиста высокого уровня в современных реалиях.

Какие преимущества молодому специалисту дает образование за рубежом?

- Образование за рубежом – это не только учёба и признаваемый во всем мире диплом, но и кросскультурные коммуникации. Благодаря зарубежному образованию можно в совершенстве овладеть одним или двумя иностранными языками. В эпоху глобализации уметь находить общий язык с представителями других культур - очень важный навык. Можно приобрести огромный социальный капитал, обзавестись хорошими знакомствами и связями по всему миру.

Здесь очевидна дальновидность главы государства, которому принадлежит идея отправки молодых казахстанцев за рубеж. Его инициатива стала мощнейшим импульсом для развития человеческого потенциала и показала, что качественное зарубежное образование гораздо доступнее, чем кажется на первый взгляд.

Как вы оцениваете изменения в казахстанской системе образования с того момента, когда вы сами окончили университет?

- На мой взгляд, казахстанское образование добилось существенных успехов. Яркий пример – создание Nazarbayev University, развитие системы «Назарбаев интеллектуальных школ». Есть университеты, которые преподают на английском языке, ориентируются на лучшие мировые стандарты, дают актуальные знания.

В целом мы на правильном пути. Образование должно быть прежде всего актуальным. Нужно учить «не для школы, а для жизни». Важно постоянно развивать учебные программы, следить за тем, что ценится на рынке труда.

Чтобы успеть за стремительно развивающейся мировой экономикой, нам нужно уже сейчас вкладываться в исследования потребностей рынка труда. Важно давать научно обоснованные прогнозы по специальностям и профессиям, которые приобретут или, напротив, утратят актуальность через 10-15 лет. От успешности этой работы прямо зависит востребованность наших граждан в будущем.

Бытует мнение, что зарубежное образование бесполезно – выпускники либо приезжают «пустыми», либо получают знания, не применимые в наших местных реалиях.

- То, что Бог не дал, Сорбонна не даст. Но могу заявить ответственно: спрос на выпускников программы у работодателей очень высок если не по его специальности, то в смежных сферах. Работодатели крайне заинтересованы в талантливых кадрах, прошедших обучение за рубежом.

Рост количества высокообразованных людей не проходит бесследно для экономики. Мы вынуждены догонять передовые экономики мира, в первую очередь потому, что они основаны на знаниях, а не на ресурсах. Еще в 2001 году, почти 20 лет назад, эксперты ОЭСР делали вывод о том, что в странах ОЭСР реальный рост добавленной стоимости в отраслях, основанных на знаниях, превышал темпы общего экономического роста.

В докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (это 2003 год) есть достаточно жёсткая цитата: «В условиях острой конкуренции в мировой экономике развивающимся странам и странам с переходной экономикой грозит опасность дальнейшей маргинализации, поскольку системы высшего образования этих стран не готовы к использованию выгод, которые дают формирование и применение знаний». Эта фраза, можно сказать, является одним из ключевых стимулов для меня лично и для всей команды ЦМП.

Какие программы получения зарубежного образования сейчас реализует ЦМП?

- Главная цель ЦМП – сделать качественное зарубежное образование доступным для всех.

У ЦМП пять основных направлений работы. Мы очень активны на международном уровне – это и реализация межправительственных соглашений в сфере образования, и развитие других международных программ, и привлечение иностранных студентов для поступления в казахстанские вузы.

Мы добились многого в работе на международном уровне. Например, сейчас мы плотно работаем с ведущими университетами мира, которые очень заинтересованы в привлечении наших студентов и высоко оценивают их потенциал.

ЦМП договаривается о выдаче грантов в топовых вузах мира, добивается получения скидок на обучение наших студентов. Всего за рубежом обучается около 70 000 казахстанцев, и большинство полностью оплачивают свое образование. Нетрудно посчитать, насколько большой будет экономия личного бюджета родителей и бюджета государства в целом, если обучение каждого станет дешевле хотя бы на $1 тыс. в год.

Более того, ЦМП готов взять на себя роль советника для студентов и их родителей в вопросе выбора страны, университета и даже специальности. Сейчас в этом направлении царит хаос: большинство студентов, уехавших учиться за рубеж, не были осведомлены обо всех возможностях образования за рубежом, выбирали университет, по сути, наугад. Мы же готовы разъяснить все детали, показать все возможности, чтобы выбор вуза максимально соответствовал запросам студента.

Для меня, например, когда я заканчивал школу, мечтой всей жизни было поступление в Алматы. Если бы тогда были люди, которые рассказали бы мне о возможностях обучения за рубежом, я, скорее всего, уехал бы учиться за границу сразу после школы.

Также мы уже несколько лет подряд проводим крупнейшие в Центральной Азии образовательные выставки для того, чтобы продемонстрировать нашим согражданам реальные возможности обучения за рубежом. В последних выставках приняли участие более 100 иностранных вузов, из которых 30 предоставляют бесплатное обучение. Эти выставки также являются хорошей диалоговой площадкой для иностранных и казахстанских вузов и образовательных агентств.

А заинтересованность иностранных вузов в казахстанских студентах действительно высокая?

- Скажу без преувеличения – зарубежные вузы стоят в очереди за казахстанскими студентами! В 2018 мы легко довели количество зарубежных грантов до 10 тысяч, наша задача – просто найти желающих учиться! Дальше эта цифра будет только расти.

ЦМП также начата работа по интернационализации казахстанского образования по опыту Малайзии. Например, Университет Манчестера открывает свой кампус в Малайзии либо какой-то малазийский университет покупает франшизу топового мирового вуза. Обучение ведется по программе этого вуза с привлечением его преподавателей, но стоимость в 10 раз ниже. Именно поэтому поездки в Малайзию за дипломами британских вузов так популярны, а для самой Малайзии это выгодно с точки зрения развития «образовательного туризма».

По тому же пути можно пойти и нам, например, дать возможность ведущим мировым университетам открыть кампусы в Казахстане. Мы могли бы стать образовательным хабом в Центральной Азии, то есть обучать студентов из Индии, Китая, Узбекистана, Ирана и других стран в Казахстане. Для такого развития нужна уже упомянутая мной академическая свобода, чтобы университеты могли самостоятельно принимать финансовые, академические и административные решения. Соответствующий законопроект МОН РК уже внесло в парламент. Сейчас он находится на обсуждении.

Неужели реально уехать учиться во Францию бесплатно?

- Возможностей очень много. Сейчас инфраструктура высшего образования в мире активно развивается, увеличивается количество университетов, сами вузы растут. Во Франции, Германии, Австрии, Чехии и многих других странах высшее образование бесплатное.

Мы просто не используем уникальные возможности для обучения за рубежом. Во Франции учатся более 300 тыс. иностранных студентов. Из них выходцев из Марокко 45 тыс., а из Казахстана – всего 600.

Китай также сейчас выделяет много грантов, количество казахстанских студентов в Китае с каждым годом растет. Китайские университеты, к слову, по качеству выходят на лидирующие позиции, 8 китайских вузов уже входят в топ-70 мировых университетов.

Учиться за рубежом можно недорого. Приведу пример: студент учится в Берлине, в Университете Вильдау. Обучение полностью бесплатное, студент оплачивает только проживание и питание. В месяц это около 500 евро. Но студенческая виза позволяет работать по 3 часа в день и зарабатывать в среднем до 900 евро в месяц. Это позволяет ему почти полностью обеспечивать себя самостоятельно.

Отправку студентов за рубеж нередко называют «утечкой мозгов». Вам не кажется, что активная деятельность ЦМП способствует этому?

- В корне не согласен с формулировкой «утечка мозгов». Во-первых, у 17-летнего выпускника средней школы никаких специфических знаний нет. Во-вторых, об «утечке мозгов» можно было говорить в советские времена, когда, допустим, уезжал профессор, и было понятно, что дорога назад в СССР ему закрыта. Сейчас не то время, академическая мобильность значительно выше. И даже если 1-2% наших выпускников останутся за рубежом, ничего плохого в этом нет. Чем образованнее нация, тем сильнее страна.

Уместнее говорить не об «утечке мозгов», а о развитии человеческого потенциала. Нам нужно быть прагматичными, руководствоваться не эмоциями, а трезвым расчётом. Я считаю, что опускать «железный занавес», заставлять выпускника иностранного вуза немедленно вернуться неправильно. Что будет плохого, если выпускник останется поработать во Всемирном банке? Или в Google?

Посмотрите на Китай: у них очень много программ, по которым молодые люди уезжают учиться за рубеж, и Китай вообще не требует их возврата. Зато в любой лаборатории мира, в любой крупной корпорации есть китайцы. Есть ли польза для Китая от этого? Очевидно, есть.

Я вообще являюсь убежденным противником любых запретов. Казахстану просто нужно учиться создавать и поддерживать связи с казахстанцами, работающими за рубежом. Важно постоянно отслеживать их деятельность, поддерживать контакт, возможно, помогать в тяжелых ситуациях. Это же HR-менеджмент, здесь показателен пример крупных иностранных корпораций: для них рекрутинг – это фундаментальная и очень дорогая часть бизнеса.

А теперь представьте – завтра во Францию уезжают 10 тыс. наших молодых сограждан, и все они после окончания университета остаются там.

- Наша задача – сделать так, чтобы поехало учиться не 10 тыс., а 100 тыс. И, конечно, нам нужно работать над созданием комфортных условий для возвращения, чтобы казахстанские работодатели точно знали, на какие кадры они могут рассчитывать, а выпускники иностранных вузов знали, куда и на какие условия они возвращаются.

К примеру, мы хотим инициировать создание единой комплексной базы данных, в котором будут учтены не только «болашакеры», но и все выпускники школ, студенты, магистранты, обучающиеся как в Казахстане, так и за рубежом. Она позволит отслеживать процесс индивидуального развития, чтобы никого не упустить из вида и предоставить каждому возможность найти свой путь – свое учебное заведение или работодателя по душе.

Насколько высок интерес казахстанцев к обучению за рубежом?

- Казахстанцы горят желанием учиться. Спрос на зарубежное образование постоянно растет. Например, в прошлом году на 200 венгерских грантов мы получили 227 заявок, а в этом году на те же 200 грантов зарегистрировано полторы тысячи заявлений.

Проблема в другом. Большинство студентов, уезжающих за рубеж, из Астаны и Алматы, потому что здесь развита инфраструктура: курсы обучения иностранным языкам, агентства, которые занимаются отправкой за рубеж.

В регионах эта ситуация похуже, но мы решаем этот вопрос. Мы привлекаем к совместной работе агентства, находящиеся в регионах, которые помогут донести информацию о наших программах до каждого казахстанца. Мы готовы к сотрудничеству и призываем все заинтересованные компании присоединиться к нам.

А насколько прозрачны процедуры отбора?

- ЦМП занимается только приёмом документов. Распределением грантов в рамках межправительственных соглашений занимается МОН. Зарубежные вузы, с которыми мы сотрудничаем, распределяют гранты сами. То есть ЦМП не участвует в распределении грантов непосредственно.

После нашего интервью читатели наверняка заинтересуются возможностями обучения за рубежом. Куда они смогут обратиться?

- Есть сайт ЦМП bolashak.gov.kz, официальная страница центра в Facebook. Есть «горячая линия» центра, готовая помочь каждому и дать ответы на все вопросы. Кроме того, есть канал в Telegram, в котором мы публикуем важные новости об образовании за рубежом.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11502 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
11 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить